В 1997 году в своем послании к народу Казахстана «Казахстан — 2030» Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев, отметил, что, не имея богатых природных залежей полезных ископаемых, Республика Корея, Тайвань, Сингапур, Малайзия, Индонезия и Таиланд в течение 30 лет со времени обретения своей независимости, смогли стать процветающими индустриальными государствами.
В качестве примера Глава государства приводил Сингапур, который в начале своего самостоятельного пути был одним из беднейших стран в мире с подушевым доходом менее 200 долларов в год. К 1997 году доход сингапурцев составлял более 20 тыс. долларов. Малайзия менее чем за 20 лет достигла десятикратного увеличения уровня жизни своих граждан. В числе приоритетов данных государств было использование мирового опыта в области макроэкономических показателей, предполагавшего низкий уровень инфляции, дефицит бюджета, сильную национальную валюту и высокую норму накопления [1, С. 9,19].
В подтверждение слов Главы государства отметим тот факт, что начиная с 60-х гг. прошлого столетия вплоть до середины 90-х гг. государства данного региона переживали очень быстрые темпы экономического развития, благодаря которым были названы экономистами «Азиатскими тиграми».
В 1967 году 5 Восточно-Азиатских государств: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины создали организацию — Ассоциацию Стран Юго-Восточной Азии (Association of Southeast Asian Nations — ASEAN). В 1980-90-хх гг. к ассоциации присоединились Бруней, Вьетнам, Лаос и Мьянма. Таким образом, организация расширилась до 9 государств. Помимо этого организацией были подписаны соглашения о свободной торговле с Японией, Китаем, Индией, Республикой Корея, с Австралией и Новой Зеландией. Таким образом, по мнению экспертов, страны, проводили стратегию, направленную на углубление внутриорганизационной интеграции и либерализации торговли. Высшим органом ассоциации — стали встречи руководителей государств-членов организации их правительств, а руководящими и координирующими органами были встречи министров иностранных дел. Руководство над деятельностью организации осуществлял Постоянный комитет под председательством министра иностранных дел страны-устроительницы очередного совещания [2].
Уже в 1980 г. товарооборот входящих в Ассоциацию стран составлял 17,9%, в 1990 доля внутрирегиональных операций в совокупном объеме внешней торговли стран АСЕАН выросла до 18%, а в 1995 до 24% [3].
Добавим, что вплоть до 1997 года инвестиционная привлекательность данных стран была достаточно высока, и это особенно касалось инвестиций в недвижимость и акций местных компаний. В регион пришли иностранные инвесторы, дополнительным стимулом, для которых была привязка еще относительно слабых национальных валют к более сильной денежной валюте — доллару США. Благодаря этому, Таиланду удалось обеспечить финансовую стабильность на собственном рынке и своей валюты, что способствовало развитию экспорта с США. В 1998 г. темп экономического роста островного государства составил 13%. В других странах региона специалисты отмечают аналогичную ситуацию [4]. Все вышеизложенные факты позволяли судить о довольно быстром развитии стран Юго-Восточной Азии.
Однако, уже в 1992—1996 гг. беспокойство экспертов вызвал факт роста дефицита текущего баланса Таиланда до 14,7 млрд. долларов. Уровень торгового дефицита при этом составил 8% ВВП. Ситуация также усложнялась непрозрачной системой кредитования, что сильно отразилось на южнокорейских компаниях, где общая сумма недействующих кредитов составила 7,5% ВВП страны. Подобную ситуацию отмечают и в Японии, где общая сумма сомнительных и недействующих займов в 1994 г. составляла 136 млрд. долларов, а в 1995 г. — 400. Эта проблема в сочетании с ослаблением фондового рынка и снижением темпов экономического роста и цен на недвижимость привела к девальвации мастной национальной валюты — иены. Стоимость активов снизилась на 10 трлн. долларов, доля недвижимости в процессе этого падения составила 65% [4]. Произошедшие события в дальнейшем стали предпосылками грядущего глобального финансового экономического кризиса.
В 1997-1998 гг. мировое экономическое сообщество поразил глобальный финансовый кризис, начавшийся в 1997 г. в странах Юго-Восточной Азии.
