Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Далекая и близкая Астрахань

2981
Далекая и близкая Астрахань - e-history.kz
Расстояние между Астраханью и Астаной составляет около 2600 км. Вначале мы вылетели в Москву, оттуда на российском лоукостере полетели в Астрахань

Жасым бар қос мүшелде – жылым сиыр,

Тағдырдың айдауымен кеттім қиыр.

Халық әні

Так поет известная среди китайских казахов певица по имени Мамыр.

Эту песню Мамыр, поющая только на казахском, записывала в одной из лондонских студий в новом формате, в трех голосах. Я гарантирую что, когда вы будете слушать эту песню, у вас мурашки побегут по телу, и вы почувствуете нечто иное. Но я хотел сказать о другом. Среди казахов, живших в вольной степи, немало тех, кто по воле судьбы был вынужден уйти в чужие края, в другую страну. В сегодняшней статье мы расскажем об одной из таких больших диаспор – астраханских казахах.

Расстояние между Астраханью и Астаной составляет около 2600 км. Вначале мы вылетели в Москву, оттуда на российском лоукостере полетели в Астрахань. По различным этимологическим теориям город называли «Астархан», «Аджитархан», «Аштархан». Как оказалось, сюда приезжает немало посетителей, самолет был полный. Город, входящий в состав 115 исторических городов России, еще называют «Российской Венецией», «Столицей Каспия». Наверное, поэтому в городе полно иностранцев. Даже сам Альфред Нобель, основоположник Нобелевской премии, некоторое время жил и работал в этом городе.

Приехав в город, мы почувствовали, что попали в икриный рай. Куда глянь, всюду реклама черной и красной икры. По словам местных жителей, их добывают из речных рыб. Она по качеству отличается от морской. Мы не увидели каких-либо отличий, наверно потому что мы казахи – дети степи. Для нас вся икра одинаковая.

Оставив наши вещи в гостинице, мы поспешили осмотреть главную достопримечательность и символ города – «Астраханский кремль». Существует научная гипотеза, что при строительстве «Астраханского кремля» были использованы кирпичи города Сарай-Бату – столицы некогда содрогавшей полмира Золотой Орды. Но об этом расскажем чуть позже. Кремль построен в 1580-1620-е годы в красивом месте – на Заячьем бугре, где пересекаются реки Волга и Кутум. Когда в 1557-1558 годы воевода И. Черемисинов перенес город, планированными фортификационными работами руководили Дей Губастый и Михайл Вельяминов. В строительстве были использованы кирпичи Сарай-Бату, города, расположенного в 140 км от Астрахани. Как были доставлены кирпичи древнего города, который сейчас превратился в руины на берегу реки Актюбе, рядом с нынешним селом Селитерное? Водным путем или же обозами и человеческими силами? Мы не нашли ответа на этот вопрос. На этот вопрос не смогли ответить и местные гиды.

Интересно то, что в крепости укрывалась Мария Мнишек. Кремль является красой Астрахани – «Российской Венецией», «Столицей Каспия». Крепость, предназначенная для обороны от Крымского ханства, изначально была построена из дерева. Так как город находился в отдалении от центра, здесь обитали и морские разбойники, и воры-грабители. Также, здесь нашли вечный покой такие личности, как беглые грузинские цари Ваxтанг VI и Теймураз ІІ. Большой вклад в строительство крепости высотой от 3-х до 8-и метров внес Иван Грозный. Воспользовавшись разногласиями местных ханов, он полностью завладел Астраханью. Таким образом, город Сарай-Бату, которым когда-то любовался арабский историк Ибн Батута, лег в основу стен «Астраханского Кремля». 

Родной язык в Астрахани

История Астрахани, некогда бывшей казахской землей, разнообразна. И национальный состав разнообразен. Здесь проживают представители более 100 национальностей. Из более 1 миллиона жителей 200 тысяч – казахи. Казахи в основном состоят из представителей Младшего жуза. Они прилагают максимум усилий, чтобы сохранить традиции, обычаи и язык родного народа. Есть и некоторые языковые отличия. Например, «садақа» (милостыня, подаяние) – «нияз», «шөберені» (правнук) – «нементай», «рақметті» (спасибо) – «сау бол» (будь здоров). А обычай приглашать семью, похоронившую родного человека, и высказать соболезнования называется «көңілшай».

