Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

ЛОВЧАЯ ПТИЦА НЕ ОСТАНЕТСЯ БЕЗ ДОБЫЧИ...

2409
ЛОВЧАЯ ПТИЦА НЕ ОСТАНЕТСЯ БЕЗ ДОБЫЧИ... - e-history.kz
Каково нынешнее состояние благородного искусства, доставшегося нам от предков?

Если беркут – это символ смелости, мужественности, хваткости, величественности казахского народа, то охота с беркутом – это драгоценное наследие предков, традиция, благородное искусство. В народе есть поговорка «Ставший сознательным ищет свое прошлое» («Есі кірген – ескісін іздейді»). 
Если изначально охота была ремеслом, то со временем превратилась в чудесное искусство аристократов. Традиция охоты с беркутом имеет очень древнюю историю. Об этом свидетельствуют наскальные рисунки двухтысячелетней давности, найденные в наши дни.

Чего стоят сотни легенд про них?! В свое время европейский путешественник Марко Поло, русский историк Н. Карамзин, польский исследователь А.Янушкевич столько писали об увиденным своими глазами прекрасном искусстве охоты с беркутом. Осмыслив, мы понимаем, что это замечательное наследие уходит глубоко в историю.

На самом деле, очень много свидетельств того, что охота была искусством аристократов, предназначенная для утехи ханов, биев, сал-сери. Есть сведения, что Жошы хана окружали 3 тысячи беркутов, у Абылай хана было 500 беркутов, 300 ястребов и соколов. Что Хромой Темир и хан Золотой Орды Токтамыс затеяли вражду из-за одного яйца беркута. А то, что эти благородные птицы были неизменными спутниками Чокана, Шакарима, Абая, Жаяу Мусы, Биржан сала, Мади, Акана сери, Сегиз сери, Сакена Сейфуллина и Мухтара Ауезова лишний раз подтверждает высокое достоинство этого наследия.

Однако в советское время национальные ценности рассматривались как «пережитки прошлого, религиозных взглядов» и пресекались всякие попытки распространения этого искусства. Вместе с этим начали забываться культурное наследие, традиции и обычаи народа. Однако сейчас, потомки народа, так тесно связанные с этим высоким искусством, начали размышлять о внесении его в число спортивных состязаний. Таким образом, в 1987 году, несмотря на множество препятствий, в Алматинской области впервые была построена школа охоты с ловчими птицами «Жалайыр Шора». В этом деле участвовали этнограф Жагда Бабалыков, общественный деятель Заманбек Батталханов и сокольничие Сарсебек Даулетбакулы, Айтбай Жетибайулы, Байжунис Кодеков.

Результатом постоянного поиска и огромного труда стало проведение на высоком уровне ежегодного Республиканского спортивного соревнования сокольничих «Сонар», увеличение числа национальных спортивных школ, открытие отделения «Саят», обретение популярности казахских сокольничих в странах дальнего и ближнего зарубежья, появление первого национального костюма сокольничих, участие казахстанских беркутчи во всемирном фестивале охотников с ловчими птицами, прошедшем в Англии, всесторонняя пропаганда охоты и многие другие достижения.

Также, в 2012 году наша страна предложила внести искусство охоты с ловчими птицами в перечень «Нематериальных ценностей» ЮНЕСКО. Это - национальная ценность, мировой бренд.

Мы должны приучать молодежь к этому искусству еще со школы, если хотим сохранить и передать следующему поколению эту прекрасную традицию.

Даулет ИЗТИЛЕУ

Перевод Гульнур Сериккызы

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?