Летом 1997 года произошла девальвация денежной единицы Таиланда — таиландского бата по отношению к доллару США более чем на 20%, что стало началом кризиса на азиатских финансовых рынках. Валюты соседних государств резко обесценились, а кризис приобрел глобальный характер. Экономисты отмечали, что до начала кризиса, экономика Таиланда имела высокие темпы экономического роста, бездефицитный бюджет и высокую долю сбережений. Основными же проблемами Таиланда, по их мнению, были значительный дефицит платежного баланса и уязвимость финансовой системы. Такие проблемы закономерно могли в дальнейшем привести к кризису ликвидности и к сильной коррумпированности финансовых структур, особенно в сфере банковских. В ходе произошедшего в странах Юго-Восточной Азии валютного кризиса девальвация национальных валют в период со 2 июля по 31 октября 1997 г. по отношению к доллару США в процентном соотношении составила: в Таиланде — 39,5, Индонезии — 33,2, Малайзии — 26,8, на Филиппинах — 24,3, в Сингапуре — 9,5, Южной Корее — 8. Вслед за потрясениями на рынке валюты, последовало и падение индекса акции компаний стран АСЕАН на Азиатских фондовых рынках и общее обрушение самого рынка [5].
К концу года валюта Таиланда обесценилась на 100%, а Индонезии на 228. Курс японской иены к доллару США в 1997—1998 гг. снизился приблизительно на 23% [4].
Произошедший в странах Азии кризис сильно затронул интересы инвесторов стран Латинской Америки, СНГ и Восточной Европы. Исследователи выделяют, что половина величины прироста в производстве мировой промышленной продукции приходилась на долю стран Азии. При снижении темпов роста производства в Юго-Восточной Азии происходило перекрытие запланированного прироста производства в Восточной Европе. Восточная Азия до конца 1997 г. была крупнейшим импортером иностранных капиталов. Согласно данным, опубликованным в декабре 1997 г. в газете «Financial Times», объем ссуд, предоставленных странам региона по данным на конец 1996 г. составил 757 млрд. долларов. Из них Гонконгу предоставлялось 207 млрд. долларов, Сингапуру — 189, Корее — 100, Таиланду — 70, Индонезии — 55, Малайзии — 22 [5].
По мнению экспертов, в основе кризиса 1997—1998 гг. лежало перепроизводство продукции транснациональных корпораций и банков. Американскими, европейскими и японскими транснациональными корпорациями было создано множество филиалов в странах Юго-Восточной Азии, которые остро конкурировали между собой. Резкое повышение акций местных компаний вызвало огромный приток иностранных портфельных и краткосрочных инвестиций и повышение курсов акций. Местные компании занимали крупные средства в банках своих стран, а те, в свою очередь, брали кредиты в банках промышленно развитых государств. После того, как из-за начавшегося кризиса произошло затоваривание, приведшее к снижению цен, падению курсов валют и доходов и началу изъятия капиталов инвесторами. Правительства государств АСЕАН были вынуждены обратиться за чрезвычайной помощью к Международному валютному фонду (МВФ). Но, предоставленная фондом помощь, не смогла остановить дальнейшее развитие экономического кризиса. В целях вывода экономики стран-должников из кризиса МВФ поставило перед ними, безусловно, тяжелые, но вместе с тем необходимые условия: повышение местных налогов, удорожание кредитов, сокращение государственных расходов на поддержку экономики, принудительное банкротство и раздробление концернов [5].
Валютно-финансовый кризис 1997 года стал серьезным испытанием для политики экономической интеграции стран-членов АСЕАН. Несмотря на это, уже в 1998 году доля торговли между странами организации составила 20% от общего объема внешней торговли государств-членов. В целях борьбы с кризисом и привлечения иностранных инвестиций государства в октябре 1998 года подписали Рамочное соглашение о создании зоны инвестиций АСЕАН, предоставлявшей работающим здесь инвесторам национальный режим, предусматривающий применение налоговых льгот и отмену ограничений для иностранного капитала. Кроме того, был создан специальный Совет для управления зоной. В марте 1999 года прошла первая встреча Совета по зоне инвестиции АСЕАН, где было принято решение о распространении национального режима и на инвестиции в сферу услуг, непосредственно связанных с обрабатывающей промышленностью.
