Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Умер великий ученый

1812
Умер великий ученый - e-history.kz
На 78 году жизни скончался видный представитель тюркологии и монголоведения, академик Национальной Научной академии Монголии, доктор исторических наук, профессор, писатель, летописец Ислам Кабышулы

Ислам Кабышулы родился в 1940 году в Баян-Олгейском округе Монголии. В одном из своих воспоминаний он рассказывал: «Я средний из трех детей, рожденных во время Великой Отечественной войны. В шесть лет меня повели в школу вместо моей восьмилетней сестры Рабиги. Закончив трехлетнюю школу в 5-й класс пошел в десятилетнюю школу №1 окружного центра».

Тюрколог, историк Ислам Кабышулы любил литературу, на путь науки привела его дипломная работа. С детства он любил читать книги, знал много исторических эпосов, и сам публиковал на страницах газет и журналов литературные произведения. В двенадцать лет в окружной газете «Өркендеу» было опубликовано его первое стихотворение, а в 16 лет в монгольском журнале «Цог» был опубликован его первый документальный рассказ. Далее Ислам ага поступает на факультет журналистики Улан-Баторского университета. Тема дипломной работы – «Құпия шежіренің құпия сырларынан» (Тайные секреты тайной летописи). Его дипломную работу высоко оценили ученые университета дав оценку, что это работа стоит кандидатской и советуют ему заниматься наукой.

После окончания учебы его приглашают в Совет Секретарей Центрального Комитета правящей на тот момент партии Монголии и назначают на службу в газете «Үнэн» (Ақиқат). Газета – орган партии и правительства. И в это время его наставник, академик Рэнцэн Бямбаев дает ему такое напутствие: «Твой талант оценили. Если не директор Института, то каким бы ты не был ученым в коридорах Университета тебя никто не узнает. А «Үнэн» доступен лишь сильным монгольским писателям, журналистам. Это отличный шанс для роста как ты казахского парня. К тому же удобно для поступления на аспирантуру». В то время, когда была жесткая кадровая политика Ислам Кабышулы был принят на работу в газету, считающейся глазами и ушами правительства.

Свое напутствие дал ему Алькей Маргулан

В свой приезд в Монголию в 1973 году Алькей Маргулан посетил памятник Тоньюкоку, проводил исследовательские работы. Но, в связи со срочностью дел не смог поехать к памятникам Кюльтегина, Бильге кагана, также он не смог посетить край казахов – Бай-Олке. В этот приезд его сопровождал казах, молодой ученый, журналист Ислам Кабышулы. Алькей Маргулан дает ему свое благословение и велит заниматься тюркологией. «Чингисхан кинжалом и мечом пришел на землю казахов, стрелял в куланов, охотился на косулей и оставил свой след в истории, а ты, сын казаха пожелал с пером в руках, говорить на языке страны, где сам живешь, оправдать его надежды. Великий казахский ученый Чокан Валиханов мечтал приехать в этот край, но не суждено ему было пойти дальше Кашгарии и Турфана, он ушел из жизни слишком молодым. Из казахов зарубежья, тех кого я знаю, я не видел ни одно человека кроме тебя интересующегося историей нашего народа. Твердо следуй к намеченной цели, не бойся тягот и лишений», - говорит академик А.Маргулан. После окончания аспирантуры в Москве и защиты кандидатской, он при Академии Наук Монголии основывает «Казахско-Тюркский Исследовательский Центр». Он первым инициировал проведение капитального ремонта тюркских памятников Монголии, проблему прокладки дорог. Через организацию «Тика», относящуюся к Министерству Иностранных Дел Турции он решает вопросы финансирования восстановительных работ мавзолея Памятников Орхона.

Также ученый доказал, что 1400 лет назад у тюрков была своя письменность, провел анализ 6 письменных алфавитов известных миру. Письменность он связывает с Орхонскими письменами. Он при поддержке ЮНЕСКО принимал участие во включении Орхонских памятников в научный оборот. Он был инициатором проведения в 1997 году восстановления сканером памятника Кюльтегина в японском городе Осака, копия памятника была установлена в Евразийском национальном университете имени Л.Н. Гумилева.

Ислам Кабышулы перевел на казахский язык «Сокровенные сказания монголов», в течении 50 лет исследовал ее сравнивая с летописью тюрков. Он автор исторических исследований: «Қазақ қауымы» (Казахи), «Моңғолия қазақтарының тарихы» (История казахов Монголии), «Керейлер керуені» (Караван кереев), роман-трилогии «Ұрпағың үзілмесін» (Да не прерывается твой род).

Ислам, проанализировав историю тюркоязычных народов за последние 2200 лет, написал труд «Тұран әлемі» (Мир Турана). За этот труд он был удостоен звания «Историк мира» и «Заслуженный деятель науки Монголии».

Кратко расскажем о исследовательских трудах и книгах ислама Кабышулы.

Историко-исследовательская книга «Мир Турана» (Тұран әлемі).

Книга рассказывает об истории народов Средней Азии. Книга ценна тем, что впервые предоставила исторические данные из истории около тридцати тюркоязычных народов и народностей, населявших территорию семи независимых государств Средней Азии.

«Мир Турана. История тюрко-монгольских народов», Алматы, Издательство «Санат» - 2007 год.

Книга написана на основе монгольских, китайских данных, отличается тем, что ранее искажавшиеся факты были даны в новой формулировке. С помощью книги ознакомитесь с историей скифов, гуннов, киданей, государства Найманов и Кереев, многих других племен, родов, народов. Книга состоит из шести глав.

«Қазақ қауымы: Қазақ ұлысының 2200 жылдық тарихы», Алматы, Издательство «Жазушы» – 1997 год.

В книге собраны несколько научно-исследовательских работ, рассказывающих о непростой судьбе казахского народа, начиная с общинно-родового строя и до становления единого государства, о его взаимоотношениях с монголами, Китаем, киданями, джунгарами. Также рассказывает о древних племенах Найманов и Кереев, чей общинный строй достиг до государственного уровня. Труд состоит из четырех глав. Первая глава. История мира. Здесь рассказывается о древней истории кочевников, о племенах сяньби, жужан, тоба, монгол. Вторая глава посвящена средневековому периоду. Третья глава - период нового времени. Четвертая глава называется о «Сокровенном сказании» и летописи тюрков.

Караван кереев (Краткий историко-этнографический обзор), Баян-Олгей – 1978 год.

Рассказывает об истории кереев Алтая, Кобды.

История казахов Монголии, Баян-Олгей – 1980 год.

Исследовательский труд об истории откочевки казахов из Алтая в Кобду в 60-80 годах ХІХ века, выборы торе, деление на Улусы, «Правила Абак Кереев», также в труде повествуется о числе аулов, откочевавших в Кобду, льготах со стороны Монгольского ханства, проблемах пастбищных угодий, о проблемах кочевки 1869-1870 гг.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?