КЕЙКИ БАТЫР: судьба, история, уроки
13.02.2017 5005
Портал National Digital History of Kazakhstan в связи с возвращением на родину останков знаменитого батыра Кейки Кокембайулы представляет новый проект «Кейки батыр: судьба, история, уроки»

«Жил да был отважный батыр Кейки,

О ком слава гремела по казахской степи»

 

Кейки (Нурмаганбет) Кокембайулы (1871-1923) – герой национально-освободительного движения 1916 года в Тургае, знаменитый стрелок.

Кейки батыр родился в ауле Байтума Амангелдинского района Костанайской области. Выходец из племени Кыпшак рода Куланкыпшак. От Куланкыпшака происходят Кырымкожа → Бугыс, Пышыгай, Пусырманкул, Кудайкул. Бугыс – это предок Кейки. От Бугыса → Сарыстык → Есберли → Кобей → Кошкинши → Алшынбай → Жиембет → Медет → Төреш → Торайгыр → Кокинбай. У Кокинбая было пятеро сыновей: Оспан, Косжан, Омар, Кейки (Нурмаганбет), Шубар (Нурмухамбет).

Предки Кейки сын Тореша – Торайгыр и сын Жауке – Сабденбек когда-то участвовали в восстании Кенесары. Это доказывает, что смелость и отвага, характер борца непрерывно передаются через благородную кровь.

Имя, данное Кейки при рождении – Нурмаганбет. С ранних лет он вел себя несколько отстраненно от окружающих, любил охотиться, бродить по степи в одиночестве. От этого его прозвали Кейкі – гордый.

Его богатырское телосложение сочеталось с вечно холодным выражением лица, только когда он был разъярен, в его глазах начинали сверкать молнии. Старцы, заставшие его время, рассказывают, что он был очень смелым, прямолинейным человеком. Хорошо зная земли Арки и Тургая, мог точно предсказать погоду. Его книгой был – Коран, он читал намаз, не злословил, всегда поступал по чести, аулчане уважали его за мудрость и воспитанность. Кейки был великолепным стрелком, всегда попадающим в цель, о его талантах в народе слагались легенды. Была еще одна грань его натуры – лучшего камшыгера (мастера по битью плеткой) было не найти. Никто из его врагов не сумел спастись от ударов камчой. На степных празднествах народ собирался посмотреть на его игру с плетью, и не только...

Душа доблестного батыра была близка к народному творчеству: он самозабвенно слушал казахские терме (песня-назидание), эпосы, часто и сам брал в руки домбру и сочинял. В народе сохранилась песнь «Кейкінің салауаты» (молитва Кейки).

В молодости Кейки был пастухом у крупного волостного Рахмета Шашамбайулы и однажды позволил врагам бая угнать весь скот. За ним шумела слава искусного табунщика. Богатство казахов в те времена измерялось лошадьми. А у Рахмета было неисчисляемое количество лошадей. Чтобы табуны его не стали добычей степных хищников, и чтобы обеспечить их хорошими пастбищами, нужен был умудренный степным опытом, бесстрашный человек, знавший искусство барымты.

С юных лет Кейки, оберегая лошадей Рахмета, множество раз вступал в схватку с конокрадами, участвовал в возвращении украденного скота, в итоге закалил не только тело, но и дух.

 

«Если над родиной моей тучи нагрянут,

Ей Кейки и Амангельды опорой станут»

 

Есть такая присказка: «У Амангельды глаза метки, а у Кейки – руки». Смысл в том, что у Амангельды было острое зрение, чтобы попасть в цель, ему нужно было прицелиться. Что касается Кейки, выстрелить он мог в любом положении, на скаку верхом на лошади, или на ходу, просто вскинув ружье. Мастерством стрельбы он овладел еще в раннем возрасте.

Кейки был другом и соратником Амангельды. Они росли вместе, вместе постигали жизнь. Народ помнит его слова: «На какой стороне Амангельды, на той и я», которые говорят о крепкой дружбе двух батыров и их безграничной преданности друг другу. Рано испытав все трудности жизни, они задались одной целью – борьбой за справедливость.

Когда в 1916 году в Тургае поднялось национально-освободительное движение, Кейки отправился к Амангельды и возглавил армию стрелков Абдигаппар хана.