В рамках действующего Рамочного соглашения Государства обязывались предоставлять инвесторам следующий пакет налоговых льгот: временное освобождение от уплаты налога на прибыль, беспошлинный ввоз капитального оборудования, упрощение таможенных процедур, право на найм иностранного персонала, минимальный срок аренды земли под промышленные цели на 30 лет. Благодаря принятым мерам уже в 1999 году большинству стран организации удалось выйти из состояния кризиса и достигнуть экономического роста — в 6%. В том же году в организацию вошла еще и Камбоджа, тем самым расширив число стран членов Ассоциации до 10 государств [6].
Кроме того, к концу кризиса государствам АСЕАН удалось достичь небольшого прогресса по уровню внутренней торговли в сравнении с временем до кризисного периода. В 2000 году доля внутрирегиональных операций в совокупном объеме внешней торговли стран АСЕАН составила 24,7%, тогда как в 1995 г. было 24%. В денежном соотношении в 2000 г. объем взаимной торговли между странами АСЕАН достиг 166,8 млрд. долларов [2].
Как уже говорилось ранее, произошедший в странах Юго-Восточной Азии кризис в той или иной степени сказался на экономике большинства государств мира, в том числе и на ближайших географических соседях Казахстана, включая Россию, где в 1998 г. произошел дефолт. В 1997 году инфляция в России достигла 11%. Затраты на обслуживание госдолга — 34% общих расходов бюджета. Совокупный долг достиг уровня 44% от ВВП. Большое количество банков обанкротилось, а вклады российских вкладчиков обесценились [7].
Неоднократное падение курса рубля по отношению к доллару США при сохранении действующих рублевых цен закономерно привело к резкому удешевлению российских товаров на рынке Казахстана. В целях поддержки казахстанских товаропроизводителей государство попыталось сначала ограничить импорт, а затем пошло на девальвацию тенге.
В это время в Казахстане происходит падение цен на нефть. Цена на каспийскую нефть снизилась до 9 долларов за баррель, что сделало происходящую в это время разработку нефтяных месторождений на Тенгизе и Кашагане убыточной [8, с. 284]. Снижение мировых цен на основные экспортные товары Казахстана, в том числе и на нефть, привело к падению ВВП государства на 2,5% [9, с. 173].
Еще одной проблемой Казахстана, вызванной глобальным кризисом, стала инфляция, уровень которой в 1997 году составил 117% [10, с. 69]. Но уже в 1998 году ее удалось снизить до 7,3% [11, с. 60].
Значительно снизился уровень производства. По данным экспертов, в 1998 г. производство железной руды по сравнению с 1990 г. упало на 83%, чугуна — на 50%, угля — на 47%, минеральных удобрений — на 90%. Внешний долг государства в 1999 составил 7 млрд. 893 млн. долларов. Сложившуюся ситуацию удалось преодолеть только в 2000 году, когда высокие стабильные цены на нефть закономерно повлияли и на рост производства. Положительное сальдо торгового баланса составило 2,6 млрд. тенге, рост производства промышленной продукции составил 15% [12, с. 369].
Последствия кризиса сразу же сказались на жизни населения Казахстана, резко обнажив социальные проблемы. Снова опустели полки магазинов, предприятия обанкротились, происходили массовые увольнения рабочих, остановились стройки, прекратились выплаты пенсий, начались частые отключения электричества, росла задолженность по выплате заработных плат и пособий. В нескольких городах Казахстана общество Красного Креста открыло пункты бесплатного питания. Воспоминания премьер-министра РК в Казахстане в 1999—2001 гг. Касым-Жомарта Токаева свидетельствуют: «…В этот период государственный бюджет сокращался трижды. Многие пострадали, особенно престарелые, хотя мы, в конце концов, выплатили задолженность по пенсиям. Правительство неизбежно теряло популярность из-за сокращения социальных расходов и чувства, что снова попали в кризис» [8, с. 285].
Архивные документы того времени констатировали: «…Потеряно около 60% промышленности, разорено село, производство зерна сократилось в 3,6 раза, продукции животноводства — в среднем в 2,5 раза… По сути дела потеряна экономическая независимость. …По официальным данным более 60%, а по данным социологических опросов — около 90% казахстанцев живут за чертой бедности. Численность населения сократилась на 10%, рождаемость детей — на 1,8 раза, а смертность выросла в 1,3 раза. В отраслях экономики в 1990 г. было занято 7,6 млн., а ныне — 3,5 млн. человек…» [13, л. 15].
