Персидское происхождение праздника Наурыз
21.03.2020 2235
Наурыз считается праздником прихода весны, также известный как персидский Новый год. Он отмечается различными этнолингвистическими группами по всему миру

История празднования Наурыза насчитывает свыше нескольких тысячелетий, а потому сейчас трудно предположить кто именно начал традицию его празднования. В этот день портал Qazaqstan Tarihy еще раз расскажет об иранской версии происхождения одного из самых значимых праздников казахского народа

По некоторым данным, Наурыз имеет иранское и зороастрийское происхождение, однако на протяжении уже более 7000 лет он празднуется различными общинами Западной, Центральной и Южной Азии, на Балканах и Кавказе, а также в бассейне Черного моря. Наурыз считается светским праздником, которым наслаждаются представители самых разных вероисповеданий. Между тем, он остается священным днем как для зороастрийцев и бахаистов, так и для некоторых мусульманских общин.

Наурыз - это день весеннего равноденствия, знаменующий начало весны в Северном полушарии. Он отмечает начало первого дня первого месяца (Фарвардин) иранского календаря. Обычно этот день приходится на 21 марта, но дата колеблется в зависимости от места празднования. В этот день Солнце пересекает небесный экватор, протяженность дня и ночи выравнивается, а семьи собираются вместе, чтобы соблюсти ритуалы.

Хотя праздник Наурыз и отмечался с момента реформы иранского календаря в XI в. н.э., Организация Объединенных Наций официально признала «Международный день Навруз» лишь в 2010 году принятием резолюции ООН 64/253.

Первый день иранского календаря приходится на мартовское равноденствие, первый день весны, традиционно - 21 марта. В XI в. н.э. иранский календарь был реформирован, чтобы зафиксировать начало календарного года, т.е. Наурыз, в день весеннего равноденствия. Соответственно, определение Наурыза, данное персидским ученым Насир ад-Дин Туси, было следующим: «Первый день официального Нового года [Наурыз] всегда был днем, когда солнце входило в Овен до полудня». Наурыз - это первый день Фарвардина, первого месяца иранского солнечного календаря.

Слово «Наурыз» - это сочетание персидских слов نو, что означает «новый» и روز, что означает «день». Произношение этого слова различается между персидскими диалектами (если восточный диалект предпочитает произносить как [nawˈɾoːz], то западный и тегеранский, соответственно, как [nowˈɾuːz] и [noːˈɾuːz]. В англоязычном употреблении существует множество вариантов написания слова «Наурыз», включая «Новруз», «Навруз», «Науруз» и «Ньюроз».

Определение даты Наурыза в Иране основано на алгоритмическом календаре Солнечной Хиджры, который, в свою очередь, основан на точных астрономических наблюдениях, а также на использовании сложной системы интеркаляции, что делает его более точным, чем его европейский аналог «Григорианский календарь».

Каждый 2820-летний цикл содержит 2137 невисокосных (365 дней) и 683 високосных (366 дней) лет, при этом средняя продолжительность года составляет 365.24219852 дня. Это среднее значение всего на 0,00000026 дня короче вычислений американского астронома Саймона Ньюкомба, который рассчитал длину среднего тропического года в 365,24219878 дней. Однако оно значительно отличается от средней длины года весеннего равноденствия (365,242362 дня). Это означает, что день начала нового года, которое попадет на весеннее равноденствие, будет дрейфовать на полдня в течение всего цикла.

Чахаршенбе-Сури. Так называется древний иранский праздник, который отмечается в канун самого Наурыза. В Иране он отмечается накануне последней среды перед Наурызом. Обычно его празднуют вечером, а само празднование традиционно сопровождают прыжками через костры и зажиганием петард и фейерверков.

В Азербайджане, где подготовка к Наурызу обычно начинается на месяц раньше, фестиваль проводится каждый вторник в течение четырех недель до праздника Наурыз. Каждый вторник люди празднуют День одной из четырех стихий – Воды, Огня, Земли и Ветра. В канун праздника люди посещают могилы родственников и ухаживают за ними.

Иранцы во время праздника поют у костра стихотворную строчку «zardi-ye man az toh, sorkhi-ye toh az man» (что дословно означает «мой желтый – твой, твой красный - мой»), прося огонь забрать невзгоды, а взамен принести тепло, здоровье и энергию. Во время празднования также подают распространенное в Иране блюдо Аджиль и ягоды.

Одной из важных традиций, соблюдаемых в канун Чахаршенбе-Сури, является постукивание ложкой. Эта традиция схожа с одной из обычаев современного международного праздника Хэллоуин, когда дети выпрашивают сладости («Trick-or-Treat»). В Иране люди переодеваются и ходят от двери к двери, стуча ложками по тарелкам или мискам и получая упакованные закуски. В Азербайджане дети проскальзывают в дома и квартиры своих соседей в последний вторник перед Наурызом, стучатся в двери, оставляют на порогах свои шапочки или корзиночки, прячутся поблизости в ожидании конфет, пирожных и орехов.

