Государство и личность лидера
15.12.2021 2547

Личность лидера играет колоссальную роль в современной истории, в новейшее время, иногда она играет решающую роль не только для страны, но и для мирового окружения. Накануне Дня независимости Республики Казахстан портал Qazaqstan Tarihy публикует мнение российского историка, главного научного сотрудника Института российской истории РАН, д.и.н. Д. А. Аманжоловой о роли Елбасы в становлении суверенного Казахстана.

 



 

Ученому представляется закономерным интерес к анализу роли Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Н.А. Назарбаева, как неоспоримого лидера периода становления и созидательного развития современного Казахстана. В конце XX века народы Евразии оказались перед необходимостью решать самые злободневные проблемы бытия в сложнейших международных обстоятельствах, которые, впрочем, все последние 30 лет остаются таковыми и ныне. С одной стороны, политическое руководство, национальные элиты бывших советских республик имели колоссальный государственный опыт управления всеми сферами экономики и социальной жизни в широком смысле, приступая к созиданию новой государственности на сходном в целом фундаменте, имея сходные преимущества и проблемы. С другой стороны, было совершенно очевидно, что каждое молодое государство оказалось перед судьбоносным вызовом. Руководству страны потребовалось максимально организованно, оперативно и с минимальными издержками осуществить переформатирование не отвечавшей новым требованиям политической системы; формирование и реализацию самостоятельной внешнеполитической программы, обеспечение внутренней и внешней безопасности страны, эффективно использовать имевшийся хозяйственный, инфраструктурный, торговый, научно-образовательный и иной потенциал, в том числе во взаимосвязях с другими бывшими советскими республиками; создать на новой основе вооруженные силы, развернуть подготовку управленческих и иных кадров (например, практически не велась подготовка архивистов не было даже учебников архивного дела), обновить и реформировать институциональные и организационно-политические механизмы функционирования государства; предложить обществу ясную, реалистическую и обеспечивающую доверие большинства программу идей и действий на обозримую перспективу; достойно представлять страну на мировой арене.

С учетом вышесказанного следует подчеркнуть выдающуюся роль лидеров бывших советских республик, принявших на себя ответственность за настоящее и будущее своих стран и народов. Пример Н.А. Назарбаева служит одним из самых поучительных примеров, поскольку именно вектор созидания стал основополагающим в его служении своей стране. 11 апреля 1991 года, вернувшись из Москвы с обсуждения параметров не состоявшегося Союзного договора, на собрании партийно-хозяйственного актива Актюбинской областной партийной организации он продемонстрировал объективное понимание серьезности ситуации, в которой оказалось общество:

«Сейчас мы подошли к очень сложному периоду нашей жизни в целом по стране, в политике и в экономике кризис дошел до своего, можно сказать, апогея».

Глубоко понимая состояние дел, он охарактеризовал ряд задач, которые наглядно показывают, с каким масштабом самых чувствительных проблем, которые прямо или косвенно затрагивали каждого, пришлось столкнуться при создании государственности. Например, пустые магазины при сохранении уровня производства, срыв горизонтальных связей поставщиков, хаос в управлении экономикой, необоснованные закупочные цены, «нет разделения функций, нет разделения собственности», без чего невозможно провести приватизацию. Назарбаев хорошо понимал и цену суверенитета: «когда 70 процентов экономики интегрировано между собой, отделение каждой республики стоит больших денег» (отсюда и возникла необходимость создания собственной национальной валюты). При этом он размышлял о судьбах всего СССР, заявляя, в частности: «если экономика будет двигаться по наклонной вниз, то надо ждать межнациональных столкновений в более широком масштабе». Говоря о «букете проблем», он заявил: «нет государства сегодня» и подчеркнул – «государственное устройство должно быть справедливым».

Здесь же закладывались основные идеи: «я считаю, что главное - улучшить жизнь людей»; «нам надо идти к рынку. Но тому, что сразу с переходом к рынку наступит капиталистический образ жизни, особенно у нас в Казахстане, не верьте никогда». Здесь же – поучительное размышление для общества и ученых: «У каждого казахстанца в семье свободных денег нет, как мы посчитали усреднённо, 3 тыс.300 рублей, у каждого работающего - 1300 рублей. Поэтому жила наша страна при социализме или еще не жила нормально, надо нашим историкам в этом разобраться». Они привел примеры подходов к приватизации, обрисовал круг насущных проблем простых людей, решение которых зависит от власти.

«А что касается демократии общества, партии, движений, пожалуйста, я согласен с этой демократией, только чтобы от митингов эти партии и движения переходили к программе. Если у него программа лучше, чем моя, пусть народ её обсудит и пойдет за ним. …Я за то, чтобы все демократические движения работали в рамках Закона». «…в это сложное время нам свое спокойствие, выдержку надо сохранить. … сохранить спокойствие в многонациональном Казахстане, консолидацию, выдержку, не допустить каких-то моментов в межнациональных отношениях». «Давайте работать, мужики. Работать». О взаимодействии власти и общества: «проблемы государства надо понимать».

