Home History of Kazakhstan Kazakhstan in Middle Age Kazakh - Dzhongar war (XVII-XVIII c.) Dzungarian invasions

Dzungarian invasions

17 August 2013
7395
3


Exacerbations of the Kazakh-Dzungarian relations in the 17-18 centuries

In the first quarter of XVIII century, the greatest threat looming for the Kazakhs was the Junggar Khanate that reached its highest military capabilities and political influence in the Central Asian region in the 20-ies years. The existence of Junggar as a strong state in the immediate vicinity of the borders of Kazakhstan, represented a real threat not only for the Kazakhs, Kyrgyz, Uzbeks, people of Altai and others, but also for Russia, whose economic and political interests in the area of ​​the Altai mining and metallurgical enterprises encouraged the government, and Siberian administration to adopt vigorous measures against a far-reaching ambitions of huntayshy Tsewang-Rabdan. The strategic goal of Dzungarian rulers was clear: subordination of vast Kazakh steppe to its power. The devastating invasion of the Kalmyk troops that become more frequent in 40s of XVII century took violent direct confrontation at the end of the seventeenth century because of the accession of Tsewang-Rabdan to the Dzhungarian throne whose first major foreign policy act was the resumption of the bloody war with the Kazakh Khanate.

Hiking of Dzungarian troops in 1710, 1715, 1717, 1718, 1719 years showed perniciousness of tribal and inner feudal strife in front of the face of the growing year by year aggressive threat. In addition, militarily Dzhungar Khanate represented a major threat for Russia, and especially for Kazakh tribes. Unlike some Asian nations that had "archery battle," Dzhungarian army had a fire weapon with a wick at the end of the XVII century. The presence of guns in dzhungars put them in a more favorable position. Besides, dzhungars had a huge army at that time. Armament of Kazakhs significantly inferiored dzhungar’s: it consisted mainly of bows, swords, spears, and only a small number of sarbazs was armed with the wick guns, which had a small killing power.

Political instability in three Kazakh jüzs encouraged aggressive actions of foreign enemies. The invasion of dzungarian troops in 1711-1717 years undermined forces of Kazakhs. Using their military superiority, dzhungar troops temporarily occupied the part of Zhetisu, their advance units reached the river Sarisu in central Kazakhstan. Consequences of dzungarian invasions prompted the famous elders, beys, folk batyrs, descents from Genghis Khan to make efforts in order to unite the military and the human potential of the three jüzs. The first kurultay (people's Assembly of the nomads) was held in the summer of 1710 in the Karakum Desert. There was decided to create joint kazakh militia led by a prominent national Bogenbay Batyr. The awareness of the real threat looming over Kazakhstan yielded its first fruits - in 1711, the military forces of the three jüzs repulsed the enemy. Dzhungars retreated to the east. Kazakh troops invaded the Dzhungar Khanate next year. The return hike of Dzhungar huntayshy in 1713 ended in failure.  However, the first victories of the joint struggle were not fixed. Taking advantage of a disagreement among lords of three jüzs (only the Middle jüz had three Khans: Bolat, Semene, Abulmambet) dzhungars repeated the sudden invasion in Kazakhstan in 1714. The country found itself in a difficult situation. Even the decisive action of the Kazakh militia in the spring of 1718 in the area of ​​the river Ayaguz led by renowned warriors Kara Kerey Kabanbai and Shakantay (Zhaugashar) failed to improve the difficult situation in which Middle Jüz was.

The situation was aggravated not only by dzhungarian aggression. Bashkirs attacked in the northwest, the Siberian Cossacks attacked from the north, fellow believers Uzbek Khanate who wanted to tear away a part of the Great Jüz often troubled from the south. However, the biggest danger was still Dzungaria whose frequent incursions in the Kazakh lands in the early 20-ies of the XVIII century became very menacing.

Empire of the Great Qing, east dzhungarian formidable neighbor, waited for a favorable situation to achieve its long-cherished goal - the elimination of Dzhungaria as an independent state.