По данным проведенного в 1998 г. социологического исследования, большинство населения казахстанцев тревожили следующие экономические проблемы: безработица (при этом 23% респондентов были безработными), рост цен и задержки по выплате заработной платы. 38% опрашиваемых считали, что населению удастся приспособиться к условиям рыночной экономики, а 58% предполагали, что такая адаптация пройдет неудачно. Тем не менее, 43% считали рыночные реформы жизненно необходимыми шагами правительства, а 20% относились к ним негативно. Результаты еще одного опроса показывали, что 70% считали, что рыночные реформы надо было проводить постепенно, в этом случае стране бы удалось избежать болезненных потрясений, а еще 15 полагали, что их необходимо проводить как можно быстрее [14, с. 215].
Отметим, что в Казахстане в период мирового финансового потрясения 1997—1998 гг. шла третья волна приватизации государственных предприятий. Влияние происходящего кризиса закономерно сказалось на процессах приватизации, из-за чего случались случаи невыполнения иностранными компаниями-инвесторами своих инвестиционных обязательств.
Один из таких примеров приводит Н. Назарбаев в своей книге «Казахстанский путь»: «…в ходе длительных переговоров цена на 100%-й пакет акций компании „Казахтелеком“ колебалась в диапазоне от 2–3 млрд. долларов США до 60 млн. долларов США. Итогом стала продажа 40% акций за 100 млн. долларов США компании „Daewoo“. Однако неисполнение инвестиционных обязательств позднее привело покупателя к необходимости продажи пакета уже отечественному инвестору…» [15, с. 202-203].
В то же время кризисные события не смогли ухудшить в целом успешную картину третьей волны приватизации. В ходе третьего этапа были приватизированы практически все генерирующие электроэнергетические станции. Кроме того, приватизация объектов в нефтегазовой отрасли позволила обеспечить значительные поступления в бюджет в виде средств от продажи и инвестиционных обязательств [16, с. 110-112].
В 1996–1997 годы поступления от приватизации в казну уже составляли около 20–30% от доходной части бюджета [15, с. 202-203].
К концу 1998 года было приватизировано 94 крупных предприятия, из которых 57 стало собственностью иностранных инвесторов [14, с. 314-315]. Более 90% производственных предприятий стали объектами частной собственности [8, с. 251].
Благодаря этому в Казахстане появились компании с долей частного и государственного капиталов. Это позволило обеспечить новые рабочие места и укрепить экономику государства. Уже в конце 1999 г. количество безработных составляло всего 13,5% от численности населения. А в 2000 г. уровень безработицы и вовсе снизился до 12,8% [10, с. 139]. Одновременно происходит появление класса отечественных инвесторов, способных к выкупу крупных промышленных предприятий.
Еще одним направлением борьбы с кризисом было привлечение в страну иностранных инвестиций и создание благоприятного инвестиционного климата. В феврале 1997 г. был принят Закон РК «О государственной поддержке прямых инвестиций». Закон был введен в действие в целях стимулирования дополнительных потоков иностранных и внутренних инвестиций в приоритетные для государства секторы экономики [17, с. 5].
Принятие Закона позволило государству создать специальный орган для осуществления государственной поддержки прямых инвестиций на территории Республики Казахстан. Данным органом стал Комитет по поддержке прямых инвестиций, позднее переименованный в агентство. Принятый Закон также предоставлял инвесторам следующие льготы и преференции:
1) государственные натурные гранты;
2) освобождение от уплаты земельного налога и налога на имущество на срок до 5 лет с момента заключения контракта;
3) освобождение от уплаты подоходного налога на срок до 5 лет с момента получения облагаемого дохода, но не более 8 лет с момента заключения контракта;
4) полное или частичное освобождение от обложения таможенными пошлинами импорта оборудования, сырья и материалов, необходимых для реализации инвестиционного проекта [18].
Впоследствии принятый закон дал возможность законодательно создать гарантии для зарубежных инвесторов по обеспечению благоприятных условий и в конечном итоге предоставленные льготы способствовали привлечению инвесторов. Это позволило собрать в казне государства необходимые средства для борьбы с последствиями экономического кризиса.
