Home History of Kazakhstan Kazakhstan in the Russian Empire The culture of Kazakhstan in 18-20 centuries First Kazakh enlightened governor

First Kazakh enlightened governor

28 November 2016
1449
0

Zhangir khan's main interest was science. The enlightenment was the meaning of his shot life. His advancement on enlightenment exceeded the first scholar Shokan Ualihanov on 34 years, the first Kazakh teacher Ibrai Altynsarin on 40 years and Abay Kunanbayev, who was the great Kazakh philosopher, on 44 years.

During my unexpected visit to Kazan University I learnt about this truism, which surprisingly was not promoted in our country. I work at the museum of  Kazakh science RSE " Ғылымордасы". The director of National library of Tatarstan, at the same day when he found out that I came to visit the library named after N.I. Lobachevsky, suggested to me to visit the museum of history of Kazan University and National museum of Republic of Tatarstan, as my work relates

The Kazan University, which was established in 1804, has 10 museums of archeology, geology, botany, zoology, ethnography, history of education, history of the University, Kazan school of chemistry, antiques and museum-laboratory.

The portrait gallery of the honorable members of Kazan University is exposed in their museum of history.  I saw Zhangir's portrait, the Kazakh khan of Bukeeyev Orda (inner Horde) next to the Russian prominent figures of science and education. His achievements in the field of science and education were appreciated far from Kazakhstan!

Under the impression, I accidently remembered, that Kazakhs and Tatars always had political, economical and cultural ties.  During the sixth to eight centuries Kazakhs and Tatars were included in one Turk Kaganat, the common statehood. In 13th and 14th centuries the land of the Volga and Kazakhstan were part of the Dzhuchi Khan, which is known in history as Golden Horde. Moreover, Kazakhs together with Tatars had been participated in Bashkir revolutions during 17th and 18th centuries.

During the 1730-1750 period Aleksey Tevkelev, the Tatar Mirza hold negotiations with Kazakh leaders of the Small zhuz about exception of Russiancitizenship. Since the end of 18th century to the beginning of 20th century the Tatar mullahs and merchants, considering market infrastructure have made a huge contribution to the education and economic development of the cities of Kazakhstan.

It is know that, from 1803 to 1917 period, Kazan was the center of the school district. Kazan district inspectors also supervised Kazakh schools.  In 19th and 20th centuries, at the University of Kazan and Kazan Veterinary Institute  studied many Kazakh students, who in their term became scientists and statesmen. 

Documents about ethnography and folklore of Kazakh people, that were received from Kazakh khan, being kept at N.I. Ilminsky and N.F. Katanov  professors-turkologists' funds of the University of Kazan.  

Zhangir (1801 -1845) is the last khan of Bukeeyv Horde (1823-1845). He was the son of Bukey khan, grandson of Abulkhair, whose real name was Zhihanger, which means "Conquer of the World". "How to ship call, so it will float", thus the name of a person means a lot and gives responsibility to him.

At that time Bukey Horde occupied the territory in the lower reaches of the Volga and Ural rivers. In his youth he received his primary education at home with private teacher-mullah. Further his father insisted him to brought up in the family of the governor of Astrakhan. Knowledge of administrative procedures he gained at the same place. He had a great knowledge of Russian, Persian, Arabic and partly German. At a young age he already realized the benefits of education.  At the time when there was no single house, even Khan's bid have not existed, he expressed his intention to open a school in Horde.  

Contemporaries indicate that, Zhangir strictly hold the traditions and customs of his nation.  Among nomads he is a nomad, in the scientific environment he is a scientist. His thoughts were listened by people with great interest and attention. From the slavery society, among plaintive songs and during endless migration he stepped into a society of potential scientists, who compose the world of philosophers and statesmen of Russia and Europe.

Zhangir had conversations with outstanding figures of science and culture of Eurasia. As the intelligent khan he was highly respected byencyclopedist Alexander Humboldt, botanist Carl Claus, chemist A.Bergman, proffesor of the University of Tartu F. Goebel, by the friend of A.S.Pushkin's  S.A.Raevskiy, ethnographer and fellow campaigner G.Karelin.  

The linguist and composer of  the 'Dictionary' V.I.Dal, professor of Kazan University Carl Fuchs, statesman N.Musin- Pushkin, scientist and traveler E.Kovalevsky, famous orientalists V.Grigoriev and P.Nebolsin, anthropologist A.Kharuzin, geographers Y.V. Hanykov and N.V. Hanykov maintained relations with him.

