Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Этика поведения за столом

5257
Этика поведения за столом  - e-history.kz
Большое значение у казахов имеет соблюдение этикета поведения за столом

Чаще всего гостей не заставляют долго ждать за столом. Существуют общепринятые правила поведения во время трапезы. Перед тем, как приступить к еде, старший из сидящих за дастарханом произносит традиционное благословение («бата») с пожеланиями. Чтобы церемонию трапезы выдержать полностью в традиционном духе, следует омыть руки до и после еды. Очень часто в городской местности, реже в сельской, гостям могут предложить столовый прибор с набором тарелок, ложек, вилок и ножей.

Сам характер угощения, его обилие и разнообразие предоставляют хозяевам лишний раз продемонстрировать свою щедрость и почтительное отношение. Как правило, в настоящее время в отличие от прошлых лет, гостевая трапеза состоит из трех частей. Они включают в себя как традиционные, так и качественно новые продукты, заимствованные у других народов.

Первая, как и у европейских этносов, включает в себя холодные блюда: различные комбинированные салаты, мясо домашней птицы, рыба, фабричные колбасы, сыр, которые непременно дополняются традиционными блюдами из конины – «қазы», «қарта» и «жая», а также всевозможными прохладительным (соки, различные напитки) и спиртными напитками. Употребление в огромном количестве алкоголя, в отличие от прежних лет, дифференцируется. Он мало подается на юге и там, где живут оралманы, исповедующие ислам. Старшее поколение в отличие от молодого или среднего к спиртному сейчас равнодушно.

Вторая и обязательная часть трапезы – традиционное «ет беру» (бесбармак) и третья – чаепитие. В состав последней входят различные фрукты, сладости (конфеты, печенье, изюм, курага, орехи, домашнее варенье и пр.), торты, пирожные и «баурсаки» (обжаренное в кипящем масле пресное тесто), которые приобретая обрядовую семантику, охотно разбираются в конце застолья гостями-женщинами.

Принято, что на званом обеде или ужине предложенный ассортимент блюд должен быть разнообразным и обильным, и это при том, что обязательно следует подать два-три основных традиционных мясных блюда, в ином случае у присутствующих может сложиться мнение, что хозяева дома являются слишком экономными. Отсюда – распространенная практика – при приеме гостей приготовить и выставить на дастархан столько всевозможной еды и напитков, нередко в таком количестве, которое в несколько раз превышает необходимое, чтобы лишний раз продемонстрировать гостям свою щедрость и великодушие. Поэтому гости бывают готовыми к приему такого обильного количества пищи, когда вслед за первым блюдом им непременно предложат второе, третье, четвертое, и при этом они не должны отказываться от очередного.

Согласно национальным традициям, настойчивая просьба гостям попробовать как можно больше предложенных блюд составляет неотъемлемую обязанность каждого гостеприимного хозяина. Приглашенные стараются по мере возможности угодить гостеприимному хозяину – съесть и выпить больше, чем хотелось бы. Естественно, самым ответственным и престижным является вторая основная часть трапезы – подача престижного блюда «ет» (бесбармақ) – вареного мяса с тестом или сочнями и бульоном («сорпа»).

Во многом это связано с закрепленностью за этим национальным блюдом определенной символики, ритуала распределения мяса и различных частей сваренного мяса животного. В работе «Традиционная культура жизнеобеспечения казахов» Н.Алимбай, М.Муканова, Х.Аргынбаева, говорится «распределение их, по сути дела, представляет собой метафорическое обозначение линии поведения и статуса сотрапезников. Происходит как бы сгущение пространства социальных отношений в пространство обряда угощения».

Существует четыре вида составления мясного блюда по-казахски: главный, почетный, средний и малый. В первых двух случаях гостям кладут голову барана («бас») и мясо с тазовой костью («жанбас»), во втором – мясо с голенью («асық жілік»), берцовой костью («ортан жілік»), реже «жанбас», в третьем – остальные части мяса. Голову, как правило, вручают уважаемому или старшему по возрасту гостю («ақсақал»).

По представлениям казахов она символизирует наибольшую степень уважения, так как по народной традиции всего важнее голова. Аксакал должен с определенным смыслом наделить присутствующих ее частями или, отведав, передать другим («бас қыдырту»). Характеризуя критерий установления престижности гостя можно заметить смещение за последние десятилетия параметров из возрастной сферы в социальную.

В связи с этим часто первыми получают голову барана не аксакалы, а лица, занимающие руководящее положение. Остальные части «жілік» преподносят кусками соответственно статусу положения присутствующих. Данный ритуал является общим для всех регионов Казахстана.

Подобный способ распределения мяса встречается и у других, в прошлом кочевых народов: кыргызов, туркмен, алтайцев, калмыков, монголов и т.д. Большей частью, как и у народов республик Центральной Азии, Переднего и Среднего Востока казахи предпочитают, есть мясо пальцами правой руки, что, однако не исключает использования ложек и вилок.

Отметим, что оралманы из указанных выше регионов расщепляют крупные куски мяса также одной правой рукой, реже используя для этого нож. Хозяин никогда не прекращает трапезу первым, давая возможность насытиться гостям. После окончания трапезы мясное блюдо с остатками пищи выносится из комнаты невесткой или хозяйкой дома.

После традиционного блюда «ет» у старшего по возрасту гостя просят дать благословение («ас қайтару»). Затем следует небольшой перерыв, так называемый антракт. За это время убирают лишнее с дастархана, заново сервируют и накрывают стол со всеми полагающимися атрибутами – сладостями, тортами и пр., чтобы предложить и затем подать обязательный в таких случаях казахский чай с молоком.

Махаббат БОЛЬШИНА

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?