Во время восстания Кейки батыр участвовал в штурме города Тургай, в сражениях Кумкешу, Бетпакдала, Догал. Академик Манаш Козыбаев в своем труде «Жауға шаптым ту байлап» (Со знаменем в руках я ринулся в бой) пишет:

«13 февраля 1917 года отряд Амангельды затаился вдоль караванного пути Шолаксай. У зарослей камыша Шошкалы Амангельды, Омен и Кейки вместе с 2000 сарбазами напали на отряд подполковника Кислова. Завязалась битва. В какой-то момент, наши сарбазы отступили, но предугадав путь отряда противника, ночью прямой дорогой дошли до болота Куюк. Там, у холма Тышкан наши батыры снова встретили отряд Кислова. Какими же нужно быть смелыми, чтобы дважды выступить за свободу и независимость! Героизм Кулан кыпшак Кейки батыра проявился именно в этом сражении. Он ястребом напал на врагов и карателей».

 

«Ни дня не пройдет без кровавой борьбы,

пока неверные не разгромлены»

Абдигапар и Амангельды целую зиму готовили своих солдат к войне: ввели строгую дисциплину, обучили военному мастерству. С каждым днем в его войске росла численность сарбазов. В самом начале их было 6000. К ним должны были примкнуть 1500 воинов под началом Карбоз батыра из Аккумской волости. К ним присоединилось войско Оспан хана, состоящее из 3000 сарбазов. В итоге, общее число превышало 10 тысяч.

При группировании бойцов, 200 человек с ружьями разделили в 5 специальных стрелковых групп (по 40 человек в каждой). Из них 2 группы были вооружены винтовками. Глав тысячного войска во время походов сопровождали по 40 стрелков. Мастерству стрельбы их обучали Кейки и Жагыпар. К тому времени слава о меткости Кейки распространилась по всему Тургаю. Несмотря на свое среднее телосложение, он был очень силен и безжалостен к врагам.

5 января 1917 года. В докладе А.Г. Сандецкого Главному штабу о планах и действиях мятежников угадывается чувство восхищения:

«... В Тургае есть две большие группы разбойников: первая... (к этому времени они разошлись), вторая группа Абдигаппара Жанбосынова локализована в 150 км к северу от города в Каратургайской волости... С целью грабежа караванов одна группа повстанцев Жанбосынова караулит на дороге Шолаксай.

Осенью было запланировано захватить военную дорогу, ведущую из Костаная. Конец 16-го и начало 17-го года выдалось очень холодным. В суровые морозы удалиться от аула на 150 километров и в лютый буран преградить путь царской армии, не это ли героизм?..»

Группа повстанцев под предводительством Кейки для выполнения самых сложных заданий часто выходила на разведку. Амангельды и Кейки с довольно небольшим количеством стрелков (около ста) 13 января добрались до Шолаксая, там к ним присоединились 1500 Наурызымских воинов, отобранных Садуакасом и Досаном, вместе они выступили против костанайской армии.

Амангельды и Омен разделили своих стрелков на три группы и распределили их в лесу, в самых вероятных, для прохода армии, местах. Одной группой управлял Кейки, другой сам Омен, третьей командовал Жагыпар. Все ждали сигнала Кейки. Только половину всего оружия составляли винтовки. С их помощью они могли противостоять русской армии.

16 февраля 1917 года Оренбургский 13 конный казачий полк полковника Тургенева двинулся по направлению Бетпаккары, с целью уничтожить Тургайских повстанцев.

Повстанцы атаковали отряды карателей 20 февраля в Кумкешу и 23 февраля вдоль дороги Догал Урпек, причинив значительные потери царской армии. Рассказы об этом сражении, где проявились: находчивость Кейки батыра, его мастерство использования военной тактики, меткость при стрельбе и бесстрашие, стали достоянием народа, легендой, передаваемой из уст в уста.

 

 «Словно волк матерый был он силен,

Судьбою не сломлен, а закален»

В апреле 1919 года загадочная смерть Амангельды Удербайулы и хана Кипчакского ханства Абдигаппара круто перевернула жизнь Кейки батыра. Добравшись до власти, Советское правительство стало активно вести кампанию против деятелей Алаш. В смерти Амангельды обвиняли алашординцев, переиначивая идеологию, из Амангельды Удербайулы они создали образ Амангельды Иманова и основным виновником признали М. Дулатулы. В деле об Алашординцах, состоящей из 12-ти томов, есть собственноручно написанная объяснительная на русском языке:

«Я виновен в смерти Амангельды Иманова. Нет, я не убивал его. Я лишь чувствую свою ответственность. Потому что, имея подозрения, мы заключили его в тюрьму. После того, как я услышал, что из Кустаная выступили отряды красных, я взял с собой часть отряда и в 30 км от Тургая вышел им навстречу» - пишет он.

Следовательно, когда Амангельды был убит, Миржакыпа даже в городе не было.