Being first from the Kazakh khans Zhangir understood that without certain interest to knowledge, to enlightenment and culture, it is impossible effectively protect people's interest. Khan issued a directive, which obligates the governors of tribes and large tribal part collect funds for the construction of mosques with primary schools (Mekteb). It was supported by Kazakh population. 

By the middle of 30s of the 19th century Zhangir considering the possibility of organizing a central school in the khan's headquarters. According to his plan it had to prepare children to enter the special  Russian institutions. Opening of this school was held in khans' headquarter of Horde in 1841.  All maintaining expenses of school were on khan. He maintained school from his own incomes and examined students by himself until his death, which is in 1845. He actually was the first teacher of the school and his assistant in school affair was Tatar Sadriddin Aminov. 

The school was the one at that time throughout Kazakhstan, so Zhangir was the first Kazakh enlightener. Khan's school gave to Kazakh people encouragement for literacy, education and communication with the culture.

In addition to knowledge, the graduates of Orenburg school obtained officers' ranks. The school played important part in general cultural movement in Kazakhstan.  Zhangir wrote: "I declare that our children, while they learning, will study all sciences in order to serve society for a good purpose. All this makes me happy, as an access to education is a great happiness for my people".

Zhangir khan was a supporter of a settled life, so he introduced private ownership of land. His trade policy aimed towards the organization of affairs in order to raise the level of commodity turnover and attract more merchants. In 1932 he organised trade fair, created medical offices, pharmacy (1838), archives and map of Khanate. Zhangir created museum of collection of household items from the history of Kazakh culture. "Armory" took respectable place in cultural side Bukeey horde's life. It pioneered the museum business in Kazakhstan. 

In the 20th century Kazan University was an outpost of Russian science. So Khan eyes were turned to Kazan, especially to the university town and the center of the district school, which geographically belongs to Bukeey Horde.

In 1826, the Khan of Bukeeyev Horde Zhangir arrived in Kazan on the way back from Moscow, where he was invited to the coronation of Tsar Nicholas I. Zhangir began his staying in Kazan from University. Professor Karl Fuchs said that Zhangir during his inspection of Kazan University, asked questions in a modest and careful way. His attention was drawn especially on the collection of Arab and Tatar coins, what is more he saw many Arab and Tatar manuscripts with a great pleasure, beautifully hand-written and printed books alkorany.Afterwards the purpose of globe was explained to Khan.Zhangir reviewed stuffed birds and searched merlin, which Kazakhs like to use in hunt, at zoological room. In a conversation with Karl Fuchs Zhangir expressed the wish that both of his sons, when they grow up will be  educated at Kazan University. "The time will come when our Kazakhs will be studying in their own school!- he said"

Karl Fuchs, who accompanied Khan, wrote "Staying of Kyrgyz khan Zhangir in Kazan", then published and sent Bukeeyev Horde. 

Zhangir Khan had close personal contact and correspondence with the first rector of Kazan University Karl Fuchs and Lobachevsky N.I., he was in correspondence with them and was a patron of the university. He has done much to Kazakh youth to be trained there. He studied the folk art and collection of genealogical books of Kazakhs, also he wrote a series of epic works.

Khan did not break contact with the university. In 1839 and 1844 years, he again visited Kazan and donated to the Library of the University 6 ancient manuscripts in Arabic, Persian and Turkic languages​​, replenishing the library's fund of the Eastern Department. Zhangir, not long before his death, sent three rare manuscripts in Persian to the library of university as the gift. In 1844 during the last visit, he was on many dinners, balls and literary evening of Karl Fuchs.

Being in Kazan, Khan Zhangir asked the famous Kazym Bekh, the professor of Kazan University to help in editing of one book, which was important to Muslims. He prepared and edited ancient Arabic composition "Mychtenseryl-vikgaet" ("Abridged legislation"), which was considered as a classical composition in all Muslim school-methods. Kazym Bekh considering Zhangir as a supporter of education implemented the wish of the Khan. For this reason on November 18,1844, Khan Zhangir sent a letter to scientist pointing the perfect implementation of his requests in every respect. The book was edited for the first time on the territory of Eurasia continent with the financial support of Zhangir Khan. His  meeting with Kazembek A. transferred to friendship. They became penpals. They were the same age, which influenced on the way their relationships.

