Как зародилась песня «Жас қазақ»
09.12.2019 2185
Казахские акыны и музыканты СССР – важная социальная категория в истории почти семидесятилетнего авторитарного режима

Они не появились из ниоткуда – многие из них учились у великих композиторов Великой степи Укили Ыбырая, Мади, Газиза, певцов Амире, Габбаса, Кали, и назывались их преемниками. Одним из таких преемников был и композитор Рамазан Елебаев, автор песни «Жас қазақ», которая в годы Великой Отечественной войны стала чуть ли не гимном казахского солдата. Портал Qazaqstan Tarihy, опираясь на труд исследователя Ерлана Толеутая «Жусипбек Елебеков», вспоминает историю создания некогда знаменитейшего произведения советского периода Казахстана

С момента образования казахского театра жизни и судьбы казахских артистов тесно переплетались. Вместе они в тяжелые для страны 30-е годы прошлого столетия ездили по стране и ставили концерты, были свидетелями голода и разрухи в степи. К примеру, известно, что в декабре 1931 года компартия постановила отправить артистов театра в терпящие бедствие регионы Казахстана. Так суровой зимой голодного 1931 года в разные районы современной Восточно-Казахстанской области выдвинулись артисты Серке Кожамкулов, Жусипбек Елебеков, Рамазан Елебаев, Камал Кармысов, Калибек Куанышбаев, Елюбай Умирзаков, Амире Кашаубаев, Курманбек Жандарбеков и другие.

Поездка была отнюдь нелегкой: несколько загнанных лошадей, голод, непрекращающиеся морозы и бураны, страх замерзнуть или заблудиться в безлюдных степях. Кроме того, местный народ гибнул от голода и болезней, поэтому концерты именитых артистов не вызывали у них ажиотажа. Ко всему прочему, трудности создавало и отсутствие т.н. клубов, где обычно ставились концерты. Поэтому артистам зачастую приходилось играть в овчарнях и других мало похожих на сцену местах. В эти суровые для артистов театра моменты трудности преодолевались усилиями совсем еще юного Рамазана Елебаева, чья кипучая энергия и звонкая гармонь заставляли народ ненадолго позабыть о невзгодах, о голоде и насилии.

Ровно десять лет спустя, в декабре 1941 года, Рамазан был мобилизован и отправился на фронт. Фронтовой путь Р. Елебеков начал в знаменитой Панфиловской дивизии. Об этом свидетельствуют факты, указанные в личных документах артиста, найденные исследователем Куанышем Сейдахметовым в Центральном архиве Министерства Обороны города Подольск.

 

Для справки: Рамазан Ержанович Елебаев родился в 1909 году в ауле Кудыкагаш Енбекшилдерского района Северо-Казахстанской области. В декабре 1941 году отправился на фронт по приказу военного комиссариата Фрунзе города Алма-Ата. Согласно документам, к тому моменту Р. Елебаев проживал по адресу: г. Алма-Ата, улица Пушкина, дом №23. Супругу Рамазана звали Полина Фоминична Волкова.

 

Осенью 1942 года руководство Панфиловской дивизии отправило в СНК СССР письмо с просьбой создать специальную концертную бригаду артистов, чьи выступления помогут поднять моральный дух солдатов. В октябре того же года СНК СССР удовлетворило эту просьбу и поручило создать группу из десяти артистов. В числе этих десяти были писатель Габиден Мустафин, народные артисты КазССР Елюбай Умирзаков и Жусипбек Елебеков, актриса и будущая супруга Бауыржана Момышулы Гайникамал Баубекова, артисты Казахской государственной филармонии Шарипа Турымбетова, Лидия Атманаки, Аркадий Астахов, Юзеф Басов, Борис Львович и Николай Ткаченко. Первые два месяца выступления этой группы ограничивались только лишь Калининским фронтом. Это объяснялось тем, что 8 гвардейская дивизия, перед которой должна была выступать группа, вела ожесточенные бои с немцами, а военное командование не могло обеспечить артистам безопасное продвижение. Как только ситуация улучшилась, в ноябре того же года, концертная бригада под руководством Габидена Мустафина с большими трудностями, но сумела добраться до мест дислокаций 8 гвардейской дивизии. Знаменитый комбат Бауыржан Момышулы лично встретил артистов и отвел их в штаб полка.

