Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Айтыс – национальное достояние

6348
Айтыс – национальное достояние - e-history.kz

У казахского народа немало мастеров искусства айтыса - поэтического жанра устной литературы, сформировавшегося с древнейших времен до наших дней. В каждую эпоху развивался айтыс, и исполнители имели возможность показать лучшие образцы айтыса и показать дискуссии. Стихи двух поэтов рассказывают о ситуации и жизни того времени на конкурсе, который проводился перед коллективом. Жанр айтыса - одно из богатых наследий казахского искусства. Поэтому данные и сведения об айтысах и айтыскерах не остались незамеченными исследователями.

В XIX веке масштабы айтыса увеличивались, быстро развивались традиционные формы айтыса, в том числе девичий и мужской. Прославились в народе такие известные поэты того времени, как Шоже, Балта, Орынбай, Кемпирбай, Тезекбай, Суюнбай, Тубек, Мурат, Сугир, Бала Омар, Биржан. В искусстве айтысов, помимо этих айтыс-акынов, жившие в XIX веке девушки-айтыс-акыны занимались спорным искусством, вводя в заблуждение своих противников. Например, поток поэтов XIX века - Куйкентай, Шарипжамал, Даме, Улбике, Тыныштык, Шукей, Кадиша, Аксулу, Манат, Ырысжан, Акбала, Айкын, Сара, Ажар, Менеш, Айман, Гулханым, Бибисара, Ырысты.

Познание глубин мира, погружение в чудесные тайны природы органично соединились с образом жизни кочевого казахского народа. Для кочевников, пасших свой скот, бескрайние степи, бескрайние просторы неба и красивая природа сами по себе привели к созданию особого образа жизни, праздников и развлечений. Когда приходила весна, земля проросла и люди пережили зиму народ развил многообразие культуры. Его жизнь и принципы, мировоззрение, образ жизни и культура отражены в фольклорном наследии и музыке. В древности особый вид культуры возник далеко за пределами развития литературы. До появления письменной литературы наше литературное наследие и богатство, наши песни и стихи зарождались и развивались устно. Это связано с тем, что люди с особым уважением относятся к искусству и культуре, умеют воспринимать эстетику и гармонию.

Искусство – плод человеческого творчества и воображения. Созданные руками человека вещи, которые приводят человечество к духовным благам. Искусство включает в себя человеческие навыки и творческие способности, мечты и мысли, концепции, имеющие образовательную ценность. Формирование хороших ценностей и прочего напрямую связано с искусством [1, 16]. Есть много ученых, которые оценивали и комментировали природу, особенности и виды искусства.

Значение слова «Айтыс» широкое. Первоначально «айтыс» появился как глагол среди конкурирующих художников, но позже развился из этого глагола и стал частью казахской литературы и фольклора, отдельным произведением искусства, отдельным жанром. Исследователь, ученый М. Ауэзов сказал, что слово «айтыс» означает широкий круг таких понятий, как айтыс, спор, соревнование [2, 105]. Другими словами, в айтысе импровизаторы, которые соревновались, спорили образными, содержательными, глубокими словами.

В целом, существуют разные мнения о происхождении айтысов в науке. По словам М. Жармухамедова, возникновение айтыса началось давно [3]. Ученый считает, что происхождение айтыса началось с казахских народных песен и малых форм народной поэзии. Можно с уверенностью сказать, что свадебная песня или различные благословения во время празднования наурыза являются источником формирования этого айтыса. Самый древний вид айтыса - бадык, жар-жар айтыс не сразу носил характер айтыса. Заметим, что изначально они формировались в виде стихов, небольших речей.

Айтыс - искусство синкретичное, многогранное. Акыны умели не только сочетать слова, но и проявляли свои знания и умения. Знание прошлого и настоящего, знания в самых разных областях. В импровизаторе присутствуют такие качества, как артистичность и голос, игривость и простота. А. Тажибаев говорит, что в казахских степях нет слов для обозначения «театр», «драма», но есть прекрасные образцы исполнительского искусства для публики, которые дают правдивую картину национальных традиций и быта [4, 354]. Конечно, мнение ученого сосредоточено на искусстве айтыса.

Если учесть, что единственным проявлением народного театра был айтыс, то все казахское искусство переплетено. Акыны, использовавшие в айтысе казахские национальные инструменты, облачились в сценические костюмы и проявили свои артистические способности. Мы замечаем, что все превращается в небольшой спектакль, и в айтысе отражается театральное искусство.

В организации айтысов принимали участие состоятельные люди или сочувствующие нации, жившие в прошлом. С большим размахом айтыс проводился на застольях богатых и знаменитых людей, а также на других собраниях и торжествах. В начале ХХ века в организации айтысов приняли участие казахстанские писатели и ученые: М. Ауэзов, Э. Исмаилов, Г. Мусрепов, С. Муканов, Г. Мустафин, сочувствующие нации и искусству. В 80-е годы ХХ века такие общественные деятели и поэты, как Ж. Ерман, О. Жанибеков, Н. Оразалин, проводили айтысы на региональном и национальном уровнях и принимали участие в распространении айтысов среди населения.

Айтыс и импровизация схожие концепции. Айтыс невозможен без импровизации. Это не только особенность айтыса, но и красота и основа айтыса, это качество хорошо видно в любом акыне. Это потому, что искусство извлечения напрямую связано со словом, произнесенным внезапно.

