Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

История освоения Прииртышья казахами в ХIII - XVIII вв.

3046
История освоения Прииртышья казахами в ХIII - XVIII вв. - e-history.kz
Омский уезд Акмолинской области, входивший в район Среднего Прииртышья, издревле стал заселяться многочисленными тюркскими племенами, предками современных казахов.

 

Жители этого региона находились в постоянном контакте с населением Северного, Центрального, отчасти Восточного Казахстана. Ранее всех, примерно в XI веке, этот регион уже населяли кыпчаки [1].

К примеру, судя по материалам полевых исследований жители аула Бозан Русскополянского района Омской области считают, что их родовому зирату (родовому захоронению) подрода сагал-кыпчаков – более 600 лет!

На рубеже XIII века в связи с возвышением и военными походами Чингисхана многие тюркоязычные племена нашли прибежище на территории Западной Сибири [2].

Одним из крупнейших этнополитических образований Западной Сибири было объединение тюркоязычных племен на территории Среднего Иртыша, Тобола, Ишима и Туры, в котором главенствующую роль играли кереиты. Это отмечает один из известных исследователей родоплеменного состава казахов Среднего жуза Муканов М.С.:

«В начале XIII века кереи бежали в степи Северного Казахстана под ударами Чингисхана… жестокость монголов вызвала бегство некоторой части кереитов со старых кочевий. Многочисленные роды кереитов двинулись вниз по Иртышу, от его истока вплоть до реки Оми, оседая в различных местах долины Иртыша, а также на запад от него, вплоть до кочевий племени аргын и кыпчак» [3]

О том, что предки казахских родов Керей и Уак начали заселять юг Западной Сибири еще в начале XIII века, свидетельствует и некоторые материалы из устного народного творчество казахов, в частности, поэма «Елимай», написанная по некоторым данным казахским батыром жырау Кожабергеном Толыбайсыншыулы. Поэма была написана по горячим следам «Годов великого бедствия» [4]

Ввиду того, что этот уникальный памятник устного народного творчества, в угоду идеологической конъюнктуры советского периода, не был введен в научный оборот, мы решили восполнить данный пробел. Приведем в качестве вспомогательного исторического источника наиболее ценные, на наш взгляд, моменты:

 

«… Тұтас ел бытырамай орнаған бақ

Баласы Орта жүздің Керей-Уақ

Құт қонып, Қыдыр дарып ерте кезден

Мекенді Сібірді олар тұрған ұзақ

Тоғайын Омбы өзені жұртым қыстап

Баптаған алғыр тазы, бүркіт ұстап

Бес жүз жыл Керей қоныс еткен Сібір

Қорғаған жаудан халқын қару ұстап

Ертіске екі беттеп елім қонған

Төскейге қоймен жылқы, түйе толған...» [5]

 

 

Вышеприведенные строки из поэмы свидетельствуют о кочевании в начале XIII века кереев и уаков не только по берегам Иртыша, но и реки Омь (Омбы). (Бес жүз жыл Керей қоныс еткен Сібір). Видимо, кереи и уаки продолжали кочевать в районе Среднего Прииртышья до рубежа XVII-XVIII веков, пока они не были оттеснены вторжением калмыцких полчищ. О кочевании кереев по Тоболу, Туре и Оми вплоть до самого нашествия калмыков, упоминает и исследователь этнической истории тюркоязычных народов Западной Сибири Н.А. Томилов.

В начале XIII века казахи-кереи, потеряв берега Иртыша и Оми, были вынуждены с боями отступить на Запад к Есильколю (В настоящее время Исилькуль – одноименный районный центр на западе Омской области Российской Федерации.) и держать там оборону от наседавших калмыков:

 

«... Керейден Омбы өзенің тартып алды

Ертіске орнап қалмақ жатып алды

Көк шалғын қазақ жерін қанға бояп

Жауздар сахарамды асыр салды...

... Бес ғасыр ата-бабам қоныстанған

Орманда іші алаңға қыстау салған

Ертіске Омбы өзені құяр жерін

Айнала тоғайын қалмақ алған...

... Амалсыз Ертіс ойын тастап шықтық

Дұшпанның бой бермесін әбден ұқтық

Ор қазып Есіл көлде жолын бөгеп

Соғысып қолма қолда Қалмақты ұттық...

... Етпеуге жан шығын көңіл бөлдім

Тастауға Омбы өзенің ақыр көндім

Оқ тиіп Есілкөлде қос тұлпарға

Қасқа-ат пен Торы-ат басын жерге көмдім...

