Живая человеческая память – особый музыкальный инструмент
25.06.2019 1988
Существует мнение, что если человек умеет играть хоть на одном щипковом инструменте (если это не безладовый монгольский хунхур), то без труда овладеет игрой на домбре

Впрочем, Qazaqstan Tarihy предлагает поговорить об акынах, о связанных с акынами мифах и в целом о кочевой поэзии

Кочевники Великой Степи умели писать и читать. Более того, монгольские и тюркские народы создали свыше десяти письменных систем, начиная эпохой хунну и заканчивая переходом письменности современного Казахстана на латиницу. В наше время археологи до сих пор находят каменные памятники с древнетюркским руническим письмом и памятники с древнемонгольской письменностью. Кроме того, ученые так и не смогли расшифровать хуннский алфавит. Тем не менее, кочевники того времени не использовали книги. Одна из причин столь «пренебрежительного» отношения к книгам – это невозможность кочевать с тяжелым пергаментом.

Вместо тяжелых книг кочевники использовали живые книги. Эти живые книги имели много названий: в Средней Азии их называли акынами, улигершины и бадаршины в Монголии и Бурятии, тесуои в Африке. У всех этих кочевых народов были свои поэты-сказители, которые на память знали тысячи легенд и историй. Они бродили по миру со своим двухструнным или трехструнным инструментом и рассказывали их.

Акына всегда встречали как самого желанного гостя. Ему отводилось самое почетное место в юрте, откуда он слагал свои бесконечные истории. Интересно, что их рассказы слагались не один день. К примеру, эпос «Қырымың қырық батыры», рассказывающий о судьбе 41 батыра, состоял из 36 частей. Если на один рассказ уходил один вечер, то этот эпос можно было рассказывать больше месяца. Все это время акын находился на хорошем счету у хозяина юрты и пользовался всеми ее благами.

Батыры тех времен проводили большую часть жизни в войнах, а в промежутке между ними демонстрировали силу и меткость в состязаниях батыров. Точно так же акыны оттачивали мастерство в песенных поединках. Но если оружием в руках батыра было копье, лук или меч, то акыну требовался музыкальный инструмент – то, без чего нельзя представить ни одного акына. Великая Степь хранит легенду о том, как появился этот инструмент:

 

В давние-давние времена степняками правил могущественный хан. У хана был добрый, смелый и отзывчивый сын, которого так сильно любили подданные хана. Однажды отпрыск хана решил отправиться на охоту и бесследно пропал. Его не могли найти ни подданные, ни войска хана. Тогда государь велел объявить на площадях своих городов и кочевий: «Слушайте люди! Кто придет в мой дворец и расскажет правду о том, что случилось с моим сыном, уедет на верблюде, груженном золотом. Но если человек принесет дурные вести, рот его зальют расплавленным свинцом».

Желание обогатиться вела в ханский дворец всяких авантюристов, но их выгоняли с позором. Хан уже отчаялся узнать правду как вечером к его дворцу подошел старый акын со своей домброй. Он молча поклонился хану, взял домбру и заиграл. Долго играл акын. Музыка его то стелилась по коврам ханского дворца, то взлетала к небесам, то звенела весенними ручьями, то гремела горными водопадами. В этой игре хан словно воочию увидел своего сына, взбирающегося высоко в горы, сына, который в тяжелом сражении вонзил в сердце огромного барса нож, но и сам погиб на холодных камнях, истекая кровью. Музыка стихла, а хан лишь промолвил: «Ты смел, старик. Ты один решился сказать мне страшную правду о судьбе моего сына. Но слово хана тверже камня. Твой род будет казнен, а рот твой зальют расплавленным свинцом». И тут старик акын впервые заговорил: «Прости меня, великий хан. Но до сего момента я не произнес ни звука. Обо всем тебе рассказала моя домбра». Тогда позвали палача, и он вылил приготовленный металл на деку инструмента. От жара лопнуло три струны и прожглось отверстие в центре деки. Так была казнена правдивая домбра. С тех пор ее не пять, а две струны, и отверстие в центре. Но после казни домбра стала петь только звонче.

 

Если говорить о кочевниках, то каждый кочевой народ создал культовое эпическое произведение. Значительное место в калмыцком фольклоре занимает эпос о стране счастья «Джангар», есть тибетско-монгольский эпос «Гэсэр-хан», повествующий о царе-избраннике Гэсэр. Нельзя забывать и о киргизском эпосе «Манас».

Вообще, эпос «Манас» - самое объемное эпическое произведение в истории человечества. В честь героя этого эпоса названы астероид, аэропорт в Бишкеке, военная авиабаза, государственный орден, проспект, университет и многое другое. Сам Манас жил около тысячи лет назад и за эту тысячу лет киргизы создали необъятное произведение. Только представьте, эпос «Манас» в печатном виде в двадцать раз объемнее «Одиссеи» Гомера и в пять раз больше индийского эпоса «Махабхарата». Чтобы полностью исполнить «Манас» уходит шесть месяцев. Поэтому неудивительно, что сам эпос очень редко исполняется целиком. Впервые эпос был записан в 30-е годы ХХ века. Тогда в киргизских степях отыскали шестерых акынов, с помощью которых были записаны шесть абсолютно идентичных вариаций эпоса. Сам эпос повествует о судьбе героя Манаса, начиная от его чудесного рождения. В произведении подробно описаны войны, в которых он участвовал, любовные истории, судьба его друга Алмамбета, трагическая гибель его друзей, свадьба на красавице Каныкей.

Исполнители эпоса «Манас» - это отдельная разновидность акынов, манасчи. По свидетельствам некоторых манасчи можно сделать вывод, что «Манас» - это трансовый эпос. Во время исполнения манасчи попадает в особое трансовое состояние, во время которого они видят и слышат эпос. Подобные эпосы есть у коренных народов Алтая, которые исполняются семь дней кряду.

Акыны сохранили не в пергаментах, а в памяти людей сохранили события, происходившие сотни и тысячи лет назад, т.е. живая человеческая память – это особый инструмент и акыны тому доказательство.