Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Благочестивая фрейлина Анна

31164
Благочестивая фрейлина Анна - e-history.kz

 

 

 

 

В рамках мотопробега «Менің елім» был составлен неофициальный список 25 интересных исторических мест Казахстана, в число которых заслуженно попал поселок Анновка.

Старинные поселки обладают притягательной магией древности, они особенно интересны своим историческим прошлым. Одним из таких мест является поселок Анновка. Как и почему она возникла на окраине севернего Казахстана? Почему люди поселились именно в этих этих местах?

Поселок Анновка был основан переселенцами, которые в годы колонизации Россией окраинных казахских земель, расселялись властями на новых территориях. А дорогу им указала самая, что ни на есть, настоящая фрейлина Ее Императорского Величества, Анна. Нужно сказать, что колонизация окраинных земель не проходила спонтанно. Высокие чины или даже представители царской фамилии инспектировали вновь обретенные территории, чтобы определить их пригодность к заселению и освоению. С такой миссией проезжала по памятным местам и фрейлина царицы в сопровождении большого кортежа. Именно здесь они останавливались на отдых в сени деревьев и близ манящего прохладой озера. И уж очень приглянулось это место высокой особе, потому что постановила она основать здесь поселек, который и назвали в ее честь. А чтобы слово с делом не расходилось, повелела тут же заложить на месте будущего села церковь, которая стала крупным православным храмом в округе.

Кто же была эта загадочная фрейлина, столь бесстрашно проделавшая неблизкий путь? Не была ли она лишь легендой, которую выдумали местные жители, размышляя над названием поселка?

Как оказалось, все это – чистая правда. Фрейлина Анна действительно была основательницей поселка Анновка. Для энтузиастов дело оставалось за малым: известно имя Анна, нужно было лишь поискать среди окружения царицы фрейлину с таким именем – и личность основательницы поселка будет установлена! Однако докопаться до истины оказалось не так просто. По архивным данным в ближайшее окружение императрицы входили три фрейлины с именем Анна. Все они находились при дворе приблизительно в одно время, но различались по возрасту и некоторым обязанностям. Сопоставив эти данные, краеведы пришли к неоспоримому выводу, что основательницей поселка в далеком северном Казахстане стала Анна Шереметева.

По сохранившимся свидетельствам очевидцев храм в Анновке потрясал своим великолепным убранством, в частности, росписью и иконостасом. Храм был примечателен не только внешним великолепием, также здесь проводились социально-культурные работы, была открыта церковно-приходская школа. После 1917 года духовное учреждение какое-то время продолжало существовать, но вскоре священника оттуда выгнали.

Вплоть до 1937 года Анновская церковь сохраняла свой первозданный внешний облик, но с насаждением атеизма, и она не избежала печальной участи. Крест был снесен, а купола разрушены. Более пятидесятилет здание храма служило анновцам очагом культуры – сельским клубом, затем жители Анновки начали разъезжаться в поисках лучшей жизни. Сегодня в селе проживают всего несколько человек, серьезных оснований думать, что скоро сюда вернется жизнь, какая была почти 100 лет назад, нет. Но телефонная связь и электричество есть, по-прежнему прочно и основательно стоят неразрушимые стены церкви. В среде священнослужителей сформировалось и окрепло мнение о том, что бывший храм в Анновке – это идеальное место для монастыря. Но, к сожалению, у епархии в настоящее время нет средств на претворение в реальность богоугодного проекта. А может быть, не оскудела еще земля благодетелями, считающими своим долгом принять посильное участие в восстановлении или строительстве православных храмов. Подобные примеры есть в Сарыкольском, Камыстинском, Федоровском и других районах.

В Костанайской области помимо храма Анны, есть другая достопримечательность, которой гордятся ее жители – монастырь в Караобе, в Сарыкольском районе. Монастырь возник на месте казачьего форпоста еще в первой половине 19 века. Первоначально он ценился в качестве свидетельства проникновения казачества в глубь казахской степи. Позже военный объект превратился в объект миссионерского назначения, монастырь, получивший вскоре название «Николаевский». Некоторые бревенчатые постройки монастыря просуществовали вплоть до 70-х годов XX века. Монастырь за свою историю успел побывать и детским домом, и даже больницей для душевнобольных.  Хозяйственная деятельность людей и природа за несколько десятилетий уничтожили почти все следы церковного учреждения.


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?