Айганым была очень интеллигентной и просвещенной женщиной-казашкой, она превосходно выучила арабский, персидский, чагатайский, русский и французский языки
«Богоподобная царевна Киргиз-Кайсацкой орды,
которой мудрость несравненна...».
Старший сын Абылай-хана —
Уали был провозглашен ханом в декабре месяце 1781 года Китаем. Уже
в начале 1782 года он официально дал присягу на верность
Российской империи в Петропавловске. Последние годы жизни Уали-хан
практически утратил реальную власть. Стоит отметить его младшую жену —
Айганым, которая была политически активной. Вместе с тем, ханша Айганым
была достаточно образованной женщиной-казашкой в силу тех времен.
После
потери мужа, ханше и ее детям дали ставку в красивой местности
Сырымбет, подле которой уютно разместилась родовая усадьба семейства
Уалихановых. По праву этот дом можно назвать поместьем Айганым. Отметим,
что по своему строению, если не учитывать медресе и мечеть,
то поместье похоже на усадьбу русских дворян девятнадцатого
века.
Если
Уали пытался вести двойную политику с Россией и Цинской
империей (Китаем), то в отличие от него, Ханша Айганым решительно
соблюдала пророссийский курс. Несмотря на многие уговоры не входить
в союз с большим политическим северным соседом, Айганым
не поддавалась им, более того она активно боролась с ними. Стоит
отметить, что эти действия с ее стороны не были бескорыстными.
Ведь ханша посредством преданных ей людей дала понять Петербургу
о ее позиции, что вскоре не осталось без внимания. Следствием
этого, явился указ о постройке усадьбы и мечети для ханши. Указ был
подписан Александром I, а усадьба построена на тех землях,
которые выбрала Айганым.
Указ
Александра I был реализован за пять тысяч рублей, которые по тем
временам были большими деньгами. Все задуманные ханшой планы, по постройке
усадьбы были пересмотрены, например мечеть была направлена фасадом
в другую сторону. Айганым продемонстрировала настойчивость и добилась
не только положительного решения касательно мечети,
но и выделения дополнительных средств на постройку школы, бани,
хозяйственных пристроек к этому дому и иных улучшений. Все это было
выполнено. Ну и, конечно же, мечеть была обращена в нужную сторону.
В новой
усадьбе ханша решила заниматься хлебопашеством. Айганым выслали семена
и требуемые одобрения. Новые земли едва были засеяны рожью, а новая
мельница уже была готова в Сырымбете. Согласно уставу
М. М. Сперанского, за занятие хлебопашеством можно было получить
благие вознаграждения. Хлебопашество не являлось конечной целью для
Айганым. Она пожелала поехать на бал в Петербург, чтобы «иметь
неоценимое удовольствие лицезреть августейшего монарха». На балу, на киргиз-кайсацкую ханшу обратили внимание не только офицеры
гвардейцы, но и благосклонное внимание обратил сам Александр I. Стоит
отметить, что Айганым не была какой-либо содержанкой, ведь для нее было
важно усилить влияние ее и ее сыновей в степи.
В достижении этих целей Айганым добилась успехов. Она оказывала
воздействие не только в степи, но и на русское
господство. Он выстроила взаимоотношения с русским руководством
на взаимовыгодных условиях. После смерти мужа, Айганым еще долго пользовалась
ханской печатью Уали. Все, в том числе и колониальная администрация
были свидетелями значительного авторитета Айганым среди представителей Среднего
жуза. Все же, ее авторитет не был неприкосновенным. Племянник
ее мужа Уали — мятежник Кенесары, разгромил ее усадьбу
в Сырымбете, за сотрудничество Айганым с русским руководством,
с которыми он воевал. Самой Айганым в период набега Кенесары
в поместье не было.
Все эти
действия, можно расценивать как характерную борьбу за господство
и могущество в степи. Стоит отметить и ситуацию
с ее пасынком Убайдуллой, которого отправили в ссылку
в имперский Березов по наводке мачехи. Айганым боялась, что этот
своенравный султан, которого после кончины Уали подняли на белой кошме
в знак признания его ханом, может быть опасен как для нее, так и для
ее сыновей. Таким образом, узнав о кознях Айганым, Убайдулла,
возвратившись на родные земли, не поехал к ней
и не к Чингису, который являлся ему братом по отцу
и сыном Айганым. Он устремился к их недоброжелателю —
бунтарскому султану Кенесары.
Из этих
сведений, может возникнуть впечатление об Айганым, как
о властолюбивой женщине, с расчетливыми жизненными принципами. Такое
впечатление было бы ошибочным. Ведь Айганым вложила все свои силы, чтобы
быть у власти ради безопасности своей семьи.
Айганым
родилась в 1783 году. Ее мать была дочерью узбека, а отец
Саргалдак был образованным человеком из рода ходжей, который также приложил все усилия, чтобы
его дочь получила достойное образование. Она превосходно выучила арабский,
персидский, чагатайский и русский языки. В те же времена изучила
и французский язык, который имел особое место среди русской аристократии.
Отлично знала восточную историю и философию. Айганым была очень интеллигентным и просвещенным для своего
времени человеком. Более того она была тонким человеком и галантной красавицей.
Грамотный дипломат, степной
правитель — ханша Айганым была также и бабушкой Шокана Уалиханова.
Молодой Шокан Уалиханов был потрясен набегом родственников над домом его
любимой бабушки. С этим домом он связывал многое: детство, родных
и особенно истории о его легендарном деде Абылай-хане. Шокан в восемнадцать
лет вернулся в этот дом осенью 1853 года, тогда проходили похороны
его бабушки, которая ушла из жизни в семьдесят лет.
С тех пор в районе этого дома
расположилось родовое кладбище, где были похоронены Айганым и отец
Шокана — Чингис. Свидетелем того, что здесь захоронены последние потомки
древней династийной ветви, являются скромные каменные плиты.
Айганым по праву заслуживает статус
одной из самых образованных казашек тех времен. Став женой Уали-хана, она
имела влияние в вопросах руководства государством, внешней и внутренней
политики. История запомнила ее не только как бабушку Шокана
Уалиханова, но и проницательной, дальновидной властительницей
на древней земле саков.
Материал подготовил Мирас НУРЛАНУЛЫ
Использованные материалы:
1. Казахские ханы и их потомки. Р.К.
Омурзаков, Г.Ж. Табулдин, А.Г. Оловинцев
2. Белая
кость прошлого. Наши современники. Аль-Халел Карпык