Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

КОБЛАНДЫ-БАТЫР ЭПОС

7901

«Каракыпчак Кобланды, казах. героич. эпос. Известны 29 редакций эпоса в стих. форме. Из них 26 — о ратных подвигах Кобланды, 3 — посв. Богенбаю и Киикбаю, сыновьям батыра. В эпосе «К.-б.» для передачи чувств и настроений героев, описания событий и явлений использовались различ. художеств. приемы: образные сравнения, эпитеты, гиперболы, антитезы и др. Структура эпоса «К.-б.» лаконична, редко встречаются повторения и отступления. Образцы «К.-б.», переданные жырау-жыршы Марабаем, Мергенбаем, Биржаном, Айсой, Нурпеисом, Шапайем, Мурыном, Досжаном, Кулзаком, Кошелеком, Нуртуганом, отличаются друг от друга, однако общим для них остается эпич. отражение нар. жизни. Для поэтики эпоса «К.-б.» характерны плачи матери, сестры и жены героя во время разлуки с ним. Самый др. вариант «К.-б.» не сохранился. В XIX в. эпос записывали со слов сказителей и акынов (Марабая, Мергенбая, Биржана, Нурпеиса, Мурына, Шапая, Досжана, Кабыла, Суюншала, Даулетше и др.). Исследователями выделен вариант Даулетше, к-рый по идейно-художеств. достоинствам близок к варианту Марабая, записанного со слов сказителя Ы. Алтынсариным. Фрагмент эпоса о походе Кобыланды против хана Казана, Алтынсарин поместил в «Киргизскую хрестоматию» (1879). Отрывки «К.- б.» в разные годы публиковали В. Радлов, Г. Потанин, М. Туякбаев, А. Диваев (1922), С. Сейфуллин (1932), С. Муканов (1939) и др. Ученые О.Нурмагамбетова, М. Гумарова и др. проводили текстологич. исследования и записали полный вариант эпоса «К.-б.». Художеств. особенности героич. эпоса рассматривали в своих науч. трудах М. Ауэзов, А. Бокейханов, С. Муканов, А. Маргулан, А. Коныратбаев, К. Жумалиев, Б. Кенжебаев, М. Габдуллин, Р. Бердибаев и др. Образцы эпоса хранятся в Центр. б-ке НАН РК. В 2009 г. в г. Кызылорде воздвгнут 12-метр. памят. К.-б.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?