The Years of the Great Disaster. The outcome of the centuries-old struggle of the Kazakh people with Dzhungar gains.

In 1722, after the death of the Qing emperor Kangxi (Yun-Zheng) who for a long time fought with Oirats, on the border of Dzhungaria and China was established a lull, which allowed Tsewang-Rabdan bring down his strength on Kazakhs. Aggression of Dzhungar Khanate was named in the history of the Kazakh people as "The Years of the Great Disaster" (Aktaban shubyryndy). These years brought misery, hunger, destruction of wealth; caused irreparable damage to the development of productive forces, thousands of men, women and children were driven into captivity. Kazakh clans, paid dearly for the carelessness of their sultans and khans. Under the pressure of dzhungarian troops they were forced to leave their homes where they lived for centuries; this led to the carting of the Kazakhs of the Middle Jüz to the borderss of the Central Asian khanates. Many clans of Great Jüz also retreated to the Syr Darya, crossed it and headed towards the Khujand. The Kazakhs of the Junior Jüz migrated along rivers Jayıq, Or, Yrgyz to the borders of Russia. Waging incessant battles, part of the Kazakhs of the Middle Jüz came closer to the province of Tobolsk.

"The Years of the Great Disaster" (1723-1727) are comparable only with the Mongol invasion of the beginning of the XIII century in their devastating consequences.

Dzhungar aggression greatly influenced the international situation in Central Asia. Approximation of thousands of families to the borders of Central Asia and to the possessions of the Volga Kalmyks exacerbated relations in the region. The Cossacks, Karakalpaks, Uzbeks, by attacking the exhausted Kazakhs, have added more misery to their critical condition. During these years, Zhetisu have especially suffered.  

The tragedy came into life not only because of the suddenness of hostilities of Oirat forces. It was also due to the lack of political unity of Kazakh society in its most difficult period in the history of Kazakhstan. Even in a time when the Kalmyks ravaged peaceful villages that did not migrated to the east, descents from Genghis Khan continued to quarrel among themselves. At this critical moment, the salvation of the country was taken over by the people who pulled from their midst the major leaders of the People's Militia: Kara Kerey Kabanbai, Shakshak Janibek, Nauryzbay, Bukenbay, Malaysary, Bayan, Eset, Raiymbek, Shakantay and etc. Wise masterminds of the liberation struggle Kazdauysty Kazybek bey, Aiteke bey, Tole bey played a prominent role in bringing Kazakh clans together during this critical period.

Developing its success, Dzhungars captured Tashkent and Turkestan in 1725. Traditional caravan trade in the region has suffered significant damage. Again, as in the beginning of the XVIII century, Bogenbay batyr of a Kanzhygaly clan and Kabanbay of a Karakerey clan, whose glorious deeds were widely known among the nomads, partly promoted by prairie improvisers, took out the main burden in organizing resistance to the enemy. Successful operations of combined forces of the three jüzs began to show results since 1726. If earlier the Kazakh militia acted separately, gathered in clans, starting from the middle of the 20s of the XVIII century, Kazakh warriors worked together, coordinated their military plans for the vast steppe zone.

In 1726, the Kazakh joint forces launched a sizeable defeat of dzhungarian forces at the intersection of Sarysu and Bulanty rivers. It was the first major victory of the Kazakh people in a long, exhausting struggle with the Dzhungar Khanate. The battlefield for a long time preserved in folk memory and became known as "The place of death of the Kalmyks' (“Kalmak Kyrylgan”), reflecting the significance of the defeat of dzungarian forces. In autumn of that year, the Kazakh ruler Abulkhair, Semeke and other prominent sultans with a 10 thousand army, attacked the Volga Kalmyks that so often bothered the western border of the Kazakh Khanate, and forced them to retreat. However, it was not unfavorable for Kazakhs, to being drawn into protracted struggle with the Volga Kalmyks who were under the Russian Empire. Therefore, Kazakhs went to a truce with Kalmyks, to secure their western borders in the ongoing fight against the most dangerous enemy in the east - Dzhungar Khanat. The victory in 1726 had a great significance just like the subsequent successful military actions of Kazakh troops that strengthen the morale of the people. People start to understand that cohesion forces of the three Kazakh jüzs is a major factor in ensuring the territorial integrity of the Kazakh state.