Раньше в Астраханской области было порядка 70-и казахских школ, из них сейчас осталось около 30. Казахский язык проходит один раз в неделю как факультатив. А в школе имени Абая аула Байбек Красноярского (Қызылжар) района, где мы побывали, до сих пор пользуются учебником казахского языка, выпущенным издательством «Рауан» в 90-е годы. Учебники, вышедшие в последние годы, не подходят к их образовательной программе. Мы не видели здесь наших братьев, сидящих сложа руки, но, оказывается, есть и такие родители, которым уроки казахского языка, которые проходят раз в неделю в тягость, и они поднимают шум. Об этом между делом упомянул директор школы и просил не называть их имен. Пришлось покопаться в прошлой истории. Даже в далеком тяжелом 1945 году здесь было 77 казахских школ. Для сравнения, в те времена в регионе было 142 национальные школы, из них: 42-татарские, 23 – смешанные школы. А сейчас ситуация поменялась в корне. Аксакал аула повторял про себя философские изречения: «человек изменился, или эпоха переменилась?». Мы по-настоящему расстроились уменьшению количества казахских школ.

Покровитель Курмангазы

В программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Н.А. Назарбаев поднял тему сакральных земель. Для казахов, считающих святой ту землю, где остался мавзолей предков, в Астрахани полно таких мест. Достаточно упомянуть мавзолеи Сеит баба и Бокей хана, а также Атан ханым и «прародителя кюя» Курмангазы. Мавзолей Курмангазы Сагырбайулы, важный туристический объект области, ежегодно посещают около 25 тысяч туристов. Об этом мы узнали от коллектива культурного центра имени Курмангазы. Мавзолей Курмангазы находится в ауле Алтынжар Володарского района. На церемонии открытия мавзолея принимали участие Президент РК Н.А. Назарбаев и председатель российского правительства В. Черномырдин. Мавзолей великого кюйши притягивает взоры своей красотой. Автор проекта – мангистауец Максут Нуркабаев.

По словам внука Курмангазы Карима Курмангазиева, придя после очередного гонения, Курмангазы как обычно просил сына Кубыша принести кувшин с водой, чтобы умыться. Кубыш поливая отца водой, был удивлен увиденным – на его спине начиная от затылка и до пояса была грива. Позже он рассказал своему сыну об увиденном. Курмангазы не был простым человеком. По рассказам, Курмангазы завещал похоронить себя возле своего верного друга Ишмана. Слева после главного входа в мавзолей виден небольшой надгробный камень с арабской вязью. Это – надгробный памятник, поставленный Ишману, верному другу Курмангазы. Иранские ученые на плите прочитали его имя и сообщили об этом сотрудникам музея. Они стали свидетелями вечной дружбы. Об этих воспоминаниях рассказал Карим аксакал. Не нарушая его мыслей, мы стали смотреть семейный альбом, и были удивлены его внешнему сходству с предком.

На вопрос «есть ли у вас какие-либо мечты или сожаления?», он ответил: «Да, у меня немало сожалений. Я не научился играть на домбре. Об этом сожалею. В свое время не обращал внимания. Когда нет настроения, слушаю кюи «Сарыарка» и «Балбырауын». Когда поднимается давление, и становится плохо – иду на могилу деда».

Астраханские казахи в разговорной речи Курмангазы Сагырбайулы называют «Ата» (дед, дедушка). Здешние казахи, которые хотят научиться играть на домбре, берут в одну руку домбру, а в другую таба нан и идут с ночевкой на могилу Ата. Если приснится домбра, станешь знаменитым кюйши, а если приснится таба нан, то, лучше приспособиться к обычному быту, хозяйству. Есть ли границы народным верованиям?!

По словам Жумакыз Иманбаевой, работника музея при районном культурном центре имени Курмангазы Сагырбайулы, однажды в музей пришла молодая женщина, она подошла к бюсту кюйши, прижала его к сердцу и произнесла: «Ата, семь лет как мы создали семью. Но у нас нет ребенка. Я пришла к Вам просить о ребенке». Через год она пришла с ребенком на руках, и поблагодарила работников музея.

Интересна история бюста, созданного известным ученым Ноэлем Шаяхметовым. В 70-е годы ХХ века поступило задание вскрыть могилу Курмангазы Ата и сделать бюст. Прибывшие из Алматы ученые два дня не могли проводить раскопки. Работа вовсе остановилась из-за змей, выползавших из могилы и нападавших на рабочих. После этого послушали старейшин, сделали жертвоприношение, прочитали молитву в память об Ата, и все эти явления прекратились. Такие случаи происходили в атеистическом советском обществе.

