«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

ЖАЛАНТОС БАХАДУР ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДКОМ АЙТЕКЕ БИ

6163 0
ЖАЛАНТОС БАХАДУР ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДКОМ АЙТЕКЕ БИ
Жалантос Батыр родился в присырдарьинских землях в 1576 году, в родовых кочевьях рода Торткара (Алимулы). Он является предком Айтеке би

«Мы недавно посетили Узбекистан. И прочитали надпись: «этот молитвенный дом был построен по приказу Алышына Жалантоса Бахадура» на стенах некоторых старинных зданиях Самарканда. «Кто этот Жалантос?» Зауре, Сауле и Гулим Оразбековы. Город Алматы. Имя Жалантоса очень часто встречается в исторических письменных сведениях и в казахском народном фольклоре.

 

Если в казахском фольклоре Жалантоса изображают как современника центрально-азиатских героических эпосов как Манас, Алпамыс, Коруглы и Рустем, то известный ученый, член корреспондент Академии наук Казахской ССР Акжан Манашов в своей книге «Наш Фараби» рассматривает его в качестве современника великого мыслителя. На самом деле, кто такой Жалантос? Какое он имеет отношение к мавзолеям в Самарканде? Жалантос родился  в 1576 году  в присырдарьинских землях. Он является предком Айтеке би. Отец Жалантоса Сеткул-кази, был зажиточным и влиятельным человеком в этих землях, и пользовался большим авторитетом. Авторы четырехтомной книги «История мировой архитектуры», изданной в Москве, к имени Жалантоса добавили слово «алшын». Его суть такова. Род батыра –алшын, а дальше – торткара. Во многих исторических письменных сведениях Жалантоса называют ложными именами: “Шері Қыпшақ ер» (Воин Кыпчак), “Асад шері” (воин асад) (асад – по арабский «лев») “Əсет сері” (Асет сери).

Жалантос с детства познал нищету. В возрасте 12 лет он поступил на службу к Динмухамед хану. В мечети он получил свое первое образование. В результате Жалантос очень рано научился науке управления и военному делу. В 1593 году в возрасте 17 лет Жалантоса избрали бием части родов алимулы. Автор книги «Тарихи-Кыпчак» Кыпчакхан описывает военные походы Жалантоса против персов. Роды Младшего жуза, в частности алшыны, освободившись от влияния династии Хромого Тимура, совершают длительные походы с целью захвата Кабыла, Мешхета, и даже Герата. Эти походы алшынов возглавлял батыр Сейткулулы Жалантос. Очень частые победы Жалантоса преподносили ценные подарки в Самарканд из Индии, Ирана, Афганистана, Кашкарии, Хорезма, Джунгарии, Тибета. Но эти войны не принесли результатов. Потому что, в 1635 году на юго-восточной границе Казахстана обосновалось новое феодальное государство – Джунгарское ханство и начало свои ожесточенные бои против казахских городов, расположенных вдоль Сырьдарии. Казахский народ попал в трудное положение. Джунгары участили свои набеги на казахские земли. Известно, что казахскую национально-освободительную борьбу, продолжавшуюся  полтора века, возглавляли такие батыры как Каракерей Кабанбай, Канжыгали Богенбай, Шакпак Жанибек, Куттыбай,  Райымбек, Шынгожа. В юношеском возрасте Жалантос отличался стойкостью и военным прагматизмом, и получил титул батыра. А за успешные сражения с джунгарами получил высшее почетное звание — титул «аталык». В 1640-м году войско под предводительством Жалантоса разбило джунгаров, вторгшихся на земли казахов. В дальнейшем Жалантос получил чин туменбасы (командующего 10-тысячным отрядом). Военная экспансия джунгар не прекращалась и в дальнейшем джунгары осуществляли опустошительные набеги на земли Жетысу. Жалантос пришел на выручку своим сородичам во главе 30-тысячного прекрасно вооруженного контингента из Самарканда. Войско Жалантоса помогли освободить Семиречье от вторгшихся джунгар под предводительством Батура-хунтайджи.

 Жалантос был известным не только ратными подвигами. Он много уделял строительству новых сооружений и поддержке искусства. Так, например, в самом сердце Самарканда, на площади Регистан Жалантос построил медресе «Ширдор» («Львиное медресе»), который стал историческим и культурным памятником. Также он построил в Самарканде медресе «Тилла кари» (Украшенное золотом). Эти архитектурные сооружения являются украшением современного Самарканда и привлекают туристов со всего мира. В истории архитектурного искусства всего Востока эти здания по мастерству исполнения занимают высокие места. Строительство медресе Тилля-Кари началось в 1646 году на месте построенного ещё в XV веке и сильно обветшавшего караван-сарая Мирзои с частичным использованием его фундаментов и стен. Строительные и отделочные работы продолжались 14 лет и были завершены в 1660 году. Медресе Тилля-Кари расположено в северной части площади Регистан и завершает обращённый на юг архитектурный ансамбль из трёх медресе. Оно представляет собой квадратное в плане сооружение общей площадью 75х75 метров. Изменение пропорций главного фасада имело и другое следствие: будучи центральным элементом композиции, медресе Тилля-Кари в то же время не выглядит таким же массивным и не приковывает к себе лишнего внимания, как бы являясь фоном для двух других более монументальных медресе. 

В настоящее время, традиционный образ Самарканда, превратившегося в один из туристических центров, украшают здания, построенные Жалантосом. На их воротах имеется таблички с надписью: «Здание построено по приказу Алшына Жалантоса Бахадура». Именно эти таблички и вызвали интерес сестер Оразбековых. Эти здания находятся под покровительством правительства.

На развитие архитектурного искусства Средней Азии повлияли и кочевые народы, населявшие Казахстан. Это влияние не ограничивается наследием Жалантоса. В связи с частыми походами Жалантоса против джунгар, строительство медресе “Тилля кари” осталось незаконченным.  

Жалантос батыр умер в 1656 году, в возрасте 80 лет. Он похоронен в 12 км от Самарканда в мавзолее Дагбит кыстагы. (Казахская Советская энциклопедия, 4 том). Потомки Жалантоса бахадура живут и по сей день. Один из них – Ораз Баймурзаев, архитектор, унаследовавший путь своего предка Жалантоса батыра, главный архитектор города Алматы, лауреат государственной премии Казахской ССР, автор академического драматического театра имени М. Ауезова, депутат Верховного Совета Казахской ССР.

Казахская литература. 7 октября  1988 г.

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
Бас редакторға сұрақ +7 707 686 75 81
Қазақша Русский English