With the consent of the prominent sultans and famous generals, the overall command of the combined forces of the Khanate was placed on Khan Abulhair, which generalship earned him the recognition of most of the nomads. In addition, Abulkhair Khan, as the organizer of the people's struggle against foreign invaders and as a visionary politician, enjoyed a well-deserved reputation among the most influential descents from Genghis Khan and batyrs. An important role was played by the fact that it was Abulkhair Khan who was trusted the most by neighboring Russia, which crushed such a strong country like Sweden, exerted a growing influence on the course of international relations and whose burgeoning credibility caused anxiety of dzungarian rulers.

However, the political situation of the 20s of XVIII century was not good enought to the adoption of Russian citizenship. Dzhungar-Kazakh confrontation continued with a significant impact on international relations in Central Asia. Under these circumstances, forward task was to release temporarily occupied territory of Kazakhstan by Dzungaria, in particular Zhetysu. The concentration of the main forces of the Kazakhs in the Ordabasy mountains was not accidental. Hence, it was easier to come to the border areas with Dzhungaria and begin the liberation of Zhetysu. The peculiarity of terrain allowed Kazakh warriors unnoticed by dzhungarian scouts to focus in this area a lot of armed men and arrange villages to supply the army with all necessary things. The main places where the Kazakh troops stayed remained in place names along the Borolday and Koshkar-ata rivers: the settlement of the Great Jüz and the Little Jüz, gorge of Abulkhair Khan. Judging by the extant of folklore data, the Kazakh army was organized and spread out in the area on the basis of belonging to jüzs.

The bloodiest battle with Dzhungars was in the spring of 1729 in the Anrakay area, south of Lake Balkhash, where the Kazakh militia defeated the army of the Dzhungar. In folk tales this place is called "the place of groans and sobs of enemy." The battle was attended by a political opponent of Abulkhair Khan, Barack Sultan, Abulmambet Khan of the Middle Jüz, tribal divisions of the Great Jüz led by Bolat Khan. For the first time the rulers of the three Jüzs presented a united front. The win was impressive. The defeated army of invaders began to recede on the river Ili to the east. But at this time the leaders of the Kazakh militia units becausethe sudden death of Bolat Khan quarreled over who of them will be the senior Khan of three Kazakh Jüz. Chief of the allied forces Abulkhair and owner of the Middle Jüz Semeke left the area of ​​the battle. These disagreements, between the responsible for the fate of the country's batyrs, sultans and other powerful nobles, eased Dzhungar’s actions and nullified the results achieved and many sacrifices made by the people against the invaders, compromising the independence of the Kazakh Jüzs.

Abulkhair Khan with his subordinate units of the Little Jüz retreated to the borders of Russia. Big part of the Middle Jüz migrated to the North, part of the Great Jüz, the most affected by Dzungarian pressure forces, was pressed to the Syr Darya and was forced to temporarily surrender by dzhungars. National struggle, reaching significant success became weaker due to disagreements, although the force of the people had remained the territorial integrity of the state. However, the threat of enslavement by Dzhungaria remained. In this situation, the only proper political solution to the problem was to give the Russian government the legal basis for an open intervention in Dzhungar-Kazakh conflict.



