Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Народному цирку «Балдырган» - 50 лет!

1256
Народному цирку «Балдырган» - 50 лет! - e-history.kz
У цирка есть одно волшебное свойство. Он никого не оставит равнодушным, ни взрослого, ни ребенка

Зал Дворца школьников им. М. Утемисова был полон зрителей. Все пришли поздравить любимый цирк с днем рождения. А гостей было много! Руководство Дворца школьников поздравило коллектив цирка с полувековым юбилеем.

Перед началом выступления порталу NDH удалось взять интервью у первого директора народного цирка «Балдырган», заслуженного работника культуры Казахстана Вячеслава Анисина. Несмотря на трудности со здоровьем, он продолжает поддерживать коллектив, рвется на манеж, знает, что он нужен детям.

 

- Народному цирку «Балдырган» исполнилось 50 лет. Вы посвятили ему практически всю свою жизнь. Расскажите, как Вы пришли в цирк?

- Мне было 2 года, когда в 1941 году погибли мать и отец. После войны по воле судьбы оказался в Ленинграде и там в школьные годы начал заниматься акробатикой. Случайно, конечно, но тянулся. Потом армия. После демобилизации я завербовался на освоение целины.

- Таким образом вы попали сюда?

- По направлению был направлен был в Степногорск. Он тогда был секретным объектом или городом военного назначения. Сейчас никакого секрета нет. Там, между делом, я случайно набрал небольшую группу и начал вести занятия. Потом полностью переключился только на цирк. Пять лет я вел секцию в Аксу под Степногорском, коллективу было присвоено звание «Народного». Но возникли проблемы. На Аксу добывали золото, когда на руднике иссякли запасы, работники стали уезжать. Я наберу детей, а через два месяца никого нет – родители уезжают, детей забирают. Пришлось оттуда уезжать. Тогда начальник областного управления культуры Маевский Борис Геннадьевич пригласил меня на работу в город Целиноград. Все началось с него. Там я пять лет отработал с народным цирком «Балдырган».

 

Мне повезло с директорами Дворца целинников (Конгресс-Холл, сейчас Концертный зал «Астана»). Заслуга первого директора Шкляева Михаила Сидоровича в том, что он отдал на нужды коллектива помещение, чтобы я разобрал котельную Дворца. Тогда здесь не было ни профессионального цирка, ни спортивного зала, ничего не было. Из котельной сделали тренировочный зал. Другого варианта не было. Я с родителями, где-то старшие дети помогали, разбирал котельную и вел занятия. Коллектив был единственный в республике по линии Министерства культуры. Ему придавали большое значение. Телевидение уделяло большое внимание. Были такие моменты, когда к нам на представление нельзя было попасть. Каждое лето выезжали на гастроли по районам области. У нас были свои палатки, спальные мешки на каждого. При цирке был специальный танцевальный коллектив и свой оркестр.

 

Второй директор Силин Михаил Анисимович помог мне пристроить мастерскую к тренировочному залу. Нам нужна была своя мастерская потому что никто, никакой завод не брался делать цирковой реквизит. Дело в том, что артистам нужен штучный инструмент. Нам не нужно серийное производство, а заводу это невыгодно. Зачем им ерундой заниматься? Какой-то руль там согнуть надо чтобы они там пару недель возились с этим рулем? Выход был один только, свою мастерскую, самому становиться к станкам и делать своими руками.

 

Следующим был директор Редкокашин Владимир Николаевич. Когда столицу стали переводить сюда Дворец целинников закрыли на реконструкцию, всех уволили. Я со своей помощницей остались без зарплаты. Когда после ремонта учреждение снова открыли Владимир Николаевич умудрился восстановить ставки наши зарплатные. Это его заслуга.

- Тоже, наверное, непросто было?

- Конечно. Ставки ликвидируются, потом восстановление ставок проходит через министерства, через государственные органы Алматы. С переездом столицы появились большие трудности. На нас положило глаз Министерство обороны РК, мы у них практически во дворе находились, они делали все, чтобы забрать зал. Но благодаря В. Редкокашину удалось отстоять зал по сегодняшний день.

 

Большую помощь оказал генеральный директор Государственной филармонии города Астаны Абдрахманов Сакен. Когда переименовали Дворец в Конгресс-Холл, цирк перевели в филармонию. Но мы, самодеятельность, филармонии не нужны. Нас перекинули в народное образование. Сакен, молодец, зал оставил за цирком. Дай бог ему здоровья!

- Каковы краткие результаты вашей полувековой деятельности?

- 1500 концертов было примерно за 50 лет. Выступали по городам, были на многих международных фестивалях. В 1980 году был международный фестиваль в Москве, туда Артек пригласили и нас выступать. Были на фестивале в Самарканде, Бишкеке, в Алматы выступали всей программой несколько раз. На российских играх принимали участие, последние были V Дельфийские игры в Минске.

- Расскажите о вашей преемнице.

- Сейчас передаю бразды правления помощнице Вере Владимировне Морозовой. Она 10 лет занималась у меня будучи ребенком. По окончании школы работала на профессиональной цирковой арене, исполняла номера воздушной гимнастики, на трапеции, на шестах, но после случайной травмы с цирком пришлось завязать, вернулась в город, и я взял ее в помощники. Научить ее всему пришлось как занятия вести, как страховать детей и как троса заплетать.

- Это большой труд.

- Большой, да. Цирков в республике мало. Что будет дальше не знаю.

 

- У нас же есть здание столичного цирка.

- Они не хотят связываться. Один из вариантов – это открытие на базе моего зала циркового училища, как в Алматы. Правда в Алматы при цирке, а тут зал отдельный. Филармония тоже не хочет связываться с детьми. раньше в советское время цирковые номера в филармонии были. И даже коллективы были цирковые полностью при филармонии. Сейчас нет.

 

- Может быть цирк потихоньку уступает свои позиции, уходит с арены?

- Нет. Меняются зрители, меняются дети, но цирк все равно все любят, редко кто не любит цирк. Цирк - это очень сложный труд, слишком много надо уметь. В национальном цирке у каждого номера отдельный руководитель. Он готовит жонглеров в номер, остальное ничего не знает. А у нас самоделки. Сколько себя знаю 5-6, 10 номеров готовил. Одним номером не обойдешься. Они конечно глубже знают, в совершенстве, зато у нас специалисты широкого профиля (смеется).

- Надо ценить и поддерживать цирковую традицию, воспитанную за 50 лет. Мы желаем вам, чтобы цирк развивался, особенно в столице.

- Спасибо большое.

P.S. Выражаем благодарность сотрудникам цирка за предоставленные фотографии народного цирка «Балдырган»

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?