... Дұшпанда кетсе дағы жұрттың кегі

Тоқтады жау Есілкөлден өтпей бері

Бұл майдан екі жаққа да ауыр соғып

Ат пен көп төгілді ердің тері...» [5, c.3]

 

 

Кстати, автор упоминает о погребении в районе Исилькуля двух своих скакунов-тулпаров-Каска-ата и Тор-ата (Оқ тиіп Есілкөлде қос тұлпарға, Қасқа-ат пен Торы-ат басын жерге көмдім) из наших полевых материалов следует, что на территории современного Исилькульского района Омской области есть до сих пор есть аулы Каскат и Турат, название которых жители аулов связывают с погребением там голов двух лошадей [6].

Об отступлении на запад казахов-кереев, отмеченных в поэме, пишет и М.С. Муканов: «Присоединение Сибири к России, нашествие калмыков в казахскую степь вызвали перемещение казахского племени кереев, некогда обитавших по Тоболу, Туре и Оми, как об этом говорится в «Сибирской летописи», откочевали и обосновались южнее Сибири, заняв территории Северного Казахстана. После изгнания джунгар часть родов племени керей, снова заняли отдельные места в долине Иртыша» [3, c.36].

О кочевании в первой половине XVI века казахов-кереев из подродов Есбола и Есеналы на территории Омского уезда, свидетельствует еще один памятник устного народного творчества – «Айтыс Жолдыбая и Баймагамбет-кожи» [7, с.18-23].

В силу того, что этот уникальный айтыс почти не введен в широкий научный оборот, мы решили привести краткое содержание и основные выводы по этому документу, которые имеют самое непосредственное отношение к нашей теме. Рассматриваемый айтыс был записан автором на территории современной Омской области у известного фольклориста Рахимжана Абдрахманова, уроженца аула Отын уйген Пристанского совхоза Таврического района Омской области. Сам же айтыс проходил в 1914 году между известными на весь Омский уезд поэтами-импровизаторами Жолдыбаем из рода Керей и Баймагамбетом-кожа.

Интересна предыстория этого айтыса. Незадолго до айтыса небольшая группа паломников из Омского уезда отправилась в хадж в священные для мусульман места - Мекку и Медину. Среди паломников был отец некого Орынбая – престарелый Абан. Возвращаясь из хаджа, еще находясь в дороге, Абан тяжело заболел. Двое его земляков-родственников, нисколько не сомневаясь в том, что больному осталось жить считанные дни, оставили его на произвол судьбы. Вернувшись домой, они сообщили Орынбаю о смерти отца на святой земле и что они, с почестью похоронив его, привезли принадлежащие ему вещи и деньги. Сын «умершего» Абана, Орынбай, поверив в искренность их слов, устраивает пышные поминки. Однако накануне «сороковины» в дом заявились другие кажы Омского уезда: Енсебай из аула Састомар, Жексен из аула Керейбай, Муса, Жалпак, Мусек, Когабай, Абдеш, Теке и Тасболат. Они-то и передали личное послание его отца, с просьбой наказать родственников, бросивших его больного на произвол судьбы, так, чтобы они стали «живыми покойниками» («тірі өлік»).

Не долго раздумывая Орынбай обратился к Жолдыбай-акыну сочинить в адрес обидчиков отца стихи о человеческом коварстве, предательстве и лжи, недостойного высокого звания «кажы». И на одном из тоев, где собрались почтенные люди со всей округи, были произнесены гневные стихи – обвинения в адрес мирно сидевших и не о чем не подозревавших двух кажы.

Уйдя с того тоя опозоренными, они предприняли ответный шаг: попросили за вознаграждение другого, не менее известного поэта Баймагамбета-кожу в стихотворной форме достойно ответить «выпадам» их обидчика Жолдыбая. После написания ответного стихотворения, дело начинает принимать «личностный» характер. И начинают они с традиционного в таких случаях «копания» своей и соперника родословной. Опуская маловажные, на наш взгляд, моменты айтыса, мы приведем те из них, которые высвечивают отдельные стороны из истории омских казахов. Айтыс начинает Баймагамбет-кожа:

 

«... Төрт шармен атам Қожа Әшми Ғизат

Төрт жүз жыл жеті атаңа қылдым сүннәт

Қазағым түбің қалмақ байқа өзіңді

Жолдеке, пікірім соғар, тіліңді тарт...

 

Жолдыбай: ... Жеріңе жеткіземін мен қара сарт

Халқыма сөз тигізбей тіліңді тарт

Қ...ңе көк найза алып түсейін

Қысылсаң Қоқаңына қосынды тарт...