Comments

To leave comment you must enter or register

K.K.BANA13.06.2016, 09:11

превосходный

сарсенгали20.11.2016, 16:08

Ещё древние римляне использовали тактику разделяй и властвуй. И в нашем случае у казахов три "жуза", но ведь "жуз - от слова сто", то есть сто не делимых родов. Вопрос, когда же появились три жуза? Получается не стыковка три жуза - это три по сто = "300", не соответствие, за то вместо одного правителя несколько. Откуда появились 100 родов нам подскажет древний народ Дагоны, который утверждает, что первые люди на Землю прибыли с Сириуса и называли себя "люди - птицы", предположим "К,аз+ак," их предположительно было "100 - жуз". И первый человек на Земле был "Адам - с казахского Человек", и три слова в дальнейшем определяли историю Человека "Адам, Алма, Алма - Человек, Не бери, Яблоко, то самое которое нельзя было брать в раю Адаму". Думаю сейчас стоит подумать об объединении трёх жузов в один жуз, то есть сто единых непобедимых родов "Жуз". В 49 году н.э. римская империя разрушила столицу Сираков Успе - У +спе(spe\sis\ = Яд + кобры(египетской). Последние правители народа Сирак, Абек 47 г.н.э и Зорсин 49 г.н.э. ( почитайте в интернете "Сираки"). И у современных казахов есть род Сирак, точнее Ак Сирак. Ведь Ванга предсказала казахам найти голову в России, ищем голову Кенесары, но надо найти голову- столицу, отрубленную в 49 г.н.э. и живую голову - потомка правителя, который казахам поможет занять достойное место в истории и в настоящем мире...

сарсенгали25.11.2016, 21:01

О голове хана Кенесары могу предположить, что надо искать в посёлке Басы Лиманского района г.Астрахани, спорная территория Калмыкии и Астраханской области. В своё время калмыки входили в состав казачества и не могли упустить шанс захватить хана казахов, Скорее всего это им удалось, и голову могли отрубить именно в посёлке "Басы - Его голова", название само говорит об этом. Не ищите в архивах, ничего не найдёте, и тогда не было дураков, что б оставлять клеймо варварства у себя на плечах, возможно позже всё почистили...

Главная История Казахстана Казахстан в средневековье Казахско-джунгарская война (XVII -XVIII вв.) Джунгарские нашествия

Джунгарские нашествия

17 Августа 2013
7905
3

Обострения казахско-джунгарских отношений в 17-18 вв.

В первой четверти XVIII в. наибольшая угроза для казахов нависла со стороны Джунгарского ханства, достигшего в 20-х годах наибольшего упрочения своего военного потенциала, политического веса в Центрально-Азиатском регионе. Существование Джунгарии, как сильного государства в непосредственной близости от границ Казахстана, представляло собою реальную угрозу не только для казахов, киргизов, узбеков, алтайских народов и других, но и для России, чьи экономические и политические интересы в зоне Алтайских горнозаводских предприятий побуждали как правительство, так и Сибирскую администрацию принимать энергичные меры противодействия против далеко идущих устремлений хунтайшы Цеван-Рабдана. Стратегическая цель джунгарских правителей была ясна — подчинение огромных просторов Казахстана своей власти. Опустошительные вторжения калмыцких войск, участившиеся с 40-х годов XVII в., приняли ожесточенный характер постоянного противоборства еще в конце семнадцатого столетия в связи с воцарением на джунгарском престоле Цеван-Рабдана, первым крупным внешнеполитическим актом которого явилось возобновление кровопролитной войны с Казахским ханством.

Походы джунгарских войск 1710, 1715, 1717, 1718, 1719 годов показали пагубность родоплеменных распрей, внутрифеодальных раздоров перед лицом нараставшей из года в год агрессивной угрозы. К тому же в военном отношении Джунгарское ханство представляло собою серьезную силу и для России, тем более для казахских родов. В отличие от некоторых азиатских народов, имевших "лучной бой", на вооружении джунгарской армии еще в конце XVII в. имелось огневое оружие с фитилем. Наличие артиллерии у джунгар ставило их в более выгодное положение. К тому же джунгары имели огромную по тем временам армию. Вооружение казахов значительно уступало джунгарам: оно состояло в основном из луков, сабель, копий, лишь незначительная часть сарбазов была вооружена фитильными ружьями, убойная сила которых была невелика.