Не случайно Н.А. Назарбаев стал инициатором возрождения евразийства. Евразийство как комплекс идей содержит богатый творческий потенциал для анализа и решения многих важных проблем. В частности, евразийская парадигма зиждется на понимании, признании и уважении фундаментального в прошлом и в современных условиях обстоятельства – перманентно растущей и динамичной по форме и содержанию культурной сложности социальных групп и отдельных личностей. К тому же, взаимное пересечение и наложение культурных компонентов отдельных групп и индивидуумов в тех или иных конкретно-исторических условиях заставляет обратить внимание на тонкую нюансировку их мотивации и действий, солидарностей и лояльностей, противоборства и компромиссов. Основоположники евразийства показали пример такого подхода, отстаивая непреходящее по ценности единство в многообразии народов и культур европейско-азиатского геокультурного пространства.

«Казахстан – уникальное государство в Азии, в котором переплетаются европейские и азиатские корни. Представители разных народов составляют единство в многообразии. Сочетание разных культур и традиций позволяет нам впитывать лучшие достижения европейской и азиатской культур», Востока и Запада. Место Казахстана особенное – страна расположена «в сердце евроазиатского материка».




Евразийская парадигма, которую предложил Назарбаев, включает в себя актуальные по сей день положения: комплиментарность (дополнительность) разных типов ландшафта и симбиоз связанных с ними разных сообществ людей; этнокультурное многообразие и богатство; о синтез элементов тюркской, исламской, славянской и западноевропейской цивилизаций; экономический прагматизм; государство - главная сила, действующая в пространстве; взаимовыгодная интеграция; межцивилизационное и широкое поликультурное сотрудничество; открытость миру и конструктивному сотрудничеству, в т.ч. с Западом.

Вполне понятно, что такой проект нашел поддержку в России. Как подчеркивает Президент Российской Федерации В.В. Путин:

«сложение природных ресурсов, капиталов, сильного человеческого потенциала позволит Евразийскому союзу быть конкурентоспособным в индустриальной и технологической гонке, в соревновании за инвесторов, за создание новых рабочих мест и передовых производств. … наш интеграционный проект выходит на качественно новый уровень, открывает широкие перспективы для экономического развития, создает дополнительные конкурентные преимущества. Такое объединение усилий позволит нам не просто вписаться в глобальную экономику и систему торговли, но и реально участвовать в процессе выработки решений, задающих правила игры и определяющих контуры будущего. Убежден, создание Евразийского союза, эффективная интеграция — это тот путь, который позволит его участникам занять достойное место в сложном мире XXI века. Только вместе наши страны способны войти в число лидеров глобального роста и цивилизационного прогресса, добиться успеха и процветания».

Стратегия развития евразийской интеграции до 2025 года предполагает завершение формирования к этому времени в рамках Союза общего рынка товаров, услуг, капитала, рабочей силы, а также единого цифрового пространства. Выдвинутая Россией идея создания большого евразийского партнёрства в сфере безопасности, экономического и гуманитарного взаимодействия направлена на дальнейшее развитие инициативы Н.А. Назарбаева, которую он «достаточно энергично и эффективно» продвигал на постсоветском пространстве.

Мы практически со времен создания СНГ вполне справедливо подчеркиваем, что имеем существенное преимущество – богатую общую историю, в т.ч. созданное совместными усилиями старших поколений культурное наследие и особенно важно – великие традиции конструктивного и комплиментарного межкультурного диалога. Между тем современная ситуация диктует потребность всемерно укреплять наши контакты и возрождать самое многоплановое сотрудничество и взаимопонимание. Это один из главных вызовов постсоветской модернизации, а реализовать ее можно совместными усилиями государственных институтов и общества наших стран. Формирование уважения к прошлому и преемственности в межкультурных отношениях позволит существенно повысить конкурентоспособность стран СНГ, особенно входящих в единое таможенное и в перспективе экономическое, а главное – историко-культурное пространство.

В нашей совместной истории немало сложных, даже драматических и трагических страниц, которые становятся объектом идеологической манипуляции. Но гораздо больше того, чем мы вместе можем гордиться, и что лежит в основе нашего взаимодействия. Одним из эффективных средств противодействия опасным тенденциям современной социокультурной ситуации служит ревитализация лучших образцов нравственности, гражданской солидарности, мощного облагораживающего и консолидирующего влияния возвышающей памяти о славных подвигах старших поколений. Именно Н.А. Назарбаев доказывает своим примером, что подлинный патриотизм и ответственность за судьбу страны не противоречат политике равноправного и взаимовыгодного межгосударственного сотрудничества, гражданского диалога и бережного отношения к лучшему, что объединяет наши народы.