Нургиса Тлендиев. Главный дирижер Казахстана
20.09.2019 4584
Композитор Нургиса Тлендиев дружил с Мукагали Макатаевым и Динмухамедом Кунаевым, приписал себе два года в паспорт чтобы уйти на фронт и чуть было не стал артистом балета

Qazaqstan Tarihy познакомит читателей с жизнью великого казаха, посвятившего всю свою жизнь музыке

 

Родители Нургисы были довольно уважаемыми в регионе людьми. Отец мальчика Атабай хорошо играл на домбре, был знатоком народных казахских песен. Мать Салиха любила музыку не меньше мужа, пела и даже играла на гармони. В талантливой семье 1 апреля 1927 года родился Нургиса Тлендиев.

Нургиса рос активным и любознательным ребенком, не раз попадал в различные переделки. Сам Нургиса рассказывал, что матери, которая старалась уберечь его от беды, иногда приходилось привязывать ногу сына к дереву, чтобы тот ничего не натворил. Поэтому родители в надежде унять его энергию научили его играть на домбре. В четыре года ему подарили пианино, а мать стала учить его нотной грамоте. Это оказалось судьбоносным решением для Нургисы.

Следующего решения ждать оказалось недолго. В 1933 году произошла встреча мальчика с Ахметом Жубановым. Сам Нургиса много лет спустя рассказывал, что Жубанов в то время активно искал домбристов для новообразованного Оркестра академических народных инструментов имени Курмангазы. В один из дней он проходил мимо дома Нургисы и услышал звуки домбры. Жубанову стало интересно, кто же так виртуозно владеет инструментом? Увидев шестилетнего ребенка, композитор попросил у его матери разрешения еще раз послушать игру сына. Мать Салиха (на фото слева) согласилась, но лишь с одним условием: она повесила между сыном и Жубановым занавеску, защищая таким образом ребенка от сглаза. Ахмет Куанович долго вслушивался в игру мальчика и в конце концов настоятельно посоветовал ему пойти в музыкальное училище. Этот совет был сродни признанию таланта шестилетнего ребенка.

Салиха отвела мальчика в училище, но Жубанова там не оказалось. В его отсутствие новым учеником занялся другой композитор Латиф Хамиди, который пристроил мальчика в танцевальный класс. Какого же было удивление вернувшегося из командировочной поездки Жубанова, когда он увидел, что талантливый домбрист исправно ходит на занятия балетом! Вскоре Жубанов был переведен в музыкальный класс.

Дружбу с Ахметом Жубановым и признательность ему Нургиса Тлендиев пронес через всю жизнь. Про него Нургиса Атабаевич говорил:

 

«Жубанов учил меня всему: любить и понимать музыку народную и классическую, учил трудиться и находить радость от творчества, учил любить жизнь во всех ее проявлениях. Я обязан ему тем, кем я стал»

 

В училище мастерство Нургисы Тлендиева только росло. В двенадцать лет он уже был назначен концертмейстером оркестра, а в четырнадцать – ассистировал главному дирижеру оркестра, перенимая опыт Науши Бокейханова, ученика Салауаткерея. После окончания учебы, за успехи в творчестве, Ахмет Жубанов заказал ученику домбру, которую Нургиса позже назовет в честь своей супруги Дариги.

В 1943 году Нургиса Тлендиев отправился на фронт. Шестнадцатилетний юноша, как и многие молодые люди того времени, изменил дату своего рождения в паспорте, добавив себе пару лет. Поэтому в свое время бытовало мнение, что Нургиса Тлендиев был рожден 1 апреля 1925 года. С 1943 года до 9 мая 1945 года Н. Тлендиев прошел путь от битвы на Курской дуге до штурма Берлина, был несколько раз ранен в боях. После окончания войны ему были присуждены медали «За отвагу!», «За взятие Берлина» и «За победу в Великой Отечественной войне».

 

 

После окончания войны Нургиса Тлендиев задумался продолжить военную службу. Ахмету Жубанову даже пришлось писать письма начальникам военного округа с просьбой вернуть Тлендиева на Родину, аргументировав тем, что нужда в одаренных музыкантах после войны будет острейшей. В конце концов Нургиса Тлендиев был мобилизован в октябре 1945 года.

 

Читайте также: Судьбы бойцов, взявших Рейхстаг

 

В 1948 году Н. Тлендиев успешно сдал экзамены в Казахскую государственную консерваторию имени Курмангазы. Он проучился в отделении народных инструментов два года. После окончания обучения Нургиса отправился в Москву для учебы в местной консерватории, став первым казахом, перед которым распахнулись двери этого училища. Здесь он обучался дирижерскому мастерству у советского мэтра Николая Аносова, а практику проходил в Большом театре.

После окончания учебы, в 1953 году Нургиса Тлендиев был принят на должность главного дирижера Казахского театра оперы и балета им. Абая. Во время его работы в театре зрители наслаждались его работами: балет-поэма «Ортеке» (1957), балет «Дорогой дружбы» (1958) и кантатой «Мой Казахстан» (1959). За эти работы он получил орден Трудового Красного Знамени и звание Заслуженного деятеля искусств Казахской ССР.

 

Малоизвестный факт: до Дариги Тлендиевой у Нургисы уже была супруга Натэлла Саимова, от которой у него в апреле 1960 года появилась дочь Сауле.

