Как рождалась опера «Биржан и Сара»
06.11.2019 2490
Основоположники профессиональной музыкальной культуры, корифеи казахской классической музыки Казахстана Мукан Тулебаев и Евгений Брусиловский хорошо знали друг друга

Они вели переписку, сотрудничество композиторов подарило народу первый государственный гимн Казахской ССР, множество нетленных памятников народного фольклора, а кроме этого, оперы, симфонии и балеты, которые вошли в золотой фонд казахского музыкального искусства. Однако главным их совместным детищем считается опера «Биржан и Сара». Портал Qazaqstan Tarihy предлагает вспомнить обстоятельства рождения первой казахской оперы

Знакомству Тулебаева и Брусиловского предшествовало начало Великой Отечественной войны. Брусиловский на тот момент уже был Народным артистом Казахской ССР, а М. Тулебаев состоял в отряде ополченцев Москвы, но осенью 1941 года был демобилизован по состоянию здоровья. Мукан вернулся в Алма-Ату, а зимой 1941 года познакомился с Евгением Григорьевичем.

В тот период о молодом композиторе Мукане Тулебаеве знали немногие, но Евгений Брусиловский увидел в нем не только музыкальный талант, но и гибкий и пытливый ум. Они часто разговаривали, беседовали о музыке, о деятельности Союза композиторов Казахстана, о его вкладе в победу. Фактически в тот период Брусиловский был непосредственным учителем молодого композитора, а последнему импонировало, что между ними устанавилась тесная творческая связь.

Война диктовала свои задачи для композиторов и поэтов. От них ждали работ, которые поднимут дух народа в борьбе с врагом, поэтому этот период деятельности Тулебаева тесно связан с созданием патриотических произведений («Соқ, барабан», «Қанаттым», «Жарық», «Аттан казақ», «Тос, менi тос», «Кестелi орамал»). Все эти песни были проникнуты светлой верой в любовь и счастье, некоторые из них вошли в сборник военных песен «Поднимайся, народ герой», куда кстати также были включены работы Брусиловского. В произведениях своего протеже Евгений Григорьевич видел потенциал, который всем остальным только предстояло узреть.

Одно из самых знаменитых произведений Мукана Тулебаева опера «Биржан и Сара» было написано при непосредственном участии того же Брусиловского. Так, в апреле 1942 года Кажигали Джумалиев инициировал создание либретто оперы. Началось чтение и обсуждение пьесы, на котором присутствовал и М. Тулебаев. К слову, пьеса произвела огромный интерес присутствующих, а Габит Мусрепов выступил с положительным отзывом. Когда К. Джумалиев предложил либретто руководству оперного театра им. Абая, он сказал, что он может доверить эту работу только Евгению Григорьевичу. Однако Брусиловский отказался из-за нехватки времени - он намеревался закончить работу над оперой «Амангельды». Отказ Брусиловского спровоцировал руководство предложить написание либретто эвакуированному в годы войны в Алма-Ату композитору А. О. Чишко, который плохо знал особенности казахской музыки. Тогда Брусиловский решил в качестве композитора рекомендовать Мукана Тулебаева. Об этом эпизоде своей биографии он писал:

 

«Конечно, Биржан – яркая, романтическая личность, автор замечательных песен, один из казахских певцов XIX века – все это, безусловно, интересно, да и в либретто много удачных сцен, персонажи характерны и контрастны, но… все эти ситуации в моей практике уже были и потеряли свою новизну и заманчивость, а вот для Тулебаева этот сюжет, как говорится, в самый раз. В ладоинтонационной сфере казахской народной песни, освоился достаточно, тяготеет к лирико-созерцательности, правда, сочиняет обычно очень долго и кропотливо, но ведь можно и не торопиться, не спешить, как обычно приходится мне. Технически он совершенно не подготовлен к решению такой крупной задачи, но я буду рядом – справится. Зато, какая сенсация! Первый казахский композитор написал оперу! Первая казахская опера! Разве это не моя победа – подготовить и выдвинуть казахского композитора!

Что ж, не получилось с Жубановым, надо было попытаться добиться удачи с Тулебаевым. Эта была, конечно, авантюрная затея, но полезная и нужная… Он был доступней… и с ним было интересней и легче работать, тем более что это была натура исключительная восприимчивая. Все, что ему было нужно, что ему нравилось, что было ему необходимо, он схватывал на лету как Шакен Айманов. Как губка, впитывал и хорошее, и плохое… Что-то в нем сидело: чисто национальное, степное, вольнолюбивое!»

 

К слову, Брусиловский объяснил свой выбор и Мукану. Он вспоминал, что Тулебаев был в восторге от этой идеи и в то же время она его испугала. После небольшого размышления он выразил сомнение в том, что он сможет справиться сам с успешным решением этой задачи. «Конечно, хочется, и тема моя, и либретто хорошее, но сам я не потяну», – с огорчением заключил Мукан. Но Брусиловский заверил его, что он его не подведет.

Так как до того момента Мукан Тулебаев не принимал участие в проектах такого масштаба, то Брусиловский предложил ему в качестве подготовки совместную работу над оперой «Амангельды». Они распределили функции: Мукан сочиняет вокальные партии и занимается подтекстовкой, а Е. Брусиловский на основе вокальных партий Мукана делает клавир оперы.