Кстати, ритуал прыжка через огонь также проводится в Армении в день праздника Терендез, который является праздником очищения в Армянской апостольской церкви и Армянской католической церкви и отмечаемым через сорок дней после рождения Иисуса.

Сиздах-бе-дар (День природы в Иране). В Иране праздник Наурыз длится тринадцать дней. На тринадцатый день Нового года иранцы покидают свои дома, чтобы насладиться природой и устроить пикник на открытом воздухе, как часть церемонии Сиздах-бе-дар. В канун Наурыза в Иране также существует праздник Хафт Сина, во время которого на скатерть выставляются чеснок, яблоки, проростки пшеницы или чечевицы, лох, уксус, хлебный пудинг и сумах. В Сиздах-бе-дар эти предметы убираются, части в проточную воду. Кроме того, молодые одинокие люди, особенно молодые девушки, обычно завязывают листья зелени, прежде чем выбросить ее, выражая желание найти партнера. Еще один обычай, связанный с Сиздахом-бе-дар - это шутки и розыгрыши, подобные первоапрельскому Дню дураков.

В иранской мифологии существуют различные мифы происхождения праздника Наурыз.

Шахнаме приписывает основание Наурыза мифическому иранскому царю Джамшиду, который спасает человечество от зимы, обрекающей на гибель всех живых существ планеты. Чтобы победить зиму, Джемшид построил трон, усыпанный драгоценными камнями. Демоны вознесли Джамшида над землей на небеса; там он сидел, сияя, как Солнце. Мирские создания собирали и разбрасывали вокруг него драгоценные камни и провозглашали, что наступил Новый День (Now Ruz). Это был первый день Фарвардина, который является первым месяцем иранского календаря.

Хотя неясно, отмечали ли прото-индоиранцы праздник как первый день календаря, есть указания на то, что иранцы, возможно, наблюдали начало осени и весны, и связывали их начало с урожаем и посевом семян соответственно. Ученые-иранисты Мэри Бойс и Франц Гренет так объясняют традиции сезонных праздников: «Возможно, что великолепие вавилонских празднеств в это время года привело иранцев к тому, что их собственный весенний праздник превратился в устоявшийся праздник Нового года с названием «Навасарда» (название, которое, хотя и было впервые засвидетельствовано среднеперсидскими источниками, приписывается Ахеменидскому периоду)». Поскольку общинные наблюдения древних иранцев, по-видимому, в целом носили сезонный характер и были связаны с сельским хозяйством, «вполне вероятно, что они традиционно проводили фестивали осенью и весной, чтобы отметить основные поворотные моменты естественного года».

Наурыз частично уходит корнями в традиции религий Великого Ирана, таких как Мистерии Митры (митраизм) и зороастризм. В митраизме праздники имели глубокую связь с солнечным светом. Иранские праздники, такие как Мехреган (осеннее равноденствие), Тирган и канун Шаб-е Ялда (зимнее солнцестояние), также имели происхождение от бога солнца (Сурья). Среди прочих идей, зороастризм является первой монотеистической религией, которая подчеркивает такие широкие понятия, как соответствующая работа добра и зла в мире и связь человека с природой. Зороастрийские обычаи были доминирующими на протяжении большей части истории Древнего Ирана. В зороастризме есть семь наиболее важных зороастрийских праздников. Это шесть праздников Гахамбар и Наурыз, который происходит в день весеннего равноденствия. По словам Мэри Бойс, «кажется разумным предположение, что Наурыз, самый священный из всех и имеющий глубокое доктринальное значение, был основан самим Зороастром», хотя четкой даты его происхождения нет. К слову, между заходом солнца в день шестого Гахамбара и восходом солнца Наурыза, также праздновался день Хамаспатмаедайя (позже известная в своей расширенной форме как Фравардинеган; а сегодня известен как Фарвардиган). Это и Гахамбара - единственные праздники, названия которых сохранились в тексте Авесты.

Ученый Х в. аль-Бируни в своем труде «Китаб ат-Тафхим ли Аваил Синат Аль-Танджим» дает описание календарей различных народов. Помимо иранского календаря, в книге упоминаются различные праздники греков, евреев, арабов и других народов. В разделе, посвященном иранскому календарю, он упоминает Наурыз, Садех, Тирган, Мехреган, шесть дней Гахамбара, Фарвардиган, Бахманджа, Эсфанд Армаз и ряд других праздников. По его словам, «иранцы верят, что Наурыз знаменует собой первый день, когда Вселенная начала свое движение». Персидский историк Гардизи в своем труде под названием «Зайн аль-Ахбар» в разделе «Зороастрийские праздники» среди других праздников упоминает и Наурыз, и особо отмечает, что Заратуштра особенно подчеркивал празднование Наурыза и Мехрегана.