Буквальное значение слова «импровизация» в русском произведении «Поэтический словарь» переводится как «случайное», «неожиданное» [5, 118]. Поэт обладает особым талантом петь внезапно, без всякой подготовки. Данная тема может быть изложена устно или письменно. Но там, в этом месте, он говорит об искусстве, которое сразу же выливается наружу. Импровизационное искусство, импровизационная поэзия появились и развивались в русской литературе в 19 веке, а в казахской литературе и поэзии уходят корнями в глубину веков. Казахстанские ученые говорят, что история абстрактного искусства уходит далеко в прошлое. А в XIX веке он достиг своего апогея и развился на высоком уровне.

И на казахском языке «Литературоведение. Словарь терминов» утверждает, что корень импровизации лежит в устной литературе [6, 168]. В странах, где письменная литература была развита рано, искусство импровизации было развито недостаточно. Напротив, письмо появилось рано в странах, где оно не появилось рано, и это искусство достигло своего пика. Он характерен для устных литературных произведений, не требует подготовки. Вот почему это большая часть устной литературы.

Несомненно, что в казахском фольклоре поэзия благословений и песен, слова танцоров и ораторов также являются плодом импровизационного искусства. Каждый жырау имел возможность высказать свое мнение и повлиять на события своего времени. Начиная с Асан кайгы и Казтуган жырау, живших в XV веке, и заканчивая Жиембет, Шалкииз, Доспамбет Бухар жырау с импровизационными способностями. Есть все основания полагать, что люди, жившие недалеко от жырауов, слышали, запоминали и передавали их следующему поколению.

А. Коныратбаев отмечает связь между искусством поэзии, в том числе айтысом, и импровизацией, и утверждает, что импровизация предшествовала эпическим песням [7, 276]. Он сказал, что все эти артисты обладают одинаковыми импровизационными качествами. Искусство импровизации отличается синкретизмом. Были слова, песни и танцы. По словам ученого, к импровизаторам относятся шаманы и жырау, и у них есть несколько качеств, таких как словесная импровизация, музыка, пение и забота о стране. Айтыс был гораздо ближе к явлениям повседневной жизни, чем к эпосу.

Единственный участник и продолжатель айтыса - поэт. Е. Турсынов анализирует происхождение слова «поэт» в своем произведении «Возникновение баксы, акынов, сери, жырау». Затем мы замечаем, что слово «поэт» напрямую связано с айтысом. На персидском языке слово «ахунд» означает образованный, умный, мудрый. По словам Л. Будагова и В.Радлова, слово «поэт» означает импровизатора, импровизированного поэта, певца прошлого [8, 107]. А. Маргулан утверждает, что слово «акын» происходит от слова «агыс» течение, то есть поток. Наверное, в стихотворении сказано, что он вытекает из уст поэта и течет неиссякаемым ручьем. Каким бы ни был анализ, мы видим, что значение слов поэта связано с айтысом, абстракцией, импровизационным искусством.

У каждого народа есть свои особенности и отличия в искусстве айтыса. В казахском народе айтыс сопровождался инструментами домбра и кобыз. Его часто устраивали на общественных собраниях, пирах и развлекательных мероприятиях. Айтыс был организован не только для развлечения и шуток, но и по желанию народа, с приглашением поэтов со всей страны. Из истории известно, что сама церемония айтыса была похожа на большую свадьбу.

Из народной мудрости «юноше мало и семи навыков», легко понять, что у каждого казахского ребенка должно быть несколько навыков. По словам поэтов, были обнаружены не только поэтические, но и певческие, танцевальные, рисовальные и актерские способности. Без способности анализировать рассказ, быть наблюдательным и аналитичным, искусство поэзии и айтыса не раскрылось бы. В акынах, принимавших участие в айтысах, были изящество и стиль. Поэтому люди воспринимали их как художников, народных героев. Они восхищались искусством исполнителей на фестивалях и помогали сделать их имена еще более знаменитыми. Это проявление особого уважения народа к искусству и поэзии.

Таким образом, айтыс – это не только наследие народа, но и плод поэтического искусства, быта и обычаев. Он ярко отражает характер всей страны, нации. Полностью отражены верования людей, различные ритуалы, которые они использовали, а также обычаи и традиции того времени. При этом воспеваются история страны и социальные вопросы того времени. Это будет наглядным доказательством того, что айтыс – многогранное искусство.

Использованная литература:

  1. Байтұрсынов А. Әдебиет танытқыш. – Алматы: Атамұра, 2003. –208 б.
  2. Әуезов М. Әдебиет туралы. О литературе.–Алматы: Санат, 1997. –304 б.
  3. Жармұхамедұлы М. Айтыс өлеңдерінің арғы тегі мен дамуы. –Алматы:Мұраттас, 2001
  4. Тәжібаев Ә. Бес томдық шығармалар жинағы. 20т. –Алматы: Жазушы, 1985. –496 б.
  5. Квятковский А. Поэтический словарь. Москва:Советская энциклопедия, 1966. –376 с.
  6. Әдебиеттану. Терминдер сөздігі. Құрастырғандар: Ахметов З, Шанбаев Т. Алматы: Ана тілі, 1998. –381б.
  7. Қоңыратбаев Ә. Қазақ фольклорының тарихы. – Алматы: Ана тілі, 1991. –288 б.
  8. Турсунов Е.Д. Возникновение баксы, акынов, сэри, жырау. –Астана: Фолиант, 1999. – 265б.

adebiportal.kz



Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?