 

Баймагамбет-кожа: ... Пара жеп, құдай сақтар, ант ішейік,

Бекер қорқып тоқталман қан ішейік

Өзінің Есболыңнан жау шыққан соң

Бекерге мен тоқтаймын кімді сыйлап

Қожа жоқ жаңа шыққан затым сұрап

Төрт жүз жыл жеті атаңа пір болып ем

Енді сүәл қыласың мені сынап

Бұрыннан қайда жүрген бұл өнерін

Құм болар айтсаңдағы бұл жігерің...»

        

 

Не придираясь к отдельным словам-эпитетам поэтов-импровизаторов, остановимся лишь на некоторых из них. Например, Баймагамбет-кожа на оскорбления Жолдыбая / Қ...ңе көк найза алып түсейін Қысылсаң Қоқаңына қосынды тарт.../ отвечает, что его предки служили предкам Жолдыбая в качестве духовных учителей вот уже 400 лет («Төрт жүз жыл жеті аңана пір болып ем»).

Если айтыс проходил в 1914 году, то нетрудно подсчитать время, когда предки поэта Баймагамбета начали миссионерскую деятельность среди омских казахов-кереев. Эта будет 1514 год. В грамотности ходжей можно не сомневаться, потому что с их именем в степи олицетворялось не только распространение ислама, но и грамотности. Они не только знали время начала миссионерской деятельности своих предков, но и прекрасным образом знали родословную тех казахских родов, среди которых распространяли мусульманское вероучение («Өзінің Есболыңнан жау шыққан соң»).

Но выражение «Төрт жүз жыл жеті аңана пір болып ем» заставляет нас усомниться в «400 лет».

Если понимать выражение «семь предков» («жети ата») в прямом смысле, то простой подсчет приведет к тому что из 400 лет останется чуть более 200. Видимо, данное выражение следует понимать просто как слово «предки». Ведь число «7» у тюркоязычных народов, в том числе у казахов – слово священное и магическое [8].

Наконец, следующие выдержки айтыса более или менее лучше проясняют ситуацию Баймагамбета-кожа:

 

«... Құдайберді, Құдас пен Бұрас-Құрман

Әкелген Түркістаннан сонау пірін

Сөзінен кім қашады жанды қорттап

Журушедім жаманыңды бұрын қымтап

Есбол мен Есеналы болмасаң

Мен жүрмін егізімнің сыңарындай»

 

Здесь упоминаются имена Құдайберді, Құдас, Бұрас и Құрман, которые якобы привезли его далеких предков из Туркестана, а также имена – Есбол и Есеналы, потомками которых считают себя часть казахов-кереев Омской области [9]

И чтобы эти имена не повисли в воздухе, обратимся к генеалогии омских казахов-кереев:

 

 

Керей

|

Тырышы

|

Беке

|

Смаил

                                                                                            |

  |       |          |          |

Тезғай    Ақсары      Құрсары      Жарылкас

 |

                                                                   ____________________________

            |              |

           Есбол           Есеналы

                                                                                          |              |

                                                                _______________         __________                                

     |   1. Сақал                                                                  |        1. Құдайқұл

     |   2. Сары           |  2. Құдайберрді

     |____ 3. Дуадақ          |___ 3. Құдас

       4. Төбет             4. Жініке

       5. Бұрас             5. Майбасар

       6. Құрман

 

 

Как мы видем, данное шежире содержит вышеуказанные имена, причем, Есбол и Есеналы даны как родные братья. Ту же информацию мы черпаем из айтыса (...Есбол мен Есенала болмасың, Мен жүрмін егізімнің сыңарындай). И в айтысе, и в шежире встречаются имена Құдайберді, Құдас, Бұрас и Құрман. Причем, первые как дети Есеналы, вторые – Есбола. Простой арифметический подсчет времени от сегодняшних дней до времени Есбола и Есеналы, опираясь на продолжение этого шежире дает нам цифру более 450 лет.

Теперь осталось территориальная и географическая привязка. Куда же Құдайберді, Құдас, Бұрас и Құрман привезли предков Баймагамбем-кожи? По данным Кайкена Шарипова – знатока истории рода керей, потомки одного из сыновей Есбола – Сары, приходящиеся родными братьями Бурасу и Курману, в XVI-XVII веках кочевали по обеим берегам Иртыша на территории двух районов сегодняшней Омской области – Черлакского и Таврического в 100-150 километрах от Омска вверх по Иртышу. Это подтверждается и наличием соответствующей топонимики: Байсары – сегодняшнее село Тихвинское Павлоградского района Омской области, Кайдауыл (сын Сары) – аул на территории того же Павлоградского района, расположенного недалеко друг от друга.

Таким образом, данные айтыса Жолдыбая и Баймагамбет-кожи, подтвержденные генеалогией (шежире) омских казахов, данными по топонимике, а также историческими преданиями, дают нам некоторую возможность реконструировать отдельные фрагменты из истории казахов Омского Прииртышья и казахского народа в целом.