 

Барельеф в Ападане, Персеполь, изображающий армян, приносящих свое знаменитое вино царю.

 

Хотя слово Наурыз не зафиксировано в ахеменидских надписях, древнегреческий писатель Ксенофонт подробно описывает празднование Наурыза в Персеполе и преемственность этого праздника в Ахеменидской традиции. Наурыз был важным днем во времена империи Ахеменидов (около 550-330 гг. до н.э.). Цари разных ахеменидских народов приносили дары Шахиншаху (Царь царей). Значение этой церемонии было настолько важным, что назначение царя Камбиса II царем Вавилона было узаконено только после его участия в упомянутом ежегодном празднике Ахеменидов.

Было также высказано предположение, что знаменитый комплекс в Персеполе или, по крайней мере, дворец Ападана и зал ста колонн были построены специально для празднования праздника, связанного с Наурызом.

В 539 году до н.э. евреи перешли под иранское правление, тем самым открыв обеим народам обычаи друг друга. Согласно Британской энциклопедии, история Пурима, рассказанная в Книге Есфиря, заимствована из иранской повести о проницательности цариц гарема, предполагая, что Пурим может быть заимствованием иранского Нового года. Название оригинальной повести не называется, да и сама Британская энциклопедия отмечает, что «никаких еврейских текстов этого жанра из персидского периода не сохранилось, поэтому новые элементы могут быть признаны бесполезными». Пурим празднуется в течение нескольких недель после Наурыза, так как дата Пурима основана на лунном календаре, а Наурыз проводится в день весеннего равноденствия. Вполне возможно, что евреи и иранцы того времени разделяли или переняли сходные обычаи для этих праздников.

Наурыз был праздником династических империй Парфянского царства, которые правили Ираном (248 г. до н.э. - 224 г. н.э.) и другими областями, управляемыми династиями Аршакидов за пределами Парфии (такими как династии Аршакуни Армении и Аршакиды Иберии). Есть конкретные упоминания о праздновании Наурыза во времена правления Вологазы I (51 - 78 гг. н. э.), но они не содержат никаких подробностей. До того, как Госаударство Сасанидов установили свою власть в Западной Азии около 300 года н.э., парфяне праздновали Наурыз осенью, а первый из Фарвардин начинался в день осеннего равноденствия. Во времена правления Парфянской династии весенним праздником был Мехреган, зороастрийский и иранский праздник, отмечаемый в честь Митры.

Больше записей о праздновании Наурыза появляются после восшествия на престол Ардашира Папакана, основателя Сасанидской Империи (224 - 651 гг. н. э.). При сасанидских императорах Наурыз отмечался как самый важный день в году. Большинство царских традиций Наурыза, таких как королевские аудиенции с публикой, денежные подарки и помилование заключенных, были установлены в эпоху Сасанидов и сохранились неизменными до наших дней.

Наурыз, наряду с праздником середины зимы Садех, пережил мусульманское завоевание Персии в 650 году н.э. Другие праздники, такие как Гахамбар и Мехреган, в конечном счете, отмечались параллельно и только зороастрийцами. Наурыз стал главным царским праздником в период правления Аббасидов.

 

Шах Аббас и его придворные празднуют Наурыз

 

После распада Халифата и последующего возрождения иранских династий, таких как Саманиды и Буиды, Наурыз стал еще более важным событием. Буиды возродили древние традиции времен Сасанидов и восстановили многие более мелкие праздники, которые были ликвидированы халифатом. Иранский буидский правитель Адуд Аль-Даула (949-983) обычно встречал Наурыз в величественном зале, украшенном золотыми и серебряными тарелками, вазами с фруктами и яркими цветами. Король садился на королевский трон, а придворный астроном выходил вперед, целовал землю и поздравлял его с наступлением Нового года. Затем король созывал музыкантов и певцов и приглашал своих друзей собраться и насладиться большим праздником.

Более поздние тюркские и монгольские завоеватели не пытались отменить празднование Наурыза.

В современное время, до распада Советского Союза, Иран был единственной страной, которая официально соблюдала обряды Наурыза. Когда кавказские и среднеазиатские страны получили независимость от Советов, они также объявили Наурыз национальным праздником.

Наурыз был внесен в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО в 2010 году. В ознаменование признания ООН Иран открыл памятную почтовую марку во время первого Международного празднования Наурыза в Тегеране 27 марта 2010 года.