Кейки – образ, любимый народом. Некоторые называют его человеком, который избрал свой путь и сошел с пути шариата. Судить об этом можно лишь пережив все, что пережил Кейки. Мы все еще не смогли раскрыть мужественный характер Кейки батыра. В какой-нибудь другой цивилизованной стране в честь такого батыра, народного любимца как Кейки, давно назвали бы его именем и населенные пункты, и улицы.
Кейки батыр – батыр, участник народно-освободительного движения от его начала до конца. С глазу на глаз сражался с врагом, был вооружен последними моделями вооружения на тот период, у него на вооружении были снайперская винтовка, пулемет с несколькими десятками патронов, пушка, ручные гранаты и другое оружие. Кейки в открытую нападал на врагов, которые изучали все азы военной науки, обороны, годами проходили военную подготовку.
В энциклопедии, опубликованной в 2006 году Костанайским областным издательством «Арыс» приводятся такие сведения (стр.410): ... Кейки батыр Кокембайулы (Нурмагамбет) (1873-1924) р. в местечке Байтума копасы Кайдаулской волости Амангельдинского р-на Нар.герой, один из рук.нац.освоб. восстания 1916 г., соратник А.Иманова. Участвовал в осаде г. Тургая, в 1916 году был арестован и казнен в 1923. В музее Антропологии и этнографии г.Санкт-Петербурга хранится череп батыра, пронумерован за №3383. В этих документах записано следующее: «3383. Череп знаменитого бандита казаха – Кейки, уроженца Кайдаульской вол., Тургайского у., казненного в советский период. От Д.Д. Букинича в дар в 1926 г. Документы: Записка собирателя. 3/ХІ-33».
Еще прочитайте: КЕЙКИ БАТЫР: СУДЬБА, ИСТОРИЯ, ПРИМЕР. В другом документе пишется следующее: «Инв.№ 3383. 45 лет. Череп знаменитого киргизского бандита Кейки, Тургайского уезда, Кайдаульской волости, свирепствовавшего в Степи в 22 и 23 гг. Наводил ужас своими зверствами на местное население и на переселенцев, двигавшихся из Актюбинска в Атбасар. Был очень набожен и всегда в молитвах раскаивался в преступлениях. Его бандиты участвовали в отрядах красных и в отрядах белых. Участвовал в осаде киргизами города Тургая в 1916 году. Он почитается киргизами за свою храбрость и считается «батыром», несмотря на свой невзрачный вид (низкого роста, худощавый). Был неоднократно арестован, но всякий раз бежал. При поимке голову отрубили кетменем и доставили в г.Тургай, где она была вывешена на площади. Д.Букинич». Здесь явно присутствуют нестыковки.
Если говорить о гибели Кейки батыра, то, не сумев поймать его хитростью и уловками, к весне 1923 года к Кейки, который находился в Улытау, направились войска под командованием комиссара Токарева с доверенностью от Алиби Джангельдина. В письме от имени Алиби Джангельдина были написаны убедительные слова: «Советская власть прощает все преступления, убийства, которые он совершил, и перевоспитает батыра. К нему не будет применено наказание, так как он заблудился, избрав не верный путь, позицию». И батыр поверил этому заранее продуманному предательству.
Конечно, он поверил не Токареву, которого уважал как друга, а Джангельдина, которого считал своим родственником, земляком, и решил: «уж лучше умереть на родной земле, чем на чужбине, тем более по закону военного времени применение силы против врага и стрелять в них – закономерность, потому что я сражался свою землю, за свой народ, за его свободу и на этом пути проливал кровь, может они и простят допущенные мной ошибки», - думал батыр, идя на риск. До встречи с Кейки, Токарев установил связь с уважаемыми в народе людьми, через них выказывая свою дружескую позицию, что не имеет злых намерений, и несколько раз передавая, что у них имеется доверительное письмо от Алиби Джангельдина. К тому же они давно знали и уважали друг друга, это тоже послужило поводом для встречи. Токарев позволил Кейки батыру оставить при себе оружие, и выехали в Тургай.
И здесь может возникнуть закономерный вопрос: а кто такой Токарев? Токарев с 1916 года близко общался с казахской интеллигенцией, один из активных участников русской революции, член Советской власти, установленной в Тургае после национально-освободительного восстания, член Тургайского Совдепа, был военным комиссаром, знал казахский.
Итак, выехав по пригласительному письму Кейки батыр по пути останавился на привал в ауле Рахат на берегу реки Жалаулы.
А с этого берега карательный отряд Желяева ждал, когда уснет батыр. Уставшие с дороги и крепко спавшие путники не почувствовали топота конских копыт. Их услышала лишь жена батыра – Акжан, которая была на сносях и вот-вот должна была родить. Она разбудила батыра: «Ойбай! Батыр, враги пришли!». Брат батыра Шубар, которого оставили караульным, уснул (по другой версии на карауле стоял не Шубар, а сын Оспана, старшего брата Кейки). Батыр соскочил, схватил винтовку и ринулся к двери. А в это время в дверях и у оконного проема Желяев живым щитом держал людей, жителей села, которых он запугав пригнал сюда. Дом был окружен. Кейки не мог применить оружие против своих земляков...
Продолжение следует
Фото: Артем Чурсинов