Это было время, когда сарбазы Кейки батыра не сходили с коней: во-первых, нужно было предотвращать грабежи, которые то и дело совершали, бежавшие от красных, солдаты Колчака, во-вторых, красноармейцы, под предлогом сбора налогов, всячески издевались над жителями казахских аулов. Тогда и родилась знаменитая присказка Кейки батыра: «И белые­ – русские, и красные – тоже русские».

Летом 1919 года алашординцы свергли местную Советскую власть в Тургае и взяли бразды правления в свои руки. Первым делом они подвергли гонениям соратников Амангельды, которые пособничали большевикам. С этой целью был создан военно-степной суд, состоящий из 20 человек. Под его правосудие, как «сторонник Амангельды» попал и Кейки.

Нет никаких документальных подтверждений о встрече и сражении между армией Алаш и сарбазами Кейки. Есть другие данные: армия С. Каратилеуова, вышедшая в поход специально для уничтожения сторонников Амангельды, не стала сталкиваться с сарбазами Кейки и вернулась обратно.

После полного становления Советской власти в Тургае, Кейки распустил свое войско и стал вести размеренную спокойную жизнь. Несмотря на то, что он не вмешивался в военные и политические события края, за ним не переставали следить. На «верх» отправлялись письма от вездесущих доносителей, где Кейки батыра описывали как бандита, разбойника, бутовщика, сеющего смуту среди населения.

И в самом деле, словно подливая масла в огонь, возле Кейки стали собираться бедные и обездоленные люди, терпевшие несправедливость от советских чиновников.

 

 «За народ ты отдал свою жизнь,

Где могила твоя, Кейки?»

Слава о Кейки батыре продолжала устрашать его врагов. Соглядатаи Карсакпайского отдела внутренних дел неусыпно следили за батыром. Данные о его пребывании, передвижениях, окружении – все-все тщательно проверялось и засекреченными письмами немедля отправлялось в Тургайский военный комиссариат.

Схватить Кейки было не так-то легко. Силовой метод с помощью военного отряда оказался безрезультатным. В столкновении лицом к лицу Кейки снова одолел противников. Пришлось идти на ухищрения. Был составлен план. Специальная организация, посовещавшись, приготовила для Кейки письмо с прощением от имени Алиби Жангельдина, а доставить его доверили известному комиссару Тургайского края Александру Токареву.

В середине апреля 1923 года в 26 километрах от Тургая в местечке «Шуакбай» в доме у знаменитого бая Абдихалыка Нуршабайулы батыр, почувствовав обман, застрелил Токарева. После этого происшествия Кейки по завершению трехдневного пути верхом на лошади, пройдя напрямую через аулы Аккум, Аиркум и Рахмет спешился на своей родной земле, где прошла его сознательная жизнь, его молодость. Это последнее пристанище батыра – место, где река Жалаулы впадает в реку Жыланшык. Именно здесь он вступает в схватку с карательным отрядом Желяева. Из-за предательства двух соратников-татар, он попадает под пулю. Батыра убивают со всей жестокостью. Его жену – красавицу Акжан, которая со дня на день должна была родить, за волосы выволокли на улицу и застрелили.

Кто-то испугался, что потомок Кейки останется живым и вспорол Акжан живот. Младший брат Шубар (Нурмухаммед) также был убит. Оба друга-предателя также получили свою кару: кусочки свинца настигли их поочереди.

 «От потомков его, от родных вдали,

Есть одно захоронение - Жалаулы»

Кулан Кейки батыр не был единственным сыном. У него была надежная опора ­– братья: Омар, Оспан и Кошжан, был младший брат – Шубар. Потомки остались только от Кошжана. Остальные подверглись гонениям как «враги народа».

Самыми близкими родственниками считаются дети Аубакира Кылышбаева. Сын брата Аубакира – Спандияра Муханбетрахым живет в городе Аркалык. Другие братья живут где-то в Тасты.

Аубакир Кылышбайулы часто рассказывает о жизни Кейки батыра, старается раскрыть его историческую личность, ­выпускает историко-познавательные труды. Рассказы, услышанные и записанные им из уст аксакалов, были опубликованы в газетах и журналах. К примеру, в 1997 году вышла в свет книга «После Кейки батыра из рода Кулан Кыпшак» или можно отметить книгу 2005 года «Даже если голова с плеч...».

О личности батыра со сложной судьбой написал его земляк Акан Нурманов «Гибель Кулана». Поэт Серик Тургынбекулы написал историческую поэму «Кейки батыр». Известный тургайский журналист Ахметхан Байжан выпустил сборник документальных рассказов «Кулан Кейки батыр». Еще один сборник был издан краеведом Шоптибаем Байбильдиным.