In 1844 scientist of Kazan University highly appreciated various knowledge thoughts and judgments of Zhangir Khan. Having considered that Zhangir paid great attention to education, actively participated in researches of eastern history, having appreciated his knowledge and useful supports to science, scientist supported the decision to elect him as a honorable member of Kazan University. Zhangir was proud of that. Khan received this honor for his contribution to the material basis of the university. Zhangirgave six rare manuscripts of 8th and 9th centuries to the library of university. He was the fan, searcher and expert of rarities.

Among the materials transferred Khan were, in particular, options Kazakh epic poems passed by word of mouth among the people throughout the centuries.

He kept the received patent-diploma in his living room in a special frame. The reporter of St. Petersburg newspaper "Severnaya pchela" (1844) formulated his opinion about Zhangir Khan in following words: "It is impossible not to be surprised, when meeting almost unexpectedly in mysterious steppe, the man with such education as Zhangir has. His thoughts and manners in general reveal that he learnt considerable amount of things from European civilization.

In Kazan university up until now working  auditorium and classroom of law faculty, where Tolstoy L.  Ulyanov (Lenin) V. and Rykov A. listened the lectures.

In a conspicuous place of the museum located portraits of two graduates, who further were chancellor of Kazan University, mathematician creator of  non-Euclidean geometry Lobachevsky N.I. and Butlerova A.M., the chemist and  founder of the theory of chemical structure of organic substances.

Kazan University pupils are Aksakov S., Khlebnikov V.,Wisniewski A.V. and Watermelons A.E.

University enrollee were Gorky M.A. Chaliapin F. visited here quite early and often. There are complex exhibits of Behtereva V.M., the outstanding physiologist and psychiatrist. The rarest relics of the past such as notebook of Nobel laureate Landau L., autographs of Nobel laureates Ginzbburg V. and Tamm I. and many other unique items being saved at the museum of history of Kazan university.

Science and education were flourishing during the period of formation of  Russian-Kazakh cultural relationship. Increasing numbers of schools in 19th century contributed to spread of education not only in Russia but also involved in the process other national suburbs.

The demand to educated people emerged inside of Kazakh society. This demand emerged as well as due to strengthening external relationship Khanate with northern neighbors. Khan Zhangir acted actively and visited St. Petersburg, Moscow many times, participated in the coronation of emperor and visited Kazan, Orenburg and Astrakhan. 

In order to promote enlightened lifestyle Zhangir organized meetings of the nobility at the headquarter and called to send their children. Studying of Kazakh children and youth at educational institutions of Russia from the end of the 30s of the 19th century, received public recognition in Bukeeyev Khanate. The integral part of Zhangir Khan's policy became the campaign for the education of children in Russian schools. As an example, which had a strong impact on  Zhangir Khan sent all his children, including girls, to study at Russian institutions. Zhangir Khan's example who gave all his children, including girls, to Russian schools had a strong impact on the population of the Horde.

Zhangir obtained permission to open vacancies on the adoption of young Kazakhs at the institutions of St. Petersburg, Astrakhan, Orenburg and Kazan. One of the most educated Kazakhs in mid-nineteenth century and one of the first graduates of Zhangir's school in the Horde was Babazhanov Muhambet-Salyk. He was elected to the Russian geographical society and awarded with a big silver medal (second Kazakh, who was elected to the Russian geographical society after Ualihanov Sh., and first Kazakh officially awarded with silver medal for scientific works). He wrote: "Until 1801 Kazakh did not understand the word "letter". It seemed to them like some fabulous action, such as soaring through the air. Since the time of transition to the right side of the Urals, we start to understand that the letter is not a myth, but in some cases it is more powerful than verbal expression of desire".

Khan's educational program and purpose of opening the school reflected in his letter to the governor kind Nuralieva Ch. In 1841 Zhangir wrote: "I'm sure you'll use proper diligence and enlighten your family, friends and everyone, that if science now bring a great favor, then our grandchildren would not be able to live well without them. Henceforth who does not know Russian will not be able to work in appropriate position. It is very useful and beneficial to us to have doctors among Kazakhs. Every effort, every distribution of funds will bring a hundred times more results if they will be used for the training of youth. Better to use the money for development of the sciences, noble ideas and honest purpose to people".

Khan's efforts were not in vain. From year to year the number of those wishing to study at a school in the Khan's Horde and in other schools-mektebs of Bukeeyev Khanate increased. Progresses in educational and cultural activities in Bukeyev Khanate during the reign Zhangir influenced to other regions of Kazakhstan.

