Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

О некоторых проблемах в изучении истории Независимого Казахстана

12928
О некоторых проблемах в изучении истории Независимого Казахстана - e-history.kz
Сегодня как никогда прежде требуется выработка теоретико-методологических параметров к основам исследования отечественной истории.

Казахстан находится в преддверии 20-летия независимости. Эти два десятилетия войдут в историю по важности событий социально-политического, экономического характера, претворение которых потребовали неимоверных сил и напряженности в силу сжатого срока их реализации.

Советник президента США в 90-х годах прошлого столетия Брентау Скоукрофт писал на имя Президента РК: «...Ваши инициативы играют большую роль в укреплении систем региональной и глобальной безопасности, формировании безъядерного мира, эффективном  противодействии угрозам и вызовам современности» [1]. В унисон им звучат слова из Послания Короля Саудовской Аравии Фахд Бен Абделя Азиза Аль Сауда, который особо подчеркивает что все новые начинания Казахстана, во главе с его Президентом Н.А. Назарбаевым, проходят «...в то время, когда все нации и народы ищут мира, свободного от войн, конфликтов, ненависти и дискриминации, стремятся к совместному решению проблем человечества и установления мира и безопасности» и что одно из них, например, как организация и проведение съездов представителей мировых религий именно на земле древних казахов «самый успешный путь к достижению сотрудничества в мире» [1].

Бесспорно, что подобные высказывания и рассуждения мы воспринимаем как заслуженную оценку, выставленную за страдания на «тернистом пути» свободы, боль и унижения, испытанные в годы «добровольного присоединения» и за горькие разочарования, наступившие в годы социалистических преобразований.

Но боль пройдет. Раны заживут. Останется только время и годы для переосмысления, пройденного страной пути, глубокого осознания великой ценности единения, сплочения как спасительной силы, противостоящей раздору, конфликтам, как орудие гражданского мира во имя будущего человечества.

И здесь есть исторический промежуток времени, где следует особо обратить внимание именно на историю независимого Казахстана. Ведь казахскому народу как в период колониальной зависимости и даже в период братства союзных республик «знатоками» истории предписывалась не лестная судьба. Подобная тенденция, видимо, и была причиной того, что мы слышали за рубежом не только аплодисменты в честь достижений, но и выдерживали скептические утверждения, что предпринимаемые меры, дескать, носят косметический характер и призваны отвлечь общественное мнение от действительного положения вещей, которые нельзя назвать подлинно демократическими. Особую активность в критике нашей страны проявляли западные фонды и неправительственные организации, отдельные депутаты европарламента» [2, 11-12 с]

Именно долгожданные Суверенитет и Независимость позволили казахстанскому народу показать преимущества народного единства, сплоченности, веры. Благодаря чему удалось в кратчайшее время совершить парад демонстрации новых идей и начинаний. Они касаются всех сфер жизнедеятельности человечества: от гарантии безопасности в международных отношениях, до диалога и доверия между континентами, конфессиями, всеми народами. Тому наглядный пример и Астана.

Вместе с тем, восхищение услышанным, удовлетворенность увиденным это еще не все. Проходящее время все чаще навевает на глубокое осмысление этого краткого пути истории, ибо люди, приученные воспринимать в советский период все происходящее в форме катехизиса, постепенно уступают тропу свершений новому поколению, призванному быть в авангарде конкурентноспособных деяний.

Вместе с тем, и наблюдатели со стороны, и свои же иногда не всегда склонны видеть только положительные достижения Казахстана на начальном этапе независимости. Казалось бы, что действительно достигнуто? Миллиардные долги? Зияющие окна недостройки? Но и мы здесь не собираемся держать подобные факты за семью замками. Ведь цели и задачи преобразовательных процессов в Казахстане, как и в других бывших союзных республиках это и есть искоренение недостатков, корни которых иногда идут далеко назад...

А разве мировая история не знает подобных фактов? Тем не менее тяжелые годы «славной революции» не стерли со страниц истории Англию - страну развитого капитала. Благодаря усилиям историков, эта страна «не пустила» поток информации о «королевском адмирале» - пирате, бороздившего когда-то моря. Америка не отказалась и не собирается отказываться от создателей «Новой Англии» - «отцов-основателей», которые по-своему решали в свое время проблему столкновения европейской цивили­зации с цивилизацией местных аборигенов-индейцев.