В мае 2010 года на площади перед Областным музеем Истории степного края в Аркалыке был установлен памятник великому предку. Одна из улиц города названа в его честь.

«Пещера Кейки» - место, где укрывался Кейки батыр. Оно находится возле аула Коргасын Улытауского района Карагандинской области.

«Весь народ и земля наша ждет,

Когда батыра душа покой свой найдет»

В течение одного месяца голова Кейки батыра находилась на всеобщем обозрении на центральной площади Тургая. Это был способ запугивания местных жителей. После череп знаменитого стрелка отправили в Оренбург, а в 1926 году в связи с переносом столицы республики в Кызылорду, некто Д. Букинич отправил его в Петербург для хранения в музее Антропологии и этнографии.

Казахстанские ученые-писатели Т. Журтбай, Ш. Амирбек и Д. Рамазан ездили в северную столицу России, чтобы своими глазами посмотреть на череп великого предка. Думан Рамазан занимался поисками останков Кенесары, а нашел Кейки.

«Череп нашего деда был пронумерован: «3383. Череп знаменитого бандита казаха Кейки, уроженца Кайдаульской вол., Тургайского у., казненного в Советский период. От Д. Д. Букинича в дар в 1926 г. Документы: Записка Собирателя. 3/ХI-33», – так записано в основном документе.

А другая записка гласит: «Инв. № 3383. 45 лет. Череп знаменитого киргизского бандита Кейки Тургайского уезда, Кайдаульской волости, свирепствовавшего в Степи в 22 и 23 году. Наводил ужас своими зверствами на местные населения и на переселенцев, двигавшихся из Ак-Тюбинска на Атбасар. Был очень набожен и всегда в молитвах раскаивался в преступлениях» - так в книге «Жоралғылы жорық».

Еще одни данные приведенные в этой книге Думана Рамазана: «Он почитается киргизами за свою храбрость и считается «батырем» не смотря на свой невзрачный вид (низкого роста, худощавый)». Не нужно доказывать казаху, что батыр непременно должен быть большим и красивым. Сила и доблесть не зависят от телосложения. Настоящие качества батыра в его сердце.

На протяжении многих лет казахи мечтали вернуть голову Кейки батыра на родину. Этот вопрос поднимался на республиканском уровне. В мае 2016 года министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы сообщил о возможности возврата останков батыра на родину: «Мы можем решить эту проблему. Пришло согласие из России. Наши ученые собрали необходимые данные. Осталось решить только технические вопросы по перевозке».

Во время поездки в Москву экс-премьер-министр РК Карим Масимов встретился с российским коллегой Д. Медведевым и официально поднял вопрос о возможности возвращения головы батыра.

Останки батыра доставили в Казахстан 6 октября 2016 года. Директор государственного центрального музея Н. Алимбай сообщил, что 12 октября череп был отправлен в Венгрию для антропологической экспертизы. В паспорте говорится, что голова была отрублена кетменем (мотыгой). Действительно, на костях головы сохранилось несколько следов от тупого предмета.

Специалисты, учение антропологи Музея естественных наук Венгрии провели работу восстановлению облика Кейки батыра. Общий антропологический анализ сделали Андраш Жолт Биро и Шандор Евингер, а антропологическое восстановление облика провел Агнеш Куштар, директор Антропологического отдела Музея естественных наук Венгрии, главный специалист по реконструкции.

Венгерские специалисты определили в каком возрасте был убит батыр, причину его смерти.

«Из истории мы знаем, как умер Кейки батыр. По анализам, которые мы сделали, можно увидеть какие травмы он получил.  По голове батыра нанесено семь тяжелейших ударов. Были и другие травмы черепа. На рентгеновских снимках тоже отчетливо видны эти травмы», - сообщили ученые.

В результате работ выяснилось, что нет никакой разницы между художественным портретом, нарисованным по рассказам очевидцев, по народным сказаниям и научным антропологическим обликом батыра.  Таким образом был воссоздан реальный облик Кейки батыра и возвращен на Родину. Однозначно, что нам предстоит еще немало работ для того, чтобы память о батыре навсегда оставалась в сердцах.

Заңғар КӘРІМХАН

Перевод: Гульнур Сериккызы

в подготовке материала были использованы стихотворения Аубакира Кылышбайулы, Серика Тургынбека, исследовательские работы ученых историков Марата Мырзагали, Максутбека Сулеймена, Дамана Рамазана, Омирбая Бекмаганбетова, Шоптибай Байбильдина.   

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)