К моменту прибытия группы Рамазан Елебаев трудился в медицинской части дивизии. Искусствовед Ерлан Толеутай считает, что в первые дни войны профессиональный артист Рамазан Елебаев, только что окончивший Московскую консерваторию (1937-1941), определенно входил в состав ансамбля полка. В своих исследованиях, Е. Толеутай отмечает, что переводу Р. Елебаева в медицинско-санитарное отделение поспособствовал случай: однажды Рамазан во время посиделок с однополчанами позволил себе выпить лишнего. Той же ночью он отправился в лес и так громко пел, что отголоски его пения услышали немецкие разведчики, которые осыпали советских солдат градом пуль. Неизвестно чем закончилось это локальное сражение, но именно по его итогам Р. Елебаев был переведен.

Далее, в своих исследованиях Е. Толеутай рассказывает, что Р. Елебаев не сразу приметил новоприбывших артистов. К моменту прибытия группы Рамазан был на боевом задании, а по прибытии сразу же отправился к командиру. Рамазан успел лишь снять головной убор и показать его командиру как в тот же момент выстрел вражеской пули проделал дыру в ней. Так бывшие коллеги Рамазана чуть не стали свидетелями его кончины.

На полях сражений группа пробыла с ноября 1942 года по январь 1943 года. Их концертный период близился к концу. Решение о возвращении группы домой было принято незамедлительно, а потому группа собиралась в суматохе. Спешные сборы артистов прервал караул, заметивший вдалеке человека с винтовкой и с гармонью, промелькнувшего из дальнего угла леса. Только когда этот человек стал приближаться стало понятно, что это Рамазан Елебаев.

Рамазан прибыл в лагерь, нашел Жусипбека Елебекова и отвел его в сторону блиндажа. Там он стал читать ему стихи. В блиндаже Рамазан рассказывал Жусипбеку, что это произведение посвящено героической памяти Толегена Тохтарова. Он также выразил желание, чтобы это стихотворение было исполнено голосом самого Жусипбека Елебекова. Так Жусипбек в спешном порядке начал учить стихотворение «Жас қазақ».

Первоначальное название стихотворения звучало как «Жас қабір басында». Уже на обратном пути Жусипбек по памяти диктовал стихотворение Габидену Мустафину, который написал несколько вариаций к этому произведению, а также сменил его название на «Жас қазақ». Конечный вариант стихотворения выглядел следующим образом:

 

Қар жамылған кең дала қанға бөгіп,

Күрілдейді сұр аспан өлім төгіп,

Жас қазақ,

Мұрттай ұшты уралап.

Жанын қиып кете алмай жас өмірден,

Асқақтаған өмірге өрмелеумен,

Жас қазақ, Жатты көзі от жайнап.

Сол бетінде жан берді, ол тұрмады,

Ары үшін елінің боп құрбаны.

Жас қазақ,

Жатты жауын жаныштап.

Ел қорғаған майданда жас арыстан,

Төлегендей артыңда қалдыр дастан.

Жас қазақ,

Жатты жауын жаныштап.

 

Таким образом, стихотворение «Жас қазақ» добралось с театра военных действий в советский Казахстан. Произведение было подвергнуто тщательной обработке и переложено в песенный формат требовательной рукой Калибека Куанышбаева, после чего в феврале 1943 года Жусипбек Елебеков впервые исполнил ее перед зрителем на отчетном концерте в театре оперы и балета имени Абая.

Современники Ж. Елебекова рассказывали, что артист исполнял эту песню разъяренным и пронзительным голосом, в которой чувствовалась свирепая сила. После исполнения этой песни в зале не оставалось ни одного равнодушного, ни одного, кто посмел не пролить скупую слезу по павшим на полях кровавых сражений казахах. С этого дня песня «Жас қазақ» побывала во всех уголках казахской степи.

Сам Рамазан Елебаев так и не услышал этой песни. Он пал смертью храбрых 4 ноября 1943 года в боях под деревней Аршахино Псковской области. К моменту гибели Р. Елебаеву было 33 года, два года из которых у него отобрала война.

Но даже она не сумела отобрать у него стихи, которые грели душу в суровые дни. Они же стали своеобразным гимном для казахских солдат, которые ценой своей жизни одержали победу над врагом и отомстили за талантливого поэта.