Первое. Очевидным фактом является то, что к началу XIII века на территории юга Западной Сибири уже кочевали племена аргын и кыпчак, и к этому времени к ним присоединилась часть кереев, оказавшихся в районе Прииртышья во времена завоевательных походов Чингисхана и разрушения государства найманов и кереитов.

Второе. В начале XVI века на территории современной Омской области (в южных районах) кочевали казахи из рода Керей (подроды Есеналы - Есбол). Кроме того, в это время среди населения вели миссионерскую деятельность ходжи, привезенные из района Туркестана.

Таким образом, комплекс письменных и фольклорных источников свидетельствует о том, что земли, вошедшие в состав Омского уезда Акмолинской области, была издревле населены казахами и их предками. Более древними насельниками Омского уезда были кыпчаки, аргыны, кереи, появление которых здесь фиксируется XIII веком, а с начала XVI века появились представители ходжей, не входивших в родоплеменную структуру казахского народа [10].

Позднее сюда откочевывали и другие родовые группы, например, в середине XVII века казахи из рода караул (племени Аргын) заселили западную часть Омского уезда [9, с.10].

Приход же остальных казахских родов Омского уезда, вероятнее всего, связан с уходом джунгар с района Среднего Прииртышья. Не лишним будет заметить, что в литературе нового и новейшего времени представлено немало фактов, свидетельствующих о появлении казахов не только в Омском уезде, но и в южных районах Западной Сибири задолго до русской колонизации. Из относительно «свежих» публикаций на эту тему можно отметить работы Тлеке Жениса «Шежіре: Ертіс-Баянаула өңірі».

28 августа 1740 года Акт о союзе с Россией скрепили своими подписями хан Среднего жуза Абулмамбет и его родственник султан Абылай. Вместе с ними приняли присягу и 128 крупнейших родоправителей Среднего жуза [12].

Надо заметить, что от Среднего жуза присягу принимали, прежде всего, казахи, жившие главным образом вблизи Пограничной линии (Староишимская и Иртышская): «кереи, расселявшиеся в низовья реки Ишим и вдоль Горькой линии, а также омские казахи, состоящие из родов керей и кыпчак, а также казахи Иртышской линии» [12, с.65].

Вряд ли можно оспаривать то обстоятельство, что «верноподданность» казахов Среднего жуза, кочевавших вблизи линии, состояла на хозяйственных интересах и торговых расчетах [13].

В 1716 года на левом берегу реки Оми на месте традиционного кочевья казахов подрода Ашамайлы племени керей была построена военная крепость Омская, а местные казахи продолжали называть это место «Омбы».

 

З.Е. Кабульдинов,

д.и.н., профессор

 

Список использованной литературы:

1.Муканов М.С. Этнический состав и расселение казахов Среднего уезда. Автореферат… канд.ист.наук. – Алма-Ата. – 1972 – с.2).

2.История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней в пяти томах. – Алма-Ата. – 1979. – Т.2 – с. 183-184.

3.Муканов М.С Этнический состав т расселение казахов Среднего жуза. - Алма-Ата. – 1974. – с.29-32).

4. Ныгмет Мынжан. Казакстаннын кыскаша тарихы. – Алматы. – 1994. - Алма-Ата. – 1994 – с.274.

5.Қожаберген Толыбайсыншыұлы Елімай// Қызыл Ту/ Павлодар облыстық газет/ - 1990 – №205-с.3.)

6.Полевые материалы автора, 1988.

7.Кабульдинов З.Е. Айтыс у казахов Омского Прииртышья, как исторический источник// Социально-политические и демографические аспекты развития Казахстана (Межвузовской сборник научных трудов). – Алматы – 1995 – с. 18-23.

8. Сыроежкин К.Л. Казахи в КНР: Очерки социально-экономического и культурного развития. – Алматы. -1994. – с.101-102

9. Материалы по киргизскому землепользованию, собранные и разработанные экспедицией по исследованию степных областей Акмолинской области. Омский уезд. Т.2. – Омск. -1902. -Приложения (схема родов). - с.43

10. История Казахстана: Очерк. – Алматы. – 1993. – с.195-196 2. Материалы по киргизскому землепользованию… Примечание к пообщинным таблицам Омского уезда. – с.10

11. Тилеке Жеңіс. Шежіре: Ертіс-Баянаула өңірі. - Павлодар. -1994.- 26.б. ,

12. История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней в пяти томах. – Алма-Ата. – 1979. – Т.3. – с.63.

13. ГАОО РФ. – Ф.3.Оп.2. – Д.2860. – Л.5.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?