Дипломатичная ханша Айганым
13.08.2015 4028
Айганым была очень интеллигентной и просвещенной женщиной-казашкой, она превосходно выучила арабский, персидский, чагатайский, русский и французский языки

«Богоподобная царевна Киргиз-Кайсацкой орды, 

которой мудрость несравненна...».

Старший сын Абылай-хана — Уали был провозглашен ханом в декабре месяце 1781 года Китаем. Уже в начале 1782 года он официально дал присягу на верность Российской империи в Петропавловске. Последние годы жизни Уали-хан практически утратил реальную власть. Стоит отметить его младшую жену — Айганым, которая была политически активной. Вместе с тем, ханша Айганым была достаточно образованной женщиной-казашкой в силу тех времен. 

После потери мужа, ханше и ее детям дали ставку в красивой местности Сырымбет, подле которой уютно разместилась родовая усадьба семейства Уалихановых. По праву этот дом можно назвать поместьем Айганым. Отметим, что по своему строению, если не учитывать медресе и мечеть, то поместье похоже на усадьбу русских дворян девятнадцатого века.

Если Уали пытался вести двойную политику с Россией и Цинской империей (Китаем), то в отличие от него, Ханша Айганым решительно соблюдала пророссийский курс. Несмотря на многие уговоры не входить в союз с большим политическим северным соседом, Айганым не поддавалась им, более того она активно боролась с ними. Стоит отметить, что эти действия с ее стороны не были бескорыстными. Ведь ханша посредством преданных ей людей дала понять Петербургу о ее позиции, что вскоре не осталось без внимания. Следствием этого, явился указ о постройке усадьбы и мечети для ханши. Указ был подписан Александром I, а усадьба построена на тех землях, которые выбрала Айганым. 

Указ Александра I был реализован за пять тысяч рублей, которые по тем временам были большими деньгами. Все задуманные ханшой планы, по постройке усадьбы были пересмотрены, например мечеть была направлена фасадом в другую сторону. Айганым продемонстрировала настойчивость и добилась не только положительного решения касательно мечети, но и выделения дополнительных средств на постройку школы, бани, хозяйственных пристроек к этому дому и иных улучшений. Все это было выполнено. Ну и, конечно же, мечеть была обращена в нужную сторону. 

В новой усадьбе ханша решила заниматься хлебопашеством. Айганым выслали семена и требуемые одобрения. Новые земли едва были засеяны рожью, а новая мельница уже была готова в Сырымбете. Согласно уставу М. М. Сперанского, за занятие хлебопашеством можно было получить благие вознаграждения. Хлебопашество не являлось конечной целью для Айганым. Она пожелала поехать на бал в Петербург, чтобы «иметь неоценимое удовольствие лицезреть августейшего монарха». На балу, на киргиз-кайсацкую ханшу обратили внимание не только офицеры гвардейцы, но и благосклонное внимание обратил сам Александр I. Стоит отметить, что Айганым не была какой-либо содержанкой, ведь для нее было важно усилить влияние ее и ее сыновей в степи. В достижении этих целей Айганым добилась успехов. Она оказывала воздействие не только в степи, но и на русское господство. Он выстроила взаимоотношения с русским руководством на взаимовыгодных условиях. После смерти мужа, Айганым еще долго пользовалась ханской печатью Уали. Все, в том числе и колониальная администрация были свидетелями значительного авторитета Айганым среди представителей Среднего жуза. Все же, ее авторитет не был неприкосновенным. Племянник ее мужа Уали — мятежник Кенесары, разгромил ее усадьбу в Сырымбете, за сотрудничество Айганым с русским руководством, с которыми он воевал. Самой Айганым в период набега Кенесары в поместье не было. 

Все эти действия, можно расценивать как характерную борьбу за господство и могущество в степи. Стоит отметить и ситуацию с ее пасынком Убайдуллой, которого отправили в ссылку в имперский Березов по наводке мачехи. Айганым боялась, что этот своенравный султан, которого после кончины Уали подняли на белой кошме в знак признания его ханом, может быть опасен как для нее, так и для ее сыновей. Таким образом, узнав о кознях Айганым, Убайдулла, возвратившись на родные земли, не поехал к ней и не к Чингису, который являлся ему братом по отцу и сыном Айганым. Он устремился к их недоброжелателю — бунтарскому султану Кенесары. 

Из этих сведений, может возникнуть впечатление об Айганым, как о властолюбивой женщине, с расчетливыми жизненными принципами. Такое впечатление было бы ошибочным. Ведь Айганым вложила все свои силы, чтобы быть у власти ради безопасности своей семьи. 

Айганым родилась в 1783 году. Ее мать была дочерью узбека, а отец Саргалдак был образованным человеком из рода ходжей, который также приложил все усилия, чтобы его дочь получила достойное образование. Она превосходно выучила арабский, персидский, чагатайский и русский языки. В те же времена изучила и французский язык, который имел особое место среди русской аристократии. Отлично знала восточную историю и философию. Айганым была очень интеллигентным и просвещенным для своего времени человеком. Более того она была тонким человеком и галантной красавицей. 

Грамотный дипломат, степной правитель — ханша Айганым была также и бабушкой Шокана Уалиханова. Молодой Шокан Уалиханов был потрясен набегом родственников над домом его любимой бабушки. С этим домом он связывал многое: детство, родных и особенно истории о его легендарном деде Абылай-хане. Шокан в восемнадцать лет вернулся в этот дом осенью 1853 года, тогда проходили похороны его бабушки, которая ушла из жизни в семьдесят лет. 

С тех пор в районе этого дома расположилось родовое кладбище, где были похоронены Айганым и отец Шокана — Чингис. Свидетелем того, что здесь захоронены последние потомки древней династийной ветви, являются скромные каменные плиты. 

Айганым по праву заслуживает статус одной из самых образованных казашек тех времен. Став женой Уали-хана, она имела влияние в вопросах руководства государством, внешней и внутренней политики. История запомнила ее не только как бабушку Шокана Уалиханова, но и проницательной, дальновидной властительницей на древней земле саков.

Материал подготовил Мирас НУРЛАНУЛЫ

Использованные материалы: 

1. Казахские ханы и их потомки. Р.К. Омурзаков, Г.Ж. Табулдин, А.Г. Оловинцев  

2. Белая кость прошлого. Наши современники. Аль-Халел Карпык