Как застраивали Караганду в советский период
15.12.2023 2081

Градостроительная биография казахстанских городов, несмотря на единое социальное содержание, была очень разнохарактерна. В особенности это относится к городам, возникшим в различные исторические периоды: становление социализма, военное время, послевоенное восстановление, период развития индустриальной строительной базы и современность. Сложный путь развития прошел ныне один из крупнейших индустриальных центров Казахстана город Караганда. Портал Qazaqstan Tarihy расскажет об истории развития города Караганда в эпоху социализма со ссылкой на труды заслуженного архитектора Казахской ССР Эдуарда Меликова, в конце 1970-х начальника Карагандинского областного отдела по делам строительства и архитектуры. 


В 1931 году на базе угольных месторождений Караганды стал создаваться мощный угольный бассейн. Множество разбросанных поселков с одноэтажными и частными домами предстояло превратить в город. Социалистическую Караганду строила вся страна. Ежегодно в пустынные и засушливые карагандинские степи приезжало до 15-20 тысяч трудящихся-энтузиастов.

В 1934 году Мособлпроектом (позже – ЦНИИП градостроительства) была составлена схема распределения территорий, а затем и генеральный план Караганды. Руководителем авторского коллектива был назначен архитектор А. Кузнецов при консультации А. Иваницкого.

Меликов писал, что порядка 300 тысяч трудящихся должны были расселиться в Новом городе. Именно так его называли строители. Сам же Меликов, рассказывая о проекте, отмечал, что условия организации застройки были оптимальными: «четкое взаиморасположение функциональных зон, компактная структура города, простая и вместе с тем удобная планировочная организация селитебной территории, удачно продуманная система общественных центров в сочетании с транспортными магистралями и системой зеленых насаждений…».  

В 1938 году генеральный план был утвержден. Так началось строительство первых кварталов города. Руководство застройкой перешло в руки областного и городского отделов архитектуры, возглавляемых архитекторами Т. Бараг и А. Гениным.

К началу строительства Нового города в Караганде уже функционировало 12 мелких шахт, население достигало 110 тысяч человек. Предполагалось, что со строительством Нового города прекратится рост поселков и население перейдет в город. Однако начавшаяся война привела к консервации строительства Нового города. Все силы и средства были направлены на строительство шахт и на увеличение добычи угля. 230 тысяч жителей расселились в конце войны в бассейне, образовав крупный административно-промышленный центр Kapaгандинской области. Но города в архитектурно-планировочном отношении не было. Это была агломерация бессистемно застроенных и слившихся между собой пришахтных поселков, расположенных на угле и застроенных одноэтажным малоценным жильем. В отличие от Нового города эта агломерация получила название «Старый город». Так сложились первые 15 лет.

Наступил послевоенный период. Однако вряд ли задача коренного переустройства сложившейся в Караганде планировочной ситуации была тогда важнее восстановления разрушенных войной городов. Стояла задача по переносу города на новую территорию, не нарушая сложившихся производственных связей. Так генеральный план А. Кузнецова стал единственным планировочным документом, определившим пути дальнейшего развития города. Но уже через пять лет обнаружилась невозможность реализации основных положений генерального плана. Строительная база не росла и могла обеспечить возведение не более 50 тысяч кв. м в основном малоэтажного жилья. Застройка Нового города начала приобретать форму полуподковы, так как в основном застраивались территории, намеченные под малоэтажные дома. Неосуществимой оказалась и вторая задача переселения трудящихся с пришахтных поселков и снос малоценных строений.

Реконструкция шахт и развитие смежных отраслей промышленности увеличили механический прирост населения. Почти весь строящийся жилой фонд поглощался вновь прибывающим населением, которое достигло к 1950 году 280 тысяч человек. Новый город уже не мог вместить в себя это население. В послевоенный период для составления нового генерального плана и планов районной планировки привлекались ленинградский и московский институты (Леноблпроект, Центрогипрошахт, Горстройпроект), но ни один из выполненных ими проектов не был утвержден.