Influence of Russian culture on Bukeey Khanate went more successfully through getting Russian education by Kazakh children. His effort to promote education were not in vain. He made arrangement of Kazakh youth to study at Kazan university. Since 1877 Kazakh youth began to study at Kazan university. From that time until 1917, 33 people took course, where 20 of them successfully completed their studies.  

Farsighted representatives of Kazakh society opened primary schools-mektebs at the country, where religious teachers from Kazan and Ufa were invited to train. Islamisation of Kazakh society was supported by Kazan's mullah. In Horde were invited mullahs from Kazan and Kazakh youth were sent to religious  schools-madrassas of Kazan. Zhangir during the 20 years of his reign in Bukeeyev Horde reached his aim - "...natural Kazakhs, replaced the mullahs in caravans and main mosque". 

During independencyyears Kazakh historians reluctantly remember Zhangir Khan. Apparently, this is due to past soviet ideology which more than 70 years exploit the theme of class antoganism and put a glorious son of the Kazakh nation as some bloodthirsty exploiter and arrogant, smug, bounded by a feudal outlook. 

Everyone already aware of that the political situation in Kazakh steppe were extremely complicated when Zhangir started his reign.  Due to shortages which were made during the division of land  he was forced to take a number of unpopular methods.

Policies conducted by Zhangir, ultimately resulted in popular agitation 1836-1837 years under the leadership of legendary Isatai Taimanov and Makhambet Utemisov. The rebellion was directed against feudal Kazakh and Russian policies. Zhangir suppressed it with the help of Russian troops. It was not a mistake, but the hardest personal drama and unhealed emotional wound for the young ruler as he experienced the tragedy of his people not less subordinates until the end of his life, as befits a noble by birth, education and human thoughts. This is similarly with situation of Shokan Ualikhanov.

It is pleasant that the Ministry of Education and science, the Ministry of culture of Tatarstan , Kazan university leadership and 1,5 hundreds of Kazakh diaspora of "Kazakhstan" society in the city of Kazan in the face of Batyr Kenjetayev and publicist from Uralsk Zhaisan Akbai pay tribute to Zhangir Khan. Thanks to their common efforts on March 12, 2013 in Kazan federal university inaugurated a memorial plaque to the outstanding Kazakh enlightener of the 19th century , one of the patrons of the University of Kazan - Zhangir Khan. The delegation from Kazakhstan headed by the Governor of West Kazakhstan region N. Nogaev, ambassador of extraordinary and plenipotentiary of Kazakhstan to the Russian Federation G.Orazbakov, the president of Kazan federal university M.Salahov and director of the Institute of oriental studies and international relations L. Latypov were attended the ceremony.

Ahmet Dyusenbayev

Fellow Guardian of museum of the History of Kazakhstan science

RSE "Gylym Ordasy" KN MES


Comments

To leave comment you must enter or register

Главная История Казахстана Казахстан в составе Российской Империи Культура Казахстана в XVIII- начале XX вв Первый казахский просвещенный правитель

Первый казахский просвещенный правитель

28 Ноября 2016
1490
0

 

 

 

6f1d4f8e97f51e34cdd8cb4128c0e6e1.jpg

Жангир хан, чьим основным увлечением была наука, а смыслом недолгой жизни – просветительство, опережал первого казахского ученого Шокана Уалиханова на 34 года, первого казахского педагога Ибрая Алтынсарина – на 40 лет и великого казахского мыслителя Абая Кунанбаева – на 44 года.

В этой прописной истине, не раскрученной у нас по непонятной нам причине, я убедился в прошлом году, оказавшись по случайному стечению обстоятельств в Казанском университете. Директор Национальной библиотеки Татарстана, узнав, что я приехал в университетскую библиотеку имени Н.И. Лобачевского, а работаю в Музее истории казахстанской науки РГП «Ғылым ордасы», мне в тот же день посоветовал посмотреть Музей истории Казанского университета и Национальный музей Республики Татарстан.

Оказалось, что в Казанском университете, созданном в 1804 году, работают 10 музеев: археологии, геологии, ботаники, зоологии, этнографии, истории педагогики, истории университета, казанской химической школы, старинных вещей и музей-лаборатория.

В Музее истории Казанского университета на самом видном месте оформлена галерея портретов почетных членов Казанского университета. Рядом с портретами выдающихся деятелей науки и просвещения России я увидел портрет казахского хана Букеевской Орды Жангира. Там, далеко от Казахстана, воздано должное за его заслуги в области науки и просвещения!