Политическая нестабильность в казахских жузах поощряла агрессивные действия внешних врагов. Вторжение джунгарских войск 1711-1717 годов подточило силы казахов. Используя свое военное превосходство, джунгарские войска временно оккупировали часть Жетысу, передовые их отрады дошли до р. Сарысу в Центральном Казахстане. Последствия джунгарских вторжений побудили известных старшин, биев, народных батыров, наиболее дальновидных Чингизидов приложить усилия к объединению военно-людского потенциала трех жузов. Первый курултай (народное собрание кочевников) состоялся летом 1710 г. в районе Каракума. Было решено создать общеказахское ополчение во главе с видным народным батыром Богенбаем. Осознание реальной угрозы, нависшей над Казахстаном, дало и первые плоды — в 1711 г. военные силы трех жузов дали отпор врагу. Джунгары отступили к востоку. А в следующем году казахские отряды вторглись в пределы Джунгарского ханства. Ответный поход джунгарского хунтайшы в 1713 г. окончился провалом. Но первые плоды совместной борьбы не были закреплены. Воспользовавшись разногласием среди владетелей трех жузов (только лишь в Среднем жузе было три хана: Болат, Семене, Абулмамбет), в 1714 году джунгары повторили внезапное вторжение в Казахстан. Страна оказалось в сложной ситуации. Даже решительные действия Казахского ополчения весною 1718 г. в районе р. Аягуз под предводительством известных батыров Кара Керей Кабанбая и Шакантая (Жаугашар) не смогли поправить сложную ситуацию, в которой оказался Средний жуз.

Положение усугублялось не только джунгарской агрессией. С северо-запада нападали башкиры, с севера — сибирские казаки, с юга часто беспокоили единоверцы — узбекские ханства, стремившиеся отторгнуть часть Старшего жуза. Однако, наибольшую опасность представляла Джунгария, частые вторжения которой в казахские земли в начале 20-х годов XVIII в. приняли угрожающие масштабы.

Грозный сосед Джунгарии на востоке — Цинская империя — поджидала благоприятной ситуации для достижения давно вынашиваемой цели — ликвидации Джунгарии как самостоятельного государства.

3. Годы великого бедствия. Исход многовековой борьбы казахского народа с джунгарскими завоеваниями

В 1722 г. после смерти цинского богдыхана Канси (Юнь-чжена), длительное время воевавшего с ойратами, на границе с Китаем установилось некоторое затишье, что дало возможность Цеван-Рабдану обрушить свою мощь на казахов. Агрессия Джунгарского ханства, названная в истории казахского народа "Годами Великого бедствия" (Актабан шубырын-ды), принесла страдания, голод, разрушение материальных ценностей, нанесла невосполнимый урон развитию производительных сил: тысячи мужчин, женщин и детей были угнаны в плен. Казахские роды, дорого заплатив за беспечность своих султанов и ханов, под напором джунгарских войск вынуждены были покинуть веками насиженные места, что повлекло за собою откочевки части казахов Среднего жуза к пределам среднеазиатских ханств. Многие роды Старшего жуза также отступили к Сырдарье, перешли её и направились в сторону Ходжента. Казахи Младшего жуза откочевали вдоль рек Яик, Ори, Ыргыз к границам России. Ведя непрерывные бои, часть казахов Среднего жуза приблизилась к Тобольской губернии.

"Годы Великого бедствия" (1723—1727 гг.) по своим разрушительным последствиям сравнимы лишь с монгольским нашествием начала XIII века.

Джунгарская агрессия значительно повлияла на международную ситуацию в Центральной Азии. Приближение тысячи семей к пределам Средней Азии и владениям волжских калмыков обострили взаимоотношения в регионе. Казаки, каракалпаки, узбеки, нападая на обессилевших казахов, усугубили и без того их критическое положение. В эти годы особенно пострадало Жетысу.

Трагедия стала возможной не только вследствие внезапности военных действий ойратских сил. Она была обусловлена отсутствием в казахском обществе политического единства в тяжелейший период истории Казахстана. Даже в то время, когда калмыки разоряли мирные аулы, не успевшие откочевать на восток, Чингизиды продолжали свое "ремесло"— враждовали между собой. В этот критический момент дело спасения страны взял на себя сам народ, выдвинув из своей среды крупных предводителей народного ополчения: Кара Керей Кабанбая, Шакшак Жа-нибека, Наурызбая, Букенбая, Малайсары, Баяна, Есета, Райымбека, Шакантая и др. Мудрые вдохновители освободительной борьбы Каздауысты Казыбек, Айтеке бий, Толебий сыграли выдающуюся роль в объединении усилий казахских родов в этот критический период.