В 1998 г. в Казахстане был создан Совет иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан. Основной целью данного органа стало оперативное решение проблем, связанных с их инвестиционной деятельностью, и улучшение инвестиционного климата. Членами совета стали Президент РК, премьер-министр, руководители многих министерств и иностранных компаний, работающих в Казахстане. По итогам первых заседаний были приняты следующие решения: отмена НДС на убытки, вопросы получения лицензий и разрешений на ввоз иностранной рабочей силы, проведение соответствующей налоговой политики [19, с. 5-6].
Принятые решения благоприятно повлияли на инвестиционную привлекательность Казахстана. Уже в 1997 г. объем прямых иностранных инвестиций превысил 2 млрд. долларов, а рост инвестиционных вложений составил более 11%. В 1998 г. в экономику Казахстана было привлечено еще примерно 780 млн. долларов. Сумма привлеченных инвестиции к 1999 г. Казахстану составила более 8,9 млрд. долларов, благодаря чему наша страна стала лидером по привлечению инвестиций в странах СНГ. По оценкам экспертов в 1998—1999 гг. Республика Казахстан получила более 80% всех прямых инвестиций, поступивших в Центральную Азию [19, с. 377–378]. В 1999 г. в экономику Казахстана было привлечено более 1,5 млрд. долларов инвестиций, что вывело республику на лидирующие позиции среди стран СНГ, по данным Европейского банка реконструкции и развития [20, с. 198].
В апреле 2000 г. в Алматы прошел I Евразийский экономический саммит с участием Главы государства. Участниками форума стали руководители таких авторитетных международных организаций, как Всемирный банк, МВФ, ЕБРР, МБРР, ОЭС, ОИК, ПРООН, ВТО, СНГ, ОБСЕ, Исламского и Азиатского банка развития, а также 500 представителей политической и экономической элиты из 37 стран мира. В декабре 2000 г. в Алматы состоялось IV заседание Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан. В своем приветственном выступлении Глава государства высказал требования о принятии инвесторами следующих мер: внесение достаточных налоговых отчислений, отказа от ввоза иностранной рабочей силы, соблюдения принципа равноправной международной конкуренции [20, с. 4].
Помимо этого правительством Казахстана были направлены большие усилия на поддержание фиксированного курса тенге. Для этой цели Национальный банк Республики Казахстан осуществлял крупные валютные интервенции, соответственно приведшие к значительному снижению валовых золотовалютных резервов. Только на поддержание стабильного курса было потрачено более 600 млн. долларов [21, с. 199-200].
По воспоминаниям Главы государства, основной целью подобных действий было недопущение обвала валютного рынка и утраты доверия населения к банковской системе. Вскоре тогдашний руководитель Национального Банка Г. Марченко ушел в отставку и на данном посту его сменил К. Дамитов, продвигавший предложение о необходимости проведения девальвации тенге. С сентября 1998 г. государством осуществлялась подготовка страны к предстоящей девальвации. Только в апреле 1999 г. руководство республики пошло на введение свободно плавающего режима национальной валюты. В целях поддержки валютного рынка в апреле была временно введена продажа 50% экспортной выручки, которая правда уже в ноябре была отменена. Помимо этого был осуществлен ряд компенсационных мер со стороны руководства. Например, вкладчикам банков, не изымавшим свои депозиты в тенге в течение 9 месяцев после введения свободно плавающего курса тенге, была предоставлена возможность их полной конвертации в доллары США по курсу, действовавшему до девальвации. Также Министерством финансов были выпущены специальные валютные облигации номинальной стоимостью 100 долларов США со сроком обращения пять лет для защиты пенсионных активов накопительных пенсионных фондов. Благодаря принятым мерам правительству удалось стабилизировать функционирование банковской системы.
Спустя несколько дней курс валюты стабилизировался. А введение данного положения тенге даже способствовало возобновлению роста производства и восстановлению конкурентных позиций казахстанского экспорта. Уже в 1998 г. уровень экспорта составил 6,012 млрд. долларов. Мнение Президента подтверждал и авторитетный западный журнал «EuroMoney»: «…В то время когда наступил российский финансовый кризис в 1998 году, Казахстан был наиболее подготовлен: тенге потеряло лишь половину своей стоимости за год. Национальный банк завоевал свой авторитет в глазах Парламента, промышленников и правительства благодаря проводимой устойчивой политике» [15, с. 238-239].