Под впечатлением я невольно вспомнил нашу далекую историю о том, что между казахскими и татарскими народами всегда существовали политические, экономические и культурные связи, что мы раньше имели общую государственность, когда в VI–VIII веках казахи и татары входили в состав Тюркского Каганата. Также в XIII–XIV веках земли Поволжья и Казахстана входили в состав Улуса Джучи, известного в истории Золотой Орды. А в XVII–XVIII веках в башкирских восстаниях вместе с татарами участвовали и казахи.

Также в 1730-1750 годах татарский мурза Алексей Тевкелев вел переговоры с предводителями Малого жуза казахов о принятии ими российского подданства. С конца XVIII века и до начала XX века татарские муллы и купцы внесли огромный вклад в просвещение казахов и развитие экономики городов Казахстана с наличием рыночной инфраструктуры.

Известно, что с 1803 года по 1917 год Казань являлась центром учебного округа. Инспекторы Казанского округа курировали и казахские учебные заведения. В Казанском университете и Казанском ветеринарном институте в XIX-ХХ веках училось много казахов, которые впоследствии стали учеными, государственными деятелями.

В фондах профессоров-тюркологов Казанского университета Н.И. Ильминского и Н.Ф. Катанова хранятся документы по этнографии и фольклору казахского народа, полученные ими от просвещенного, на удивление, казахского хана.

Жангир (1801-1845) – последний хан Букеевской орды 1823-1845 годов, сын Букей хана, правнук хана Абулхаира, настоящее имя – Жихангер, что означает «Покоритель мира». Имя человека многое означает и ко многому обязывает: как лодку назовешь, так она и поплывет.

 

db3b0dcfb63da5534695960e52f0d2ae.jpg

Карта Букеевской орды

Букеевская орда тогда занимала территорию в низовьях рек Урал и Волга. В юности он получил начальное образование у домашнего учителя-муллы, затем воспитывался по настоянию отца в семье астраханского губернатора. Там же приобрел знания по административным методам управления ханством. Он имел великолепное образование: знал русский, персидский, арабский и частично немецкий языки. Польза от образования им осознавалась уже в молодые годы, и намерение об открытии у себя в Орде школы высказывалось в то время, когда не было ни одного дома, даже ханской ставки тогда не существовало.

Современники указывают, что Жангир строго придерживался традиций и обычаев своего народа. Он среди своих – кочевник, в ученой среде – ученый. К его суждениям люди прислушивались с особым интересом и вниманием. Он из общества рабской покорности, из среды жалобных песен во время бесконечных кочевок шагнул в общество потенциальных ученых, составляющих мир мыслителей, государственных деятелей России и Европы.

Жангир общался с выдающимися деятелями науки и культуры Евразии. Хана как образованного правителя высоко ценили энциклопедист Александр Гумбольт, ботаник Карл Клаус, химик А. Бергман, профессор Тартуского университета Ф. Гебель, друг А.С. Пушкина С.А. Раевский, этнограф и сподвижник Г. Карелин.

С Жангир ханом поддерживали отношения лингвист и составитель «Толкового словаря» В.И. Даль, профессор Казанского университета Карл Фукс, государственный деятель Н. Мусин-Пушкин, ученый-путешественник Е. Ковалевский, известные востоковеды В. Григорьев и П. Небольсин, географы Я.В. и Н.В. Ханыковы, антрополог А. Харузин.

Жангир первым из казахских ханов понял, что нельзя более или менее эффективно защищать интересы народа без определенного приобщения к знаниям, к просвещению и культуре. Хан издал предписание, обязывающее правителей родов и старших крупных родовых отделений собирать средства на строительство мечетей с начальными школами – мектебами. Это нашло должное понимание у казахского населения.

Уже к середине 30-х годов XIX века Жангир обдумывает возможность организации центральной школы в ханской ставке. По его замыслу она должна была готовить детей к поступлению в российские специальные учебные заведения. Открытие этой школы состоялось в ханской ставке Орды в 1841 году. Затраты на содержание школы хан взял на себя. До самой смерти, то есть до 1845 года, хан содержал школу за счет своих доходов, сам экзаменовал обучавшихся. По существу он был первым учителем школы, а его помощником в школьном деле – татарин Садриддин Аминов.

Эта школа была единственной в то время во всем Казахстане, следовательно, Жангир был первым казахским просветителем. Школа хана способствовала пробуждению у казахского населения определенной тяги к грамоте, образованию и связи с культурой.

