Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Казахские ханские тамги-печати

4166
Казахские ханские тамги-печати  - e-history.kz
Прототипами современных гербов являются гербовые печати, тамги. Тамги употреблялись в виде печатей взамен подписей

В традиционном казахском обществе сформировался свой набор элементов, которые подчеркивали привилегированный статус социальных групп. В него входили одежда, оружие, юрта, конское снаряжение, ювелирные украшения и другие предметы. Среди всех этих предметов первостепенное ориентировочное значение внутри казахского социума имели верхняя наплечная одежда, головной убор, сабля, перстневые печати и тамги.

Важным знаком отличия аристократической элиты казахского общества от других социальных групп кочевников были прикладные металлические печати. Они изготавливались в основном в виде крупных серебряных перстней миндалевидной формы с изящным декором, на наружной поверхности которых зеркальным способом вырезались полные имена владельцев печатей и их титулованных отцов. Эти удостоверительные знаки употреблялись казахскими правителями для заверения различных актовых документов внутреннего пользования и международных договоров.

Миндалевидные металлические перстни-печати (бабами мухр), надевавшиеся на большой палец правой либо левой руки, производились как степными мастерами-зергерами, так и придворными ювелирами среднеазиатских ханств и дарились бухарскими и хивинскими ханами казахским правителям. С 30-х годов XVIII века они стали создаваться большей частью в России и вручались оренбургскими чиновниками в составе обязательного подарочного комплекта вещей казахской знати. Царская пограничная администрация в Оренбургском крае, стремясь строго контролировать политическую деятельность правящей казахской элиты, целенаправленно взяла на себя миссию изготовления этих семантических предметов для нее. Однако полностью поставить процесс создания ханских и султанских печатей под свой административный контроль оренбургским чиновникам не удалось, подтверждением чему может случить параллельное употребление отдельными степными султанами официальных российских образцов персональных удостоверительных знаков и других печатей местного или среднеазиатского производства, в которых их собственные имена фигурировали в сочетании с ханским титулом.

Именные печати изготавливались большей частью из чистого серебра, реже - из золота. Золотые печати, как правило, не употреблялись для заверения писем и других документов, а имели значение престижных ювелирных украшений, полученных в дар от российского сюзерена или среднеазиатских ханов в знак признания высокого статуса облагодетельствованного ими степного правителя.

 

Перстень-печать Абылай-хана. Реконструкция, Акмолинский областной историко-краеведческий музей.

 

Главными атрибутами привилегированного социального положения аристократической элиты казахов в перстневых печатях являлись их форма и декор. Особенно важное семантическое значение имела общая для всех представителей султанского сословия миндалевидная форма металлической матрицы перстня-печати. Именно этот символический знак в первую очередь имел ввиду в 1826 году военный губернатор Оренбургского края П.К. Эссен, когда сообщал в своем донесении управляющему МИД графу К.В. Нессельроде, что

золотые и серебряные печати, жалуемые киргизским султанам и старшинам, служат сколько наградою по степени усердия и услуг, ими оказываемых, столько же и отличием их званий самою формою, какую они имеют. По обычаю, издревле у них введенному и как бы законом или признаваемому, печати, у коих вверху один угол острый, а продолженные бока его к к низу сходятся и образуют полукруг, означают достоинство султанское, то есть княжеское. Те же, коих форма четырехугольная, круглая или овальная, показывают звание старшин. Посему султаны никогда не прикладывают к своим бумагам печатей сей последней формы, почитая себе неприличным, и лучше ставят тамгу, если не бывает у них печати с одним острым углом, султанской называемой.

По степной традиции миндалевидный щиток перстня обычно разделялся на две равные части: верхнюю, с заостренной верхушкой и нижнюю, представляющую собой правильный полуовал или полукруг. В верхней части щитка на самом верху матрицы располагался титул владельца печати - хан или султан, а немного ниже - его собственное имя и удлиненным знаком по горизонтали - почетное звание бахадур. Ниже этого разделителя помещались имя и титул отца владельца печати с указанием прямого родства обоих лиц. Несмотря на то, что арабские буквы и слова своеобразно переплетались между собой и создавали изощренную, на первый взгляд, конфигурацию знаков, тексты печатей легко поддавались прочтению.

Тамги султана Ишмухаммеда Айтанова на прошении о принятии Российского подданства. 1852 год

Крупные черные пятна миндалевидного щитка перстня-печати украшались мелкими ободками и изящными розетками, общий контур поля окаймлялся орнаментальными узорами разных видов и обводился по краям одной или двумя тонкими линиями, повторяющими его очертания. Благодаря присутствию всех этих декоративных элементов в оформлении матрицы именные печати казахских ханов и султанов являлись, с одной стороны, их сословными и личными удостоверительными знаками, а с другой - произведениями ювелирного искусства.

Личные печати биев и старшин трех жузов, традиционно избиравшихся из социальной группы «черной кости», по своему внешнему виду существенно отличались от печатей представителей привилегированного сословия торе. Для них были характерны исключительно овальная, круглая, квадратная либо прямоугольная формы щитков, простота исполнения слов, отсутствие художественных достоинств в оформлении общего фона надписей.

Как и рассмотренные выше элементы одежды и именные сабли казахской знати, персональные перстневые печати строго специфической формы и художественного оформления имели четко выраженное символическое значение внутри Степи и в сфере внешних контактов их носителей с иностранными соседями. Сам факт обладания такой печатью свидетельствовал о высоком социальном статусе ее владельца в казахском обществе и присущих этому лицу особых преимуществ в сфере управления родовыми и родоплеменными группировками кочевников. При этом именные печати являлись не только показателем привилегированного положения степной элиты «белой кости» среди казахов, но и ценными ювелирными изделиями.

В XVIII - первой четверти XIX веках высококачественные дорогие ткани импортного производства, меха редких пушных зверей, роскошное декоративное оформление разных элементов верхней одежды, именные сабельные комплекты, отделанные благородными металлами и драгоценными камнями, серебряные миндалевидные перстни-печати являлись внешними знаками отличия именно наследственной аристократии трех жузов, которые ярко символизировали ее высокий формальный статус в кочевом обществе казахов. Это было обусловлено исключительными прерогативами знати «белой кости» в сфере регулирования взаимоотношений подвластных ей степных родоплеменных объединений с соседними государствами и народами и большим дефицитом престижных материалов и готовых изделий на меновых дворах приграничных городских центров Средней Азии, Южного Урала и Западной Сибири.

Во второй половине XIX - начале XX веков в связи с проведением царским правительством глубоких административно-политических преобразований в регионе, интеграцией всех сословно-корпоративных групп казахов в общероссийское геополитическое и экономическое пространство и углублением процессов имущественной и социальной дифференциации в кочевом ауле вышеуказанные составные части степного костюма и элитные вещи-знаки во многом утратили свое былое семантическое значение и стали маркировать теперь уже не принадлежность их владельцев к «благородному» сословию, а главным образом материальный достаток этих индивидуумов.

Материал подготовил Арман СУЛЕЙМЕНОВ

На главном фото тамги-печати казахских султанов

Использованы документы из сборника «Эпистолярное наследие казахской правящей элиты 1675-1821 гг.», составитель И.В. Ерофеева, Алматы, 2014.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?