Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

6 пуль на 7 казахов

1541
6 пуль на 7 казахов - e-history.kz
Журналист пишет плодотворно если выезжает в командировки.

Журналист пишет плодотворно если выезжает в командировки. Прошлогодняя командировка в Китай оказалась одной из таких удачных путешествий, и вот недавно перелистывая свои путевые записи наткнулся на следующую информацию. Если не ошибаюсь, в Китае административное деление состоит следующим образом: аул, волость, уезд (уездный), округ, область и республика. Героем сегодняшнего рассказа стал, выросший в свое время до уровня руководителя округа, а ныне покойный, аксакал по имени Алтынбек из Барколя. Это история одна из многих, которую пережил в молодости наш герой. Казахи пережили немало невзгод, многое повидали. В 40-е 50-е годы прошлого века накалились взаимоотношения между Китайским правительством и властями СССР и казахи, жившие по ту сторону границы, попали в сложнейшую ситуацию. Казахи, ища приют, отправились к дунганам, как к единоверцам, проживающим в округе Ганьсу. «Хуйзы» (так казахи называют дунган, проживающих в Китае), встречая казахов «с распростертыми объятиями», сначала забирают их ездовых лошадей. Через некоторое время забирают и верблюдов. Под предлогом обучения увозят подростков в возрасте 13-16 лет. По словам Баркольских казахов около половины тех детей умерли от голода и педикулеза в швейных фабриках. Не вытерпевших такие муки, и совершавших побег, догоняли, дробили щиколотки, срезали подколенные сухожилия, превращали в инвалидов, и снова впрягали к ручному труду. Семерым беглецам все-таки удалось сбежать. Среди них самым молодым был вышеупомянутый аксакал Алтынбек. Но, как говорится, и убегающий – враг, и догоняющий – враг, хоть беглецам и удалось убежать от дунган, однако они попадают в окружение китайских войск. Это семерка, посоветовавшись между собой, сговорились: «чем попасть в руки безбожников, и быть униженным, лучше застрелиться из имеющегося ружья, и погибнуть за веру». «Прощайте, братья», - говорит самый старший из них, подносит ружье под подбородок и нажимает на курок, другие пятеро поступают так же. В ружье закончились пули, именно в это время прибывшие китайцы окружают растерянного, стоявшего и не знавшего что делать Алтынбека, завязывают руки и уводят. Позднее, после следствия и выяснения всех обстоятельств его направляют на учебу в партийную школу, посчитав, что «он не простой казах, если из семи человек, только ему не досталась пуля и он выжил, то это неспроста». Далее, судьба оказалась благосклонна Алтынбек аксакалу, он растет по служебной лестнице, становится одним из уважаемых людей края, умирает в кругу детей и потомков, хоронят со всеми почестями. Поведавшая об этой истории супруга аксакала в конце рассказа не выдержала и расплакалась. А в это время на нас из портрета, висящего над казахским ворсовым ковром, из окаймленной орнаментом рамы, пристально смотрел Алтынбек. Я молча взглянул на сопровождавшего меня проводника, человека в возрасте, столько лет отдавшего военной службе, и увидел слезы, текущие из его глаз...

Олжас БЕРКИНБАЕВ, 

Астана-Барколь-Астана

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?