Выпускники школы, оканчивающие Оренбургский кадетский корпус, получали, кроме знаний, офицерские чины. Школа сыграла немаловажную роль в общекультурном движении в Казахстане. Жангир писал: «Я объявляю, что наши дети, обучаясь, узнают все науки для доброго служения обществу. Все это меня радует, ибо доступ к образованию – великое счастье для моего народа».

Жангир хан был сторонником оседлой жизни, ввел частную собственность на землю. Чтобы поднять уровень товарооборота и привлечь большее количество купцов, его торговая политика была направлена на организацию ярмарок. Он в 1832 году в Букеевской Орде организовал торговую ярмарку, создал медицинские отделения, аптеку (1838), архив, карту ханства.

Жангир создал музейную коллекцию предметов быта и истории культуры казахов. В культурной жизни Букеевской орды достойное место занимала «оружейная комната». С нее берет свое начало музейное дело в Казахстане. «Оружейная комната» представляла собой семейно-династическую коллекцию оружия и историческую реликвию, а также ценные документы.

Казанский университет в XIX веке был форпостом российской науки. Поэтому взоры хана были обращены на Казань – университетский город, центр учебного округа, куда территориально относилась Букеевская Орда.

В 1826 году хан Букеевской Орды Жангир на обратном пути из Москвы, куда он был приглашен на коронацию царя Николая I, прибыл в Казань. Жангир начал свое пребывание в Казани с университета. Профессор Карл Фукс рассказывает, что Жангир, осматривая Казанский университет, задавал вопросы скромно, осторожно. Внимание его особенно было привлечено собранием арабских и татарских монет, причем он с удовольствием рассматривал многие арабские и татарские манускрипты, красиво писаные алкораны и печатные книги. Затем хану объяснили назначение глобуса. В зоологическом кабинете Жангир рассматривал чучела птиц и искал кречета, с которым казахи любят охотиться. В разговоре с Карлом Фуксом Жангир высказывал пожелание, чтобы оба его сына, когда подрастут, воспитывались в Казанском университете. «Придет время, – говорил он, – когда наши казахи станут учиться у себя в собственной школе!»

Сопровождавший хана Карл Фукс написал статью «Пребывание в Казани киргизского хана Джангира», опубликовал ее и выслал в Букеевскую Орду.

Жангир хан имел тесные личные контакты с первыми ректорами Казанского университета Карлом Фуксом и Н.И. Лобачевским, состоял в переписке с ними, был меценатом вуза, очень многое сделал, чтобы казахская молодежь могла там обучаться. Он занимался изучением народного творчества и сбором родословных книг казахов, сам написал ряд эпических произведений. 

 

Хан не прерывал контактов с университетом. В 1839 и 1844 годы вновь посетил Казань и подарил библиотеке университета 6 ценных древних рукописей на арабском, персидском и тюркском языках, пополнив фонд библиотеки восточного факультета. Незадолго до своей смерти Жангир отправил в дар университетской библиотеке три редких рукописных сочинения на персидском языке. Во время последнего посещения 1844 года он был на многих обедах, балах и на литературном вечере у Карла Фукса. 

Находясь в Казани, хан Жангир обратился с просьбой к профессору Казанского университета, знаменитому востоковеду Казым Беку, оказать содействие в издании важной для мусульман книги. Он подготовил и издал древнее арабское сочинение «Мюхтесерюль-викгает» («Сокращенное законоведение»), которое считают во всех мусульманских школах-мектебах классическим сочинением. Казым Бек, почитая Жангира как усердного покровителя просвещения, исполнил пожелание хана, за что 18 ноября 1844 года Хан Жангир направил ученому благодарственное письмо, отметив отличное исполнение его просьбы во всех отношениях. Книга была издана впервые на территории Евразии при финансовой поддержке Жангир хана. Знакомство с А. Казембеком переросло в дружбу. Они переписывались. На характер их отношений повлияло и то, что они были ровесниками.

В 1844 году ученые Казанского университета высоко оценили разносторонние знания, мысли и суждения хана Жангира. Учитывая, что Жангир большое внимание уделяет просвещению, активно участвует в исследованиях по восточной истории, ценя его знания и полезные содействия науке, ученые единодушно поддержали решение избрать его почетным членом Казанского университета. Жангир гордился столь почетным званием. Этой чести хан удостоился и за вклад в материальную базу университета. Жангир подарил библиотеке вуза шесть редких рукописей VIII-XI веков. Он был любителем, искателем и знатоком раритетов в этом роде. В числе материалов, переданных ханом, были, в частности, варианты эпических поэм казахов, передаваемых из уст в уста в народе в течение ряда веков.