Местные органы архитектуры, опираясь на институт Карагандагипрошахт, отказались от централизации населения в Новом городе, и пошли по пути организации групповой системы расселения. Для этого они запроектировали за пределами залежей угля новые рабочие поселки Пришахтинск, Майкудук и Федоровка. Поселкам придали четкую планировочную структуру, предусмотрели необходимую степень инженерного обеспечения и благоустройства. Таким образом, город приобрел крайне расчлененную планировочную структуру, распластавшись на территории в 66 тысяч га.

Послевоенное десятилетие стало более зрелым этапом развития советского градостроительства. Это подтверждала и практика застройки Караганды. Возникновение Нового города являло собой не только очередную ступень на пути формирования планировочной структуры, но и знаменовало новое качество. Практика застройки Нового города 1950-1960-х годов могла служить образцом градостроительной выдержки и дисциплины. Все главные магистрали, уличная сеть, парки, бульвары, скверы, будущие центры, все было разбито и закреплено в натуре, обеспечено сетями и последовательно начали застраиваться. Сетка улиц была резко разряжена. В 1957 году институт Карагандагипрошахт откорректировал генеральный план Нового города. Авторы-исполнители (архитекторы О. Кудрявцева и И. Иванов), сохранив планировочную идею А. Кузнецова, произвели укрупнение кварталов для возможности применения микрорайонного принципа застройки и упорядочили вопросы зонирования, составили ПДП второй очереди строительства.

К началу 1960-х годов в городе уже были застроены северные кварталы, заканчивалось строительство первого проспекта им. Ленина (ныне проспект Абая), заложены первые микрорайоны с многоэтажной застройкой, сформирован центр района, построены здания медицинского, педагогического института, а также ряд уникальных сооружений: Дворец спорта с плавательным бассейном (архитектор Г. Райкин), Дворец горняков (архитектор И. Бреннер), здание облисполкома (архитекторы Т. Бараг и А. Генин) и многие другие. Особое внимание уделялось парку ХХХ-летия ВЛКСМ, уже в то время занимавшего 150 га под посадками. Заметно отличались от поселков Старого города новые рабочие поселки, в которых вместе с капитальными домами появились асфальтированные, озелененные и освещенные улицы. Тем не менее, через 30 лет своего существования Карагандинская агломерация еще мало чем напоминала город, потому что его планировочная структура оставалась аморфной. Все это могло измениться только путем коренного упорядочения расселения, т.е. ликвидации Старого города. А эта задача по-прежнему не поддавалась решению.

Широкие меры по индустриализации строительства открыли новый этап в формировании Караганды. В 1960 году в Караганде вошел в эксплуатацию крупный домостроительный комбинат. Была произведена концентрация необходимых для строительства средств в руках горисполкома.

Ежегодный объем жилищного строительства достиг 250 тысяч кв. м. Изменилась его структура: 90% жилья возводилось многоэтажным.

Планировочному переустройству способствовал новый генеральный план, выполненный в начале 1960-х годов ЦНИИП градостроительства (архитектором А. Хохловым при консультации В. Шкварикова и Н. Баранова).

В основу упорядочения планировочной структуры города был заложен тот же принцип коренного переустройства сложившейся системы расселения, т.е. ликвидация Старого города и завершение застройки Нового города. Но теперь Новый город рассматривался как один из планировочных районов большой Караганды. Два остальных крупных (по 200 тысяч жителей) планировочных района намечалось создать на основе запроектированных после войны рабочих поселков. Конечной целью было слияние Новогородского планировочного района с юго-восточным и последнего с западным Майкудукским, в результате чего образовалась бы единая селитебная территория за пределами углевыработок. Размежевание селитебной и угольной создавали четкую и компактную планировочную структуру.

Третий индустриальный этап в развитии города позволил за 10-15 лет достигнуть того, чего не удалось в течение предыдущих 30 лет. К 1975 году ликвидация Старого города в основном была завершена. Основная часть населения была переселена в Новый город и Майкудукский планировочный район. Последний давно уже потерял облик поселка. Застроенный микрорайонами с высоким уровнем благоустройства, он превратился в самостоятельный город с населением 180 тысяч человек. 