Развивая свои успехи, в 1725 г. джунгары захватили Туркестан и Ташкент. Традиционной караванной торговле в регионе был нанесен значительный ущерб. Опять, как и в начале XVIII в., основную тяжесть в организации отпора врага ваяли на себя народные батыры Богенбай из рода Канжыгалы и Кабанбай из рода Каракерей, славные подвиги которых были широко известны среди кочевников, отчасти пропагандируемые степными импровизаторами. Успешные действия объединенных сил трех жузов начали давать свои результаты начиная с 1726 года. Если раньше казахское ополчение действовало разрозненно, собираясь в отряды преимущественно по родовым признакам, то начиная с середины 20-х годов XVIII в. казахские батыры действовали сообща, координируя свои военные планы по обширной степной зоне.

В 1726 году в среднем течении р. Сарысу, при впадении в нее р. Буланты, казахское объединенное войско нанесло ощутимое поражение джунгарским силам. Это была первая крупная победа казахского народа в длительном, изнурительном противоборстве с Джунгарским ханством. Место сражения надолго сохранилось в народной памяти и получило название "место гибели калмыков" (калмак кырылган), что отразило значительность поражения джунгарских сил. Осенью этого же года казахские владыки Абулхаир, Семеке и другие видные султаны с 10-тысячным войском, напав на волжских калмыков, так часто беспокоивших западные границы казахского ханства, вынудили их отступить. Однако, неблагоприятная ситуация для казахов, вызванная прежде всего опасностью втягивания в затяжную борьбу с волжскими калмыками, находившимися в Российском подданстве, заставила казахов пойти на перемирие с ними, чтобы обезопасить свои западные границы в условиях продолжающейся борьбы с самым опасным противником на востоке — Джунгарским ханством. Велико было значение победы 1726 года и последующих удачных военных действий казахского войска в укреплении морального духа народа. В сознании масс утверждается мнение о необходимости сплочения сил трех казахских жузов — главного фактора в обеспечении территориальной целостности казахского государства.

С согласия видных султанов, известных полководцев общее командование объединенными силами ханства было возложено на хана Абулхаира, полководческое искусство которого снискало ему признание большей части номадов. К тому же Абулхаир хан, как организатор борьбы народа против иноземных захватчиков и как дальновидный политик, пользовался заслуженным авторитетом среди наиболее влиятельных Чингизидов, а также народных батыров. При этом не последнюю роль играло и такое немаловажное обстоятельство, что именно Абулхаир хан пользовался большим доверием соседней России, которая, сокрушив такую сильную страну, как Швеция, оказывала все возрастающее влияние на ход международных отношений и чей крепнущий авторитет вызывал беспокойство и джунгарских правителей.

Однако, в 20-х года XVIII в. политическая ситуация еще не благоприятствовала для принятия российского подданства. Джунгаро-казахское противоборство продолжалось, оказывая значительное воздействие на международные отношения в Центральной Азии. В этих условиях все более выдвигалась задача освобождения временно оккупированной Джунгарией территории Казахстана, в частности Семиречья. Сосредоточение основных сил казахов в районе гор Ордабасы было не случайным. Отсюда удобнее было выйти на пограничные районы с Джунгарией и начать освобождение Семиречья. Своеобразие местности позволяло казахским батырам незаметно от джунгарских лазутчиков сосредоточить в этом районе огромное количество вооруженных людей и расположить аулы, снабжавшие войско всем необходимым. Основные места сосредоточения казахских отрядов сохранились в топонимических названиях вдоль рек Боролдай и Кошкар-ата: поселения Большой орды и Малой орды, ущелье Абулхаир хана. Судя по дошедшим до нас фольклорным данным, казахское войско было организовано и рассредоточено в этом районе по принципу принадлежности к жузам.