Полученный им патент-грамоту об этом он хранил в гостиной в почетной рамке. Корреспондент С.-Петербургской газеты «Северная пчела» (1844) сформулировал свое мнение о хане Жангире в следующих словах: «Невозможно не удивляться, встречая почти неожиданно в степном обитателе владетеля, необузданной тайны, человека с таким образованием, каков Жангир. Суждения его и вообще обращение обнаруживают, что он усвоил себе весьма многое из европейской цивилизации».

В Казанском университете по сей день работают актовый зал и аудитория юридического факультета, где слушали лекции студенты Лев Толстой, В. Ульянов (Ленин), А. Рыков. На видном месте музея расположены портреты двух выпускников, а в дальнейшем ректоров Казанского университета: математика, создателя неевклидовой геометрии Н.И. Лобачевского и химика, создателя теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова. Питомцами Казанского университета являются С. Аксаков, В. Хлебников, А.В. Вишневский, А.Е. Арбузов. Абитуриентом университета был А.М. Горький. Здесь довольно рано и часто бывал Федор Шаляпин. Тут имеется комплекс экспонатов выдающегося физиолога, психиатра и психолога В.М. Бехтерева. В Музее истории Казанского университета сохранены редчайшие реликвии прошлого: записная книжка лауреата Нобелевской премии Л. Ландау, автографы лауреатов Нобелевской премии В. Гинзбурга и И. Тамма и много других уникальных экспонатов.

В период становления русско-казахских культурных связей в России расцветала наука и образование. Увеличение количества учебных заведений в XIX веке способствовало распространению образования не только в самой России, но и втягивало в этот процесс национальные окраины.

 

c1b615feb504fc880078213420415ad7.jpg

Первая русско-казахская школа в поселке Урда (бывшая ханская ставка)

Возникла потребность в грамотных людях внутри казахского общества. Такая потребность обуславливалась также усилением внешних связей ханства с северным соседом. Хан Жангир действовал активно и неоднократно бывал в С.-Петербурге, Москве, участвовал в коронации императора, посещал Казань, Оренбург, Астрахань.

С целью пропаганды просвещенного образа жизни Жангир организовывал в ставке собрания знати, призывал отдавать детей учиться. С конца 30-х годов ХIХ века обучение казахских детей и юношей в учебных заведениях России получило общественное признание в Букеевском ханстве. Агитация за обучение детей в российских учебных заведениях стала составной частью политики хана Жангира. Пример самого хана, отдавшего всех своих детей, в том числе девочек, в русские учебные заведения, оказал сильное влияние на население Орды.

Жангир добился разрешения открытия вакансий на принятие молодых казахов в учебные заведения С.-Петербурга, Астрахани, Оренбурга, Казани. Один из образованнейших казахов середины ХIХ века и один из первых выпускников школы Жангира в Орде Мухамбет-Салык Бабажанов, который был избран членом Русского географического общества и награжден большой серебряной медалью (второй казах, избранный в члены Русского географического общества после Ш. Уалиханова, и первый казах, официально награжденный серебряной медалью за научные труды), писал: «До 1801 года казахам слово «письмо» было непонятно. Оно представлялось каким-то баснословным действием как, например, парение в воздухе. С этого времени, то есть с перехода на правую сторону Урала, у нас стали понимать, что письмо не миф, что в иных случаях оно могущественнее словесного выражения желания».

Образовательная программа хана и цель открытия школы отражены в его письме правителю рода Ч. Нуралиеву. В 1841 году Жангир писал: «Я уверен, что вы употребите надлежащие старания и вразумления родных и друзей ваших и всех, кого следует, что если и ныне науки приносят столь великую пользу, то внукам нашим хорошо жить без них нельзя будет. Что впредь безграмотных и по-русски не знающих не будут определять на ответственные должности. Нам весьма полезно и выгодно иметь лекарей из казахов. Всякое старание, всякая издержка денежных средств принесут во сто раз более плода, если они будут употреблены на обучение юношества. Лучше употребить денег на развитие наук, благородных идей и честную службу народу».

Усилия хана не были напрасными. Из года в год число желающих учиться в ханской школе в Орде и в других мектебах-школах Букеевского ханства увеличивалось. Достижения в просветительской культурной деятельности в Букеевском ханстве в период правления Жангира оказали влияние и на другие регионы Казахстана.