Сам Е. Брусиловский по этому поводу говорил:

 

«Часто бывает так, что молодой композитор, не обладающий необходимой технической подготовкой, объединяется с более квалифицированным композитором для совместной работы над крупной формой…. Соавторство же Тулебаева со мной имело совершенно иные причины… Он уже тогда мог бы вполне самостоятельно написать оперу, но ему не хватало практики, опыта. Подготавливая себя к самостоятельной работе над следующей оперой, М. Тулебаев активно участвовал в создании оперы «Амангельды».

 

Как только подготовка началась М. Тулебаеву надо было обсудить вопрос с инициатором проекта Кажигали Джумалиевым. При личной встрече и этот вопрос отпал: К. Джумалиев увидел, что молодой композитор владеет языком, знает обычаи и культуру народа, ему близки как содержание поэмы, так и логика ее поэтики. Последним шагом на пути к официальному назначению было согласие руководства оперного театра. Брусиловский вспоминал как директор Кравченко говорил: «Я человек в Алма-Ате новый и не знаю всех местных композиторов, но Канабек Байсеитович, один из создателей нашего театра, старый деятель казахского искусства, тоже Тулебаева не знает». Условились они на том, что К. Байсеитов и М. Тулебаев заключили утвержденный директором договор, в котором вся ответственность возлагалась на композитора Е. Брусиловского.

Накопив некоторый опыт, М. Тулебаев принимается за свою вторую (и первую самостоятельную) оперу «Биржан и Сара». Он едет на Балхаш, в свой родной аул, беседует с акынами и кюйши, слушает и записывает народные песни и кюи. За полтора месяца в аулах Бурлы-Тобинского и Аксуйского районов Мукан Тулебаев собрал 35 народных мелодий. Эти образцы музыкального фольклора помогли ему глубже проникнуть в характер казахской народной музыки. Несколько позже М. Тулебаев выезжает в Акмолинскую область к одному из лучших знатоков казахских народных песен – народному певцу Косымжану Бабакову, который знакомит композитора с творчеством Биржан-сала. М. Тулебаев записывает у К. Бабакова 15 песен Биржана, многие из которых использованы в опере. Об этих поисках Тулебаева Е. Брусиловский писал:

 

«Отличных результатов добился Мукан с подбором песен. Это была огромная, просто решающая удача – встретиться с Косымжаном Бабаковым, выдающимся знатоком Акмолинской, Павлодарской, Каркаралинской и Баянаульской народной песни и с замечательным певцом и знатоком восточно-казахстанской песни Жусупбеком Елебековым… Вся опера пелась. Опера получилась глубоко лиричной и ярко национальной».

 

После премьеры «Амангельды» М. Тулебаев усиленно работает над оперой «Биржан и Сара».

 

«Иногда он приносил первые опыты клавира, которые я в его присутствии приводил в порядок. Я не считал, что мы делаем шедевр, предполагал, что работа Мукана над «Биржаном» не более чем «проба пера», а в дальнейшем, обладая уже некоторым опытом, он сам напишет свою следующую оперу. Поэтому все мои переделки в клавире, особенно в первом акте, я делал, чтобы он, сидя рядом, смотрел и учился. При этом я не пытался искать новые приемы изложения, я пользовался ранее найденными фактурными приемами из старых опер «Ер-Тарғын», «Айман-Шолпан» и особенно из «Алтын астық». Таким образом, мне пришлось пройти весь клавир первого акта, и еще кое-что в других актах, в частности, в финале», - вспоминал Евгений Брусиловский

 

Но первое прослушивание музыки в театре прошло неудачно: отметили ряд недостатков, среди которых главным считалось отсутствие танцев. Тулебаев был расстроен настолько, что попросил у Брусиловского большей участливости. В частности, по воспоминаниям Брусиловского, он сказал: «Вот Вы, Евгений Григорьевич, обещали мне поддержку и помощь. Сами настояли, чтобы я взялся за эту оперу. Вот помогите мне с этим танцем… Выручайте, если хотите довести это дело до конца». На следующий день Евгений Брусиловский закончил построение танца.

В конце концов работа была закончена. Премьера оперы «Биржан и Сара» в четырех актах состоялась в октябре 1946 года в Алма-Ате и вызвал национальный фурор. Е. Брусиловский позже следующим образом высказывался о премьере:

 

«Автор и спектакль родились под счастливой звездой – им сразу и до конца повезло на каждом этапе работы. Это был праздник казахского музыкального театра. «Биржан» сразу был благодарно принят казахской аудиторией, и каждый спектакль «Биржана» проходил с шумным успехом. Вчера неизвестный никому Мукан Тулебаев сразу стал знаменитостью, признанным и любимым казахским профессиональным композитором»

 

К слову, редакционные работы над оперой Тулебаев проводил до конца своей жизни. Ко II декаде литературы и искусства 1958 года в Москве М. Тулебаев создал совершенно новый, последний вариант редакции, оперы «Биржан и Сара». Таким образом, Мукан Тулебаев над своим детищем оперой «Биржан и Сара» работал более 12 лет.

Работа над оперой «Биржан и Сара» объединила усилия специалистов в области фольклора, поэзии, композиции. Сама опера стала без исключения главным слитком «золотого фонда» казахской профессиональной музыки и прочно вошли в репертуар ведущих музыкальных коллективов республики.