Постепенно выравнивалась ситуация с нефтяным рынком. В 1997-1998 гг. в нефтегазовый комплекс было вложено 2,7 млрд. долларов прямых инвестиций. В 1999 году сумма вложений составила 820 млн. долларов. Среди инвесторов отмечены такие крупные компании, как Chevron Corporation, Exxon Mobil Corporation, British Gas, BP, Statoil, Total S.A., Agip KCO, Royal Dutch Shell, Texaco Inc., Inpex [19, с. 411–412]. В мае 2000 г. найденные на месторождений «Кашаган» запасы сырой нефти высокого качества, по прогнозам специалистов, превысили 1,6 млрд. тонн [8, с. 266]. Уровень добычи нефти составил 32 млн. тонн. Себестоимость добычи одного барреля нефти в 2000 г. была 5–6 долларов. При этом предприятия имели рентабельность не менее 400%, а некоторые из них — 1000%. Средняя стоимость 1 барреля равнялась 26 долларам, что означало получение прибыли в 20 долларов. Добыча нефти в 30 млн. тонн соответственно обеспечивало выгоду в 4,2 млрд. долларов [20, с. 187, 200]. Эти успехи помогли стабилизировать ситуацию в нефтяной отрасли и дали надежду на расширение возможной транспортировки нефти, и на рост доходности отрасли как внутри страны, так и за ее пределами.
Произошли положительные перемены и в экономике страны. Если в 1998 г. экономический спад составлял 1,9%, то в 1999 г. специалисты констатировали экономический рост в — 2,7% [19, с. 6].
К октябрю 2000 года рост производства промышленной продукции превысил 15%, внешнеторгового оборота — 30%, экспорта — 80%, инвестиций в основной капитал — 13%, вклады населения в банках — 83%, объема кредитования реального сектора — 60%. Положительное сальдо торгового баланса составило 2,6 млрд. долларов, номинальные среднедушевые денежные доходы населения выросли на 21%, расходы — больше чем на 22%. В декабре экономисты констатировали, что валовый внутренний продукт государства превысил 10%, индекс роста промышленной продукции — 15%, экспорт углеводородов вырос на 26%, внешнеторговый оборот государства на 59% с положительным сальдо, а инфляция не превысила 8–9%. Заказы инвесторов, на казахстанские предприятия составили сумму в 120 млн. долларов, а заключенные контракты позволяли расчитывать на расширение объема размещения услуг и заказов до 300 млн. [20, с. 187, 198-200].
По данным западных экспертов, ВВП Казахстана в 2000 году по сравнению с 1999 годом увеличился на 8%, а в следующем 2001 году уже на 13,1% [8, с. 286].
Успехи Казахстана позволили Президенту РК Нурсултану Назарбаеву впоследствии справедливо заявить: «В результате предпринятых мер, мы смогли свести к минимуму отрицательное влияние мирового финансового кризиса и удержать макроэкономическую стабильность, которая получила высокую оценку международных финансовых институтов, сохранив доверие зарубежных банков-кредиторов и крупных инвесторов» [15, с. 240].
Действительно, вышеуказанные результаты работы руководства Казахастана по борьбе с глобальным финансовым кризисом позволяют сделать вывод о том, что уже в 2000 году Казахстану удалось довольно успешно выйти из кризисного состояния, порожденного кризисом 1997 года в Юго-Восточной Азии и дефолтом в России 1998 года. Это означало, что принятые государством такие правительственные антикризисные меры, как грамотная инвестиционная политика, подготовка и проведение свободно плавающего курса тенге с оказанием мер по своевременой помощи населению, мероприятия в нефтяной отрасли в конечном итоге оказались правильными и способствовали процессу стабилизации экономики Казахстана.
Ильясова К.М., к.и.н., доцент, Аканов К.Г., магистр гуманитарных наук
Список использованных источников и литературы
1. Назарбаев Н.А. «Казахстан — 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех Казахстанцев». Послание Президента страны народу Казахстана. // «Казахстанская правда». 11 октября 1997 года. — C. 9 — 32.
2. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН): история и задачи. [сайт: «РИА Новости»]. URL: http://ria.ru/spravka/20120808/718516714.html (Дата обращения: 27.11. 2014).
3. Рогожин А. АСЕАН на пути к экономическому сообществу. [сайт: Центр АСЕАН при МГИМО (у) МИД России]. URL: chrome-extension://oemmndcbldboiebfnladdacbdfmadadm/http://asean.mgimo.ru/images/files/Rogozhin_ASEAN-Ec-Community_ru.pdf (Дата обращения: 30.11. 2014)
4. Лин К. Дейтрейдинг на рынке Forex. Стратегии извлечения прибыли. [сайт: forex-1984.com]. URL: http://forex-1984.com/lien11.html (Дата обращения: 05.11. 2014).
5. А. Д. Чернявский. Антикризисное управление. [сайт: online-библиотека — электронная библиотека научно-образовательной, финансовой и художественной литературы]. URL: http://bo0k.net/index.php?p=chapter&bid=571&chapter=16 (Дата обращения: 05.11. 2014).
6. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). [сайт: «Ereport.ru» — мировая экономика]. URL: http://www.ereport.ru/articles/ecunions/asean.htm (Дата обращения: 27.11. 2014)
7. Это страшное слово «дефолт», или Десять лет спустя. [сайт информационной группы «Интерфакс»]. URL: http://www.interfax.ru/business/27579 (Дата обращения: 07.11. 2014)
8. Айткен Джонатан. Нурсултан Назарбаев и созидание Казахстана. / пер. с англ. — М., Худож. Лит., 2010. — 384 с.
9. Казахстан: от суверенитета к мировой конкурентноспособности/ Сергей Харченко. — М.: Зебра Е, 2010. — 592 с.
10. Республика Казахстан: 20 лет прогресса и стабильности. Коллективная монография. — Алматы: «Қазақ энцеклопедиясы», 2011. — 208 с.
11. Становление и развитие независимого Казахстана: социогуманитарный анализ. — Алматы: «Қазақ энцеклопедиясы», 2011. — 368 с.
12. Кузембайулы А., Абиль Е. А. История Казахстана: Учебник для вузов. 7-е изд. перераб. и доп. — СПб.: Соларт, 2004. — 420 с. — С. 369.
13. Национальный Архив Республики Казахстан. Ф.3. Оп. 2, д. 13. Л.15.
14. Аяган Б.Г., Абжанов Х.М., Селиверстов С.В., Бекенова М. С. Современная история Казахстана: Учебник для студентов неисторических специальностей (бакалавриата) высших учебных заведений/Под общей редакцией Б. Г. Аягана. — Алматы: Раритет, 2010. — 432 с., 16 с. ил.
15. Назарбаев Н. Казахстанский путь, — Караганда, 2006 — 372 стр.
16. Независимый Казахстан и Лидер Нации: (Новейшая история Казахстана и историческая роль Первого Президента Н. А. Назарбаева) / Аяган Б. Г., Ауанасова А.М., Габдуллина А.Ж., Кыдыралина Ж.У., Селиверстов С.В., Сулейменов А.М.; Под ред. Аягана Б.Г. — Алматы: Раритет, 2010. — 392 с.
17. Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Хроника деятельности. 1996 — 1997 годы. — Астана: Деловой Мир Астана, 2010. — 548 с. — С. 5
18. Закон Республики Казахстан от 28 февраля 1997 г. № 75-I ЗРК. «О государственной поддержке прямых инвестиций». [сайт: Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан: «Әділет»]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z970000075_#z0 (Дата обращения 20.10.2014).
19. Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Хроника деятельности. 1998 — 1999 годы. — Астана: Деловой Мир Астана, 2010. — 514 с.
20. Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Хроника деятельности. 2000 год. — Астана: Деловой Мир Астана, 2010. — 234 с.
21. Современная история Казахстана: Хрестоматия/Сост. А. Ауанасова, А. Сулейменов. Под ред. Б. Аягана. — Алматы: Раритет, 2010. — 560 с.
Материал предоставлен Институтом истории государства КН МОН РК.