К концу 1970-х в Караганде осуществлялась застройка юго-восточного планировочного района, в котором было намечено создать будущий центр большой Караганды. К тому моменту там уже проживало более 50 тысяч человек. Получил свое завершение, пройдя многие испытания, Новгородский планировочный район с населением 250 тысяч человек. Архитектурно-планировочный облик Нового города имел ту золотую середину, которая возникла при сочетании домикрорайонных приемов планировочной организации селитебной территории с современными. 

Город приобрел очеловеченный масштаб, проспекты его стали широки, дома высоки, много пространства, и в то же время человек ощущал легкодоступность любых объектов. Человек жил в зелени, идя по главным улицам, он незаметно проходил анфиладу небольших и разнообразных площадей-скверов... Однако все это относилось только к Новому городу. На архитектурный облик Нового города в значительной степени оказало влияние организации здесь городского центра. Используя планировочную структуру А. Кузнецова, архитекторы Караганды С. Мордвинов, М. Жандаулетов, Б. Койшибеков, Г. Соколова создали на ее главных магистралях систему общественных центров. 

Общественный центр Нового города представлял собой линейно-узловую систему, развившуюся в трех основных направлениях: проспекта Советский (ныне - проспект Бухар жырау), улица «40 лет Казахстана» (улица Алиханова) и бульвара Мира (проспект Назарбаева) вместе с проспектом Нуркена Абдирова.

Основным стержнем являлся Советский проспект. На участке его пересечения с улицей «40 лет Казахстана» была создана главная административная площадь города. Здесь был воздвигнут монумент В.И. Ленину, обращенный к проспекту. Здания Дома Союзов (Здание Областного Совета Профсоюзов) и Центрально-Казахстанского геологоуправления (Здание Центрказгеологии), построенные на противоположной стороне главной площади, образовывали своеобразный вход в парк «ХХХ лет ВЛКСМ» (Центральный парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ). Вглубь парка, к озеру, ведет широкая эспланада с водным каскадом, подводящая к набережной. В центре озера находится искусственный остров, на котором предусматривалось сооружение 40-метрового монумента Космонавтики. Это глубоко раскрытая в сторону парка пространственная композиция придавала центру города и окружающей застройке ансамблевый характер. Далее, вдоль Советского проспекта административный центр переходил в следующий архитектурно-композиционный узел. Коридор формировали гостиница, ресторан, универмаг и Дом быта. Функционально это был центр торгово-бытового обслуживания, а планировочно он представлял собой систему площадей, расположенных параллельно проспекту и парку. Здания здесь были построены в разное время, но подчинены единому архитектурно-композиционному замыслу. Они представляли собой сблокированную систему торгово-бытовых объектов гармонично увязанных между собой. Фонтаны, газоны, цветники, подпорные стенки и другие сооружения завершали этот архитектурный ансамбль. Следующий центр - спортивно-зрелищный - был расположен на пересечении проспектов Советского и Нуркена Абдирова. Он был глубоко втянут в сторону парка и запроектирован в виде скрытой площади, которая была застроена зданиями цирка (на 2 тысячи мест), спортивного крытого катка (на 5 тысяч мест), Дворца спорта, спортивного манежа и спортивной гостиницы. Здание цирка, поставленное по главной оси площади, хорошо просматривалось со стороны проспекта и с территории парка.

По проспекту Советскому и бульварному полукольцу был создан и ряд других архитектурно-композиционных узлов: у вокзала, летнего театра, Дворца горняков, здания облисполкома, драматического театра им. Станиславского, здания обкома КП Казахстана и др. Все эти функциональные подцентры создавались на фоне типовой жилой застройки. Однако жилые дома, выходящие на эти магистрали и особенно примыкающие к композиционным узлам, подвергались частичной доработке для придания их облику масштаба, силуэта и пластики. Во всем остальном их конструктивная основа и технико-экономические показатели соответствовали типовым проектам. Устройство в этих домах (на первых этажах) помещений для различных видов обслуживания позволили создать непрерывную цепь обслуживания и композиционно объединили подцентры в единую систему.

На таком пути формирования своей планировочной структуры и архитектурного облика находился город Караганда, приближаясь к своему пятидесятилетию. Далее центр тяжести начинал переноситься на юго-восточный планировочный район. Его планировочная и архитектурно-композиционная основа закладывалась в проектных мастерских института Карагандагорсельпроект и других институтов страны.