Посвятив молитву памяти Ата, мы принялись рассматривать мавзолей. В одном из уголков увидели неприметную старинную домбру. Жумакыз апа рассказала, что эта реликвия видела великого кюйши. Мы не осмелились взять в руки и посмотреть поближе. Итальянские ученые исследовали ее и дали оценку. Даже спустя 200 лет расположение нот на домбре и их точность не уступает нынешним современным инструментам. Это – оценка западных ученых. Невольно вспомнились мудрые слова английского поэта Оскара Уайльда «Искусство – есть сама жизнь, она не знает смерти».

Граждане Астрахани

В области функционирует казахское объединение «Жолдастық». Почти во всех районах имеются его филиалы. Издается областная газета «Ақ-арна», пропагандирующая национальные ценности и традиции. Издание распространяется тысячным тиражом, выходит на казахском и русском языках. Председатель объединения – молодой депутат здешней областной думы Нурлан Кандыков. До этого он работал главой самого крупного Наримановского района.

Стоит отметить, что 6 депутатов областной думы – казахи. По инициативе Нурлана в этом году впервые был организован большой праздник «Жолдастык», собравший всех казахов Астрахани. Мы тоже стали свидетелями этого тоя. Невозможно без волнения смотреть на той, собравший более 10 тысяч казахов. Стали очевидцами и записали на видео түйе бәйге – верблюжьи скачки, которые стали сейчас уже забываться. Люди не могли нарадоваться. Гудело все село Джакуевка Наримановского района, стояли юрты, веселился народ.

С незапамятных времен Джакуевка – земля калмаков. Со временем калмаки, притесненные казахами, были вынуждены переселиться в другие места. Как говорится, интересен не сам той, а подготовка к нему; все, кто пришли на этот праздник, ждали выступления Розы Рымбаевой. Звезда казахской эстрады была специально приглашена на это мероприятие. Надо признать талант Розы Куанышевны, исполнявшей песни живым голосом на двух языках более часа. Нам удалось с ней побеседовать. «Я еду туда, куда бы не приглашали меня казахи. Иногда даже выступаю бесплатно», – прокомментировала она.

Здесь немало казахов, занимающих ответственные должности. Например, на вышеупомянутом тое мы познакомились с руководителем администрации Губернатора Астраханской области – Канатом Шантемировым. С 2008 года он с честью исполняет эту должность. Полковник запаса. В 1989 году награжден медалью «За боевые заслуги». На выборах Президента Российской Федерации в 2004 году был доверенным лицом кандидата в Президенты РФ В.В. Путина. Женат, воспитывает сына и двух дочерей. «Одна дочь живет в Алматы. Стараюсь раз в год побывать на родине», – говорит наш собеседник.

Не будем скрывать, в Астрахани было тяжело с транспортом. С трудом удалось посетить Красноярский, Володарский, Харабалинский, Наримановский районы. Здешние братья-казахи, Канат ага вплоть до нашего отлета создали для нас все условия. Кстати, чуть не забыл, мама Валерия Альжанова, главы Наримановского района – казашка. Аксакалы-старейшины с улыбкой, обращенной к нему, говорят «наш жиен».

Интересный факт – в 2016 году самым старейшим жителем планеты была признана жительница села Исламгазы Красноярского района Астраханской области – Танзила Бисембеева. В марте того года Танзила апа исполнилось 120 лет.

В годы Великой Отечественной войны среди астраханских казахов вышло 4 Героя Советского Союза. А сколько тех, кто стали Героями Социалистического Труда, полными кавалерами ордена «Славы»?!

Мы нехотя попрощались с Астраханью. Пожелали, чтобы никогда не прерывалась мирная жизнь представителей многих народов и национальностей, живущих под одним шаныраком. Обещали вернуться еще раз.

«До чего же ты богата, казахская история!», обуреваемые такими мыслями, мы стали собираться домой. Перед нашим отъездом жительница села Байбек Алтынай Убишкызы передала такой привет-аманат родине: «Пусть здравствует мой Казахстан! Спасибо! Будьте здоровы! Передайте привет Назарбаеву, скажите, что российская старушка шлет ему свой привет».

С этим аманатом мы вернулись на родину. Перед нами есть еще другие страны. Мы продолжим свой исторический путь, рассказывающий историю казахов, рассыпавшихся по всему свету.  

 

Астана-Астрахань-Астана

 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?