 

В 1961 году Нургиса Атабаевич был одобрен в должности главного дирижера Казахского государственного академического оркестра народных инструментов имени Курмангазы. Параллельно он занимал должность художественного руководителя оркестра. В этих должностях он проработал всего три года, но это было одним из самых плодотворных периодов его карьеры. Вместе с уйгурским композитором, основателем уйгурской профессиональной музыки Куддусом Кужамьяровым он написал оперу «Золотые горы», выступил автором оркестровой поэмы «Ата толғау», увертюр «Халық қуанышы» и «Қайрат». К слову, их совместная работа «Золотые горы» была поставлена всего раз, в день премьеры, а после была снята из-за того, что в произведении была затронута тема насильственной коллективизации. Нельзя не отметить, что Нургиса Тлендиев выступил композитором культового казахского кинофильма «Меня зовут Кожа» режиссера Абдуллы Карсакбаева.

С Абдуллой Карсакбаевым Н. Тлендиев были хорошими приятелями. Благодаря ему Нургиса познакомился со своей второй супругой, актрисой Даригой Омаровой. Увидев ее, Н. Тлендиев попросил своего друга, режиссера фильма, познакомить его с ней. Спустя какое-то время они снова встретились, уже во время пикника у реки Алматинка, посвященного иностранным гостям киностудии. Время шло к окончанию мероприятия, но оказалось так, что за Нургисой и Даригой не приехала машина, которая должна была их забрать. Они просидели вместе всю ночь и через какое-то время решили сыграть свадьбу.

 

 

В 1968 году Нургиса был утвержден в должности главного редактора музыкального отделения «Казахфильм». Он писал музыку к анимационному фильму «Почему у ласточки хвост рожками», кинокартинам «Дыня», «Красная юрта», «Погоня в степи», «Путешествие в детство», «Синий маршрут», «Брат мой», «Эй вы, ковбои!», «Алпамыс идет в школу», где Дарига Омарова играла роль Калихан, матери Алпамыса, и знаменитый фильм «Кыз-Жибек». Специально к «Кыз-Жибек» композитор написал кюй «Аққу».

В годы работы в «Казахфильме» Нургиса Атабаевич сблизился с выдающимися поэтами Казахстана того времени. Одним из самых близких его друзей был Мукагали Макатаев.

Судьба свела Тлендиева и Макатаева в последние годы жизни казахского поэта. К осени 1975 года весь Казахстан был наслышан о неком Макатаеве, чьи стихи заставляют трепетать сердца. Тогда же Тлендиев и обратился к Мукагали с предложением перевести его стихотворения на песенный лад. Мукагали согласился и вскоре работа началась. За тридцать дней, что Макатаев жил в квартире Тлендиева, они записали тридцать две песни, среди которых «Сарыжайлау», «Сәлем саған Жетісу», «Ошақ отың сөнбесін», «Мен сені іздедім» и другие.

Макатаев скончался в конце марта 1976 года, что стало полной неожиданностью для Нургисы. Он тяжело переживал смерть друга, несколько месяцев провел в больнице. Интересно, что через какое-то время он обнаружил в кармане пиджака небольшую записку с почерком Мукагали, где было сказано:

 

«Ага, это я. Моя болезнь обостряется. Не знаю, что будет. По возможности обратите на это внимание»

 

Вместе с запиской в кармане пиджака был отредактированный вариант стихотворения Макатаева «Вспомни обо мне», в котором эмоциональное одиночество поэта выражено пронзительнее, чем в варианте 1966 года.

В 1981 году Первый секретарь ЦК Компартии Казахской ССР Динмухамед Кунаев предложил Тлендиеву встать у руля оркестра народных инструментов «Отырар сазы». Этот оркестр сильно отличался от тех, которыми руководил Нургиса. Он был основан на базе ансамбля, созданного этнографом Болатом Сарыбаевым. В нем вместо привычных струнных и клавишных инструментов использовались уникальные инструменты музыкальной культуры средневекового Отырара. Это были и сазсырнай, и сыбызгы, которые изготавливались современными мастерами. Оркестр искал музыкантов, которые пробовали играть на подобных инструментах. Надо ли говорить, что Нургису Тлендиева это предложение заинтересовало и он согласился. Нургиса Тлендиев руководил этим оркестром до конца жизни.

 

 

Семья Тлендиевых довольно тесно общалась с семьей Динмухамеда Ахмедовича, даже были соседями. Дочь Нургисы Тлендиева Динзухра (к слову, названная в честь четы Кунаевых – Динмухамеда и Зухры) рассказывала, что в детстве часто гостила у Димаш-ага:

 

«…Мы часто ходили к ним в гости и Димаш Ахмедович угощал нас заграничными конфетами, которые привозил с поездок. Одна жвачка тогда приносила нам радость. Именно Димаш Ахмедович привез мне мой первый рюкзак, а после смерти его супруги Зухры Шариповны на один из моих дней рождения он подарил мне куклу из ее коллекции…»

 

Помимо дочери чета Тлендиевых вырастили племянницу Нургисы Ларису, дочь без вести пропавшего на войне брата.

Нургиса Атабаевич Тлендиев скончался 15 октября 1998 года в возрасте семидесяти одного года. За годы работы он собрал множество званий и наград, в т.ч. «Народный Герой Казахстана», «Заслуженный деятель искусств Казахской ССР», «Народный артист Казахской ССР» и «Народный артист СССР». Его имя увековечено в названиях музыкальных школ, музеях и улицах. В честь него поставлены бронзовые бюсты и сняты документальные фильмы. Его имя носит одна из улиц столицы.