Нравственная культура Ибрая Алтынсарина
04.08.2018 2610
160 лет назад, в 1858 году, Ибрай Алтынсарин окончил школу, которая стала его первой ступенью во взрослую жизнь, где ему предстояло решить много насущных проблем казахов и повести народ

на путь просвещения. Алтынсарину предстояло преодолеть много преград. Его общественно значимые дела, отличавшиеся своим новаторством,  часто встречали непонимание и даже сопротивление со стороны разных социальных институтов и групп. Многие отрицательно воспринимали инициативы: одни из политических соображений, другие прикрывались религиозными нормами, третьи действительно не понимали дальнозоркость планов казахского инспектора и необходимость их реализации.

Острый ум Ибрая Алтынсарина заметили еще в школе, которую он окончил с золотой медалью. Но он не мог сразу полностью посвятить себя просветительской деятельности и заняться образованием в казахской степи, что было его первостепенным желанием. Сначала он работал писарем у деда, а затем его назначили переводчиком в Оренбургском правлении. В 1860 году на него была возложена миссия открытия начальной школы для казахов в Тургае. Алтынсарин стал учителем русского языка.

Ибрай Алтынсарин думал не только о приобретении и наделении учеников академическими знаниями – первостепенная задача, которая стояла перед ним, заключалась в нравственном воспитании. Источники для привития моральных принципов он находил в устном народном творчестве, которым богата казахская культура. В своей «Киргизской хрестоматии» Алтынсарин приводит сказки, былины, пословицы, нравоучительные статьи. Постоянные поиски произведений, которые помогают прийти к осознанию себя, своих поступков и общества, открыли для него басни знаменитого русского писателя И.А. Крылова. Ибрай Алынсарин переводил его произведения на казахский язык.

Ибрай Алтынсарин упорно стремился к своей цели, преодолевая препятствия на своем пути. Яркие результаты его работы не должны приводить к ложному выводу о том, что Алтынсарин обладал такими чертами, свойственные некоторым лидерам, как самоуверенность, твердая решимость, наглость. По свидетельству его хорошего друга,  Н. И. Ильминского, казахский просветитель был довольно восприимчив, его часто одолевали приступы сильной тоски, «малое недоразумение или одиночество могло повергнуть его в разочарование и почти в отчаяние». 
Можно представить, в каком состоянии находился человек, вынужденный постоянно отстаивать и доказывать свою правоту.

Полное имя Алтынсарина – Ибрагим, как имя исламского пророка. Но в разговорной речи имя искажалось и сокращалось до Ибрая. Русские же называли его Иваном. Возможно, он и сам ощущал себя то как Ибрай, то как Иван. Об этой раздвоенности сознания Алтынсарина писал российский историк-арабист Косач Г.Г: «С одной стороны, его, «нехристианина» внутренне тянуло к рождественской елке, а с другой — он ощущал глубокую обиду за принадлежность к миру, воплощением которого была «Орда, всеми почти брошенная доселе и называемая в описаниях только... дикарями».

Но судя по письмам Алтынсарина, даже если он испытывал какую-то обиду, к ней примешивалась острая тоска по дому. Он скучал по богатой природе и обширному пространству родного края. Но просветительская деятельность, на которую Алтынсарин устремлял все усилия, требовала определенных жертв от него. Алтынсарин старался усмирить свои личные желания, посвящая время работе для народного блага.

Но и его любимый народ не всегда мог понять планы и действия просветителя. Простой народ боязливо относился к новшествам, которые вводил Алтынсарин. Казахи не стремились отдавать детей в школы, где велось обучение русскому языку, боясь, что их детей отправят на службу в русскую армию и обратят в христианство.

Царская администрация не препятствовала просветительской деятельности Алтынсарина, но руководствовалась не благородными соображениями о распространении образования в казахской среде, но в перспективе рассматривала выпускников этих школ в качестве чиновников нижнего звена, которые будут вести делопроизводстве на русском языке, станут писарями, переводчиками, служащими политике царизма.

Таким образом, Ибрай Алтынсарин, вынужденный преодолевать сопротивление как  родной казахской среды, так и царской администрации; благодарный за приобретенные в России знания и возмущенный ее отношением к казахам, как подчиненному народу, развивал собственную независимую систему ценностей, которую старался привить своим ученикам.