Самое кровопролитное сражение с джунгарами произошло весной 1729 года в местности Анракай, на юге озера Балхаш, где казахское ополчение разгромило джунгарское войско. В народных преданиях это место носит название "место стонов и рыданий врага". В сражении участвовали и политический противник Абулхаир хана Барак султан, хан Среднего жуза Абулмамбет, родовые подразделения Старшего жуза во главе с Болат ханом. Впервые правители трех жузов, отбросив межродовые разногласия, выступили единым фронтом. Победа была внушительная. Потерпевшее поражение войско завоевателей начало отступать по р. Или на восток. Но в это время предводители отрядов казахского ополчения в связи с внезапной смертью Болат хана рассорились из-за того, кому из них быть старшим ханом в трех казахских жузах. Главнокомандующий объединенными силами Абулхаир и владелец Среднего жуза Семеке покинули район сражения. Эти разногласия среди ответственных за судьбу страны батыров, султанов и других крупных феодалов облегчили действия джунгар и свели на нет достигнутые результаты и многочисленные жертвы народа в борьбе с захватчиками, ставя под угрозу независимость казахских жузов.

Абулхаир хан с подчиненными ему отрядами Младшего жуза отступил к границам России. Значительная часть Среднего жуза откочевала на север, часть Старшего жуза, в наибольшей степени испытывавшая давление джунгарских сил, оказалась прижатой к Сырдарье и была вынуждена временно покориться джунгарам. Общенародная борьба, достигнув значительных успехов, вследствие ставших традиционными разногласий, оказалась ослабленной, хотя усилием народных масс сохранялась территориальная целостность государства. Однако, угроза порабощения со стороны Джунгарии оставалась. В сложившейся ситуации следовало бы найти правильное политическое решение вопроса: дать правительству России юридическое основание для открытого вмешательства в джунгаро-казахский конфликт.


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

K.K.BANA13.06.2016, 09:11

превосходный

сарсенгали20.11.2016, 16:08

Ещё древние римляне использовали тактику разделяй и властвуй. И в нашем случае у казахов три "жуза", но ведь "жуз - от слова сто", то есть сто не делимых родов. Вопрос, когда же появились три жуза? Получается не стыковка три жуза - это три по сто = "300", не соответствие, за то вместо одного правителя несколько. Откуда появились 100 родов нам подскажет древний народ Дагоны, который утверждает, что первые люди на Землю прибыли с Сириуса и называли себя "люди - птицы", предположим "К,аз+ак," их предположительно было "100 - жуз". И первый человек на Земле был "Адам - с казахского Человек", и три слова в дальнейшем определяли историю Человека "Адам, Алма, Алма - Человек, Не бери, Яблоко, то самое которое нельзя было брать в раю Адаму". Думаю сейчас стоит подумать об объединении трёх жузов в один жуз, то есть сто единых непобедимых родов "Жуз". В 49 году н.э. римская империя разрушила столицу Сираков Успе - У +спе(spe\sis\ = Яд + кобры(египетской). Последние правители народа Сирак, Абек 47 г.н.э и Зорсин 49 г.н.э. ( почитайте в интернете "Сираки"). И у современных казахов есть род Сирак, точнее Ак Сирак. Ведь Ванга предсказала казахам найти голову в России, ищем голову Кенесары, но надо найти голову- столицу, отрубленную в 49 г.н.э. и живую голову - потомка правителя, который казахам поможет занять достойное место в истории и в настоящем мире...

сарсенгали25.11.2016, 21:01

О голове хана Кенесары могу предположить, что надо искать в посёлке Басы Лиманского района г.Астрахани, спорная территория Калмыкии и Астраханской области. В своё время калмыки входили в состав казачества и не могли упустить шанс захватить хана казахов, Скорее всего это им удалось, и голову могли отрубить именно в посёлке "Басы - Его голова", название само говорит об этом. Не ищите в архивах, ничего не найдёте, и тогда не было дураков, что б оставлять клеймо варварства у себя на плечах, возможно позже всё почистили...