Не имея цельную историю Казахстана с древнейшего периода до современности, было бы, конечно, некорректным с нашей стороны, допускать какие-то упреки по вопросам истории Америки, Новой Англии. Здесь мы уже позволим себе констатировать события далекой давности, имевшие место в истории западной цивилизации, сохранившие, казалось бы, самые нелицеприятные страницы истории и в то же время демонстрирующие их как отдельные этапы становления и развития нового государственного строя, новых общественных отношений, заслуживающие внимания даже современных исследователей.

К сожалению, в попытках нового освещения истории нашего государства среди исследователей нет желаемого единства. Существенные пробелы имеются в преподавании гуманитарных дисциплин, в том числе истории, по линии образовательной системы. Ибо, на наш взгляд, не дифференцированы государственные стандарты между средним и высшим учебными заведениями. Что не позволяет четкому и целенаправленному изложению исторических событий, их анализа, обобщения, концентрации всех ступеней образовательной системы во имя достижения главнейших целей: патриотизма, любви и веры.

Возможно поэтому знаменитая царица саков - Томирис, в учебниках средних школ без каких-либо осложнений превращается в Тумар. Без аргументированного лингвистико-грамматического подтверждения искажаются исторические имена (Атилла - Едт). (Это тогда, когда нас упрекают в том, что в современных учебниках нам не удается правильно преподнести (или доказать правильное написание) названия казахских племен и родов, некогда вошедшие в историческую литературу по русскоязычной транскрипции!). Насколько это верно? Мы ведь не историю Всемирную пишем. А из страниц ее пытаемся увидеть касательное истории нашего Отечества. А она сохранила их. Может быть будет правильным, если История сохранит имена Атиллы, Томирис так, как они вошли в историю мира. Парадокс, если по прохождению энного времени потомки начнут писать научные трактаты, доказывая, что Тумар есть знаменитая царица саков - Томирис. Правы здесь некоторые читатели, считающие, что историки-профессионалы без какого-либо основания на это, остаются в больших случаях лишь пассивными наблюдателями. Например, в возникшем споре о Чингисхане. Не вдаваясь пока в полемику по данной проблеме лишь заметим, что «благодаря» именно Чингисхану был стерт с лица земли один из культурных центров средневекового Казахстана - город Отырар. Город, который в свое время стал родиной не одного десятка великолепных ученых... Тот самый Отырар, где по сведениям исследователей, находилась вторая по величине библиотека в мире.

Все это происходит на фоне появления большого  количества защищенных и утвержденных  кандидатских и докторских диссертаций, написанных монографий, бесчисленных по своему количеству научно-теоретических,  научно-практических конференций и других форумов ученых и практиков международного, республиканского характера. Кстати, о конференциях. За неполный год своей деятельности существования, Институт истории государства уже дважды выступал организатором проведения научной конференции по актуальным проблемам истории Казах­стана. Не смотря на то. что каждый раз приглашается большое количество ученых, занимающихся вопросами истории, нет желаемого кворума на подобных мероприятиях. На западе, по некоторым сведениям, на подобные форумы профессионалов допускаются только те лица, которые внесли собственный гонорар за участие и удостоены чести выступить с апробацией научных идей. У нас же ждут приглашений. В лучшем случае заплатят стоимость расходов за публикацию. Недавно мы держали в руках сборник материалов конференции из пяти томов, содержащих более тысячи статей. Согласитесь, тут уже не до апробации...

Книжные полки магазинов все еще не освобождены от учебников и пособий, ставших «бестселлерами», написанными на основе марксистско-ленинской методологии. Много литературы мы продолжаем получать из соседних государств, в том числе и из России. Они, на первый взгляд, написаны согласно новому историческому подходу в анализе исторических событий, подкреплены новыми историческими данными. Но приходится констатировать безаппеляционность рассуждений, присущей литературе постсоветского периода. Видимо, отсюда следует искать корни «почему?». Новое поколение казахстанцев, демонстрируя глубокое знание о героях - спартанцах, аргументированно подключаясь в полемику по проблемам средневековой истории и зная кто такая Жанна д Арк, признавая «кровно-железные» принципы Бисмарка на путях объединения Германии, ничтожно мало знают и не имеют понятия о «казахстанских спартанцах» хана Жангира, «казахской Жанне» - Сапар Матенкызы... Почему-то колеблются в однозначной оценке деятельности хана Абулхаира ...

Сегодня, как никогда  прежде, требуется выработка теоретико-методологических параметров к основам исследования отечественной истории. Это признают исключительно все ученые. Но здесь есть один момент. Дело в том, что за марксистско-ленинской методологией незыблемой стеной стоял классовый подход в объяснении любого проявления общественного процесса. То есть, исключительные интересы пролетариата. За рабочим классом стоял «весь мир голодных и рабов», чьи интересы решаемы были только путем разрушения основания всего прежнего существования. И народ поверил этому. Уничтожая в свое время лучшую часть национальной интеллигенции,  партийно-советской бюрократии,  было проще простого «высветить» их как ярых врагов своего народа. Без исключения. В результате, особое затруднение испытываем в анализе и обобщении политико-идеологического кредо,  например, советского Сакена Сейфуллина и несоветского Мустафы Шокая. Или же в оценке деятельности туркестанского легиона на фоне великого подвига участников Великой Отечественной войны. Объяснение тому мы видим в сохранившейся еще в советскую эпоху традиции однозначной оценки исторических фактов и явлений.

Когда мы говорим об однозначной интерпретации исторических фактов, то имеем в виду, что мы еще не научились говорить языком фактов. Увлекаемся их современной интерпретацией. Из истории известный пример: в архивах, наряду с именами Шокана Уалиханова, Кенесары хана, имеются сведения и о Ердене Сандыбаеве. Также известно, что он в свое время боролся за должность Ага - султана Атбасарской волости. Его соперником выступил Шокан Уалиханов. В результате грубых искажений данных о выборах проиграл Шокан Уалиханов. Почему мы об этом вспомнили? В очередном номере журнала «Акикат» под рубрикой «Білгенге маржан» мы прочитали статью С. Есжанова «Ерден батыр». Мы не станем оспаривать здесь попытку автора осведомить современных читателей о действительных заслугах Ердена Сандыбаева. Нас удивило то, с какой легкостью он пытается это сделать. Например, по мнению С. Есжанова его герой с детства был удостоен звания батыра. И приводит тому пример. Однако, если учесть, что приводимый им пример, буквально того же формата мы уже однажды встречали у И. Есенберлина, и это было сказано по поводу действий Кенесары и его детей, то смущает: где истина? В связи с чьим именем впервые прозвучала эта историческая новелла среди казахов о подобном методе формирования мужества у своих детей?

Второе. В попытках как-то сгладить «натянутые» отношения между Шоканом Уалихановым и Ерденом Сандыбаевым автор утверждает, что законно одержав победу над своим соперником «биліктен ұлы ғалымның, өзі бас тартады». Чего не было, того не было. Шокан Уалиханов не собирался отказываться от борьбы за власть, он был поражен беспардонностью русских чиновников, которые допустили грубейшую фальсификацию выборов и неод­нократно напоминал об этом.

Сегодня мы пытаемся прочитать «истинные страницы истории». Без политизации, идеологизации. Но вместе с тем, затруднительно согласиться с интерпретацией событий исторической давности в угоду современности. Имя Е. Сандыбаева связано не только с именами Кенесары Касымова или Шокана Уалиханова. Как утверждает писатель Д. Досжан в своей книге «Абай айнасы», напряженная обстановка складывалась между Сандыбаевым и неизвестным многим читателям, Баубеком батыром. При этом в произведении известного писателя есть свое видение причин конфликта между известным героем своего времени и правителем из Атбасара... Однако, это тоже не панацея. Ибо, чтобы ответить на то, что происходило между отдельными героями своего времени, нужно сопоставить не один пример.

Открыв страницу одного из журналов, под рубрикой «Духовное наследие» снова встретился со словами назидания великого Абая. В том числе: «...Заняться наукой? Как постичь науку, когда не с кем словом умным перемолвиться? Кому передать накопленные знания, у кого спросить то, чего не знаешь? Какая польза от того, что будешь сидеть в безлюдной степи, разложив холсты, с аршином в руке? Знания оборачиваются горечью, приносящей преждевременную старость, когда нет рядом человека, с кем можно поделиться радостью и печалью...». Эти слова прозвучали из уст Абая в то время, когда казахское общество еще не располагало достаточным количеством образованных людей.

Сегодня же знаний накоплено достаточно. Есть и кому его передавать. Но сегодняшний читатель разборчивый. И теперь «знания обернутся горечью» в том случае, если профессионал преподнесет ему нечитаемый материал.


А.Н. Кашкимбаев, к.и.н., доцент

Источник «Сборник материалов научно-практической конференции «Конституционные инициативы президента страны – фактор дальнейшего развития демократии» 28 августа 2009 года, стр. 117-122.

Материал предоставлен Институтом истории государства КН МОН РК


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?