 

2bf58669dd7f7165a261b0379be67c88.jpg

Памятник Жангир хану в Уральске 

Влияние культуры России на Букеевское ханство более успешно шло по линии получения русского образования казахскими детьми. Его усилия по распространению просвещения не пропали даром. Он добился устройства казахских юношей на учебу в Казанском университете. С 1877 года в Казанском университете начала учиться казахская молодежь. С этого времени по 1917 год здесь проходили курс 33 человека, 20 из них успешно завершили учебу.

Дальновидные представители казахского общества открывали у себя начальные школы-мектебы, в которых вели обучение приглашенные духовные учителя из Казани и Уфы. В исламизации казахского общества определенную поддержку оказали руководители духовенства Казани. В Орду были приглашены муллы из Казани, казахские юноши направлялись на учебу в духовные школы-медресе в Казань. В течение 20 лет своего правления в Букеевской Орде Жангир достиг цели – «…природными казахами, заместил мулл при кибитках и главной мечети».

В годы Независимости казахстанские историки неохотно вспоминают Жангир хана, видимо, под прессом груза прошлого, так как советская идеология более 70 лет эксплуатировала тему классового антагонизма и выставила славного сына казахского народа неким кровожадным эксплуататором и спесивым, самодовольным, ограниченным по кругозору феодалом.

 

18d52002c96ca66d0a5192b69c4252af.jpg

В Казани почтили память казахского просветителя

Всем давно уже известно, когда Жангир приступил к управлению ханством, политическая обстановка в казахских степях была крайне запутанной. В связи с недостатками, допущенными при разделе земель, он был вынужден предпринять ряд непопулярных мер.

Политика, проводимая Жангиром, привела в итоге к народному волнению 1836-1837 годов под предводительством легендарных Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова. Восстание было направлено против казахских феодалов и политики России. Жангир подавил его с помощью российских войск. Это было не ошибкой, а тяжелейшей личной драмой и незаживающей душевной раной для молодого правителя, так как он переживал трагедию своего народа не меньше подданных до конца своей сознательной жизни, как подобает благородному по крови,  воспитанию и в помыслах человеку. Точно так же, как Шокан Уалиханов.

 

Если в 1801 году не было бы хана Букея, если 1822 году не было бы его сына – хана Жангира, тогда сегодня западная граница суверенного Казахстана проходила бы по серединной линии реки Урал, а наша республика в 1991 году не смога бы оказаться трансконтинентальным Евразийским государством. Они решили эти сложнейшие головоломки и труднейшие территориальные вопросы с метрополией дипломатическим путем.

Благодаря одному человеку – правителю Букеевской орды Жангир хану – стало возможным возникновение в Казахстане первой школы европейского образца, первой архивной службы, первого казначейства, первого музея, первой аптеки, открытие больницы, мечети, учреждение надежного почтового сообщения и внедрение делопроизводства,  «зеленого оазиса» в пустыне – соснового бора. С его именем связано развитие медицины, судопроизводства, торговли. Букеевское ханство в составе Российской империи сохраняло самостоятельность в решении вопросов внутреннего управления и хозяйственного устройства. Это удалось благодаря прозорливости и дипломатическому таланту хана.

В 2001 году в пределах Западно-Казахстанской области отмечали 200-летие Букеевской орды и 200-летие последнего казахского хана Жангира. Говорили о том, что именно в Букеевской орде два века назад было положено начало современной казахстанской государственности.

8505a0ebfff85e39a9588ff2ed24c549.jpg

Мемориальная доска в Казанском университете

Отрадно, что Министерство образования и науки РТ, Министерство культуры РТ, руководство Казанского университета и 1,5-тысячная казахская диаспора Общества «Казахстан» города Казани в лице Батыра Кенжетаева и публициста из Уральска Жайсан Акбай отдают дань уважения хану Жангиру. Благодаря их общим усилиям 12 марта 2013 года в Казанском федеральном университете состоялось торжественное открытие мемориальной доски выдающемуся казахскому просветителю XIX века, одному из меценатов Казанского университета – Жангир хану. В церемонии приняли участие делегация из Казахстана во главе с акимом Западно-Казахстанской области Н. Ногаевым, Чрезвычайный и Полномочный Посол РК в РФ Г. Оразбаков, президент Казанского федерального университета М. Салахов и директор Института востоковедения и международных отношений Л. Латыпов.

Ахмет ДЮСЕНБАЕВ

Научный сотрудник-хранитель

Музея истории казахстанской науки

РГП «Ғылым ордасы» КН МОН РК

 

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь