КАРАВАН КОМИЧНЫХ РИСУНКОВ
03.11.2016 1895
В этой статье мы ищем ответы на такие вопросы: с кого начинается казахская карикатура, в чем особенность сатириков-художников времен советского союза, какие плоды принесла независимость

Казахская карикатура начинается с Чокана

Портреты кисть казахского просветителя Чокана Валиханова высоко оценивается в казахском изобразительном искусстве. Многие его графические рисунку, в частности «Старик с обвисшими усами», «После бала» «Когалдай и Тоголдай» и другие посвящены острой шутке, забавной насмешке. Отличие сатирического жанра графических рисунков от других отраслей изобразительного искусства заключается в его свободе и изменчивости. Например, если в живописи отражается конкретное представление, то сатирическая графика, подшучивая, стремится высказать какую-то мысль. С этой точки зрения Чокан представлен нам в качестве глубокого психолога и искусного живописца, в точности передавшего характер людей.

Мастерство напрямую связано с техникой художника. Гармоничное нанесение линии, прекрасный ансамбль света и тени, и самое главное, соединение в одно целое основной мысли и иронии обрекает портрет к успеху. Чокан украшал свои дневники, записи различными рисунками и наполнял наглядными материалами. До нас дошли почти 150 рисунков и портретов кисти Валиханова. Его родной брат Макы тоже был художником, первым профессиональным казахским художником.

Журнал «Ара» – «Шмель» открыл путь к карикатуре

Республиканский сатирический журнал «Ара» – «Шмель» начал издаваться с 1956 года. В редакцию журнала собрались сатирики-карикатуристы.  Владевший наряду с карикатурой и искусством шаржа Николай Казанцев, оставивший свой след в национальной карикатуре Нагым Нурмагамбетов, Марат Нуркалиев и другие мастера сатирического жанра внесли свой вклад в развитие казахской карикатуры.

Среди них карикатурист политического жанра Жумагали Канапиянов несколько раз участвовал в международном конкурсе «Сатира в борьбе за мир» (1976, 1979, 1980, 1983) и был награжден медалью за карикатуру «Помощь по-американски» (1980). Вместе с тем в 1988 году в Алматы, на всесоюзной выставке «Карикатура - орудие перестройки», организованной Министерством культуры Казахской ССР и газетой «Огни Алатау», участвовали 250 художественных произведений. Художники жестко критиковали бюрократические действия, взяточничество, протекционизм и другие негативные явления застойного времени.

Карикатура и шарж в годы независимости

На заре независимости Казахстана атмосфера свободы и демократии подарила особенное вдохновение творческим людям, в частности художникам сатирического жанра.

Сегодня творчество одного из первых художников в жанре карикатуры и шаржа Е.Нуразхана широко известно в республике и за ее пределами. Своим неповторимым, своеобразным искусством художник, можно сказать, несет определенный груз нашего общества: сатирические произведения мастера являются барометром состояния нашего общества.

 

Оказавшиеся исключительно прозорливыми произведения художника, выраженные лаконичными и точными линиями графического языка, смысловая нагрузка которых выражает политическое и социальное состояние нашего общества, имеют на сегодняшний день большую ценность.

В этом можно убедиться, рассматривая его работы «Когда забивались сваи», «Вот такой наш аул», «Казахский язык», «Можно брать, но будет тяжело отдавать», «Сытое брюхо», «На небе и земле», а также много других.

Шарж – жесткий жанр, сатирическое или добродушно-юмористическое изображение обычно портрет, в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты модели. «Шарж показывает не только наши качества, но и наше недостатки», - сказал Аскар Сулейменов, рассматривая свое изображение, похожее на Бабу-ягу и добавил: «ну и что поделать, если есть явное сходство...». Немало талантливых художников, последовавших за Еркином Нуразханом. Нашим читателям известны такие художники, как Галым Смагул, Айдарбек Газизулы, Нурлан Тазабеков и другие.

 

Мастера пера и кисти

Среди казахских писателей можно выделить несколько людей с непревзойденными талантами к рисованию. Садыкбек Адамбеков, Калмукан Исабаев, Олжас Сулейменов и Султан Калиев умело рисовали в перерывах между писательством.

Мы не раз были свидетелями того, что известный деятель театра и кино Асанали Ашимов вместо подписи набрасывал свой автопортрет за считанные минуты. Смех удлиняет человеческую жизнь.

Пусть станет нашей задачей прожить яркую жизнь, рассматривая сатирические портреты, узнавая различные противоречивые события общества, определяя различные характеры людей.  

 

Перевод: Г. Сериккызы