Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

УЧЕНЫЙ, ДОСТОЙНЫЙ БОЛЬШЕГО

1759
УЧЕНЫЙ, ДОСТОЙНЫЙ БОЛЬШЕГО - e-history.kz
По словам Е.Иргебая, составителя 10-томника К. Мухамедханова, стенограмма аттестационной комиссии – словно черное пятно в науке, которое невозможно просто смыть

По словам Е.Иргебая, составителя 10-томника К. Мухамедханова, стенограмма аттестационной комиссии – словно черное пятно в науке, которую невозможно просто смыть

 

Имя видного казахского ученого, абаеведа, основоположника шакеримаведения, текстолога, автора первого гимна, видного деятеля Каюма Мухамедханова было дано одной из улиц Астаны. В Казахском университете технологии и бизнеса, расположенного по адресу: улица Каюма Мухамедханова 37А, прошли мероприятия в честь ученого. Общественным фондом «Батыр Баян» и Центром образования и культуры имени Каюма Мухамедханова был организован семинар на тему «Қайым Мұхамедханов – Абайдың інісі, Алаштың ірісі», посвященный церемонии открытия памятной доски с именем исторической личности. На семинаре приняли участие ученые алашоведы-абаеведы, его ученики, потомки ученого – Дегдар Кайымулы, Дина Кайымкызы, Карлыгаш Кайымкызы, преподаватели и студенты университета, а также учащиеся столичной школы № 40.

 Ученый достойный звания «Халық қаһарманы»

Модератором мероприятия выступил академик НАН РК, философ Гарифолла Есим. После выступлений руководства университета своими воспоминаниями о Каюме Мухамедханове поделился известный поэт, лауреат Государственной премии Несипбек Айтулы.

«Сегодня, в Астане, мы стали свидетелями прекрасного исторического события. Мы собрались здесь на торжественном открытии улицы в честь открытого, справедливого ученого и нашего учителя Каюма Мухамедханова. Испытывая тяжести и лишения репрессий, он не предал своего учителя М. Ауэзова, не стал предателем, даже оказавшись в тюрьме, он оставался стойким ученым. Мы всегда должны почитать память Каюм-ага. В конечном итоге, ему можно дать звание «Халық қаһарманы», он достоин такого звания», - сказал поэт Н. Айтулы.

Вопрос о присвоения улице имени общественного деятеля породил бурное обсуждение

Ветеран-журналист, заслуженный деятель РК Султан Оразалин выдвинул на обсуждение актуальные проблемы ономастики столицы. По словам общественного деятеля, присвоение улице имени ученого стал проблемным вопросом.

«Я являюсь постоянный членом ономастической комиссии по городу Астана. Я очень хорошо знаю, как проходят заседания, связанные с присвоением улицам города имен наших исторических личностей, деятелей, как горячо они обсуждаются. Вопрос о присвоении улице имени Каюма Мухамедханова поднимался 3 года назад, был утвержден в качестве предложения, были и противники присвоения имени ученого улице. Но после долгих споров, в итоге мы победили. Сегодня мы видим конкретные результаты», - сказал С. Оразалин.

С. Оразалин с теплотой вспомнил годы совместной работы с К. Мухамедхановым, его человеческие качества, гражданскую позицию, поделился своими мыслями. Каюм Мухамедханов и писатель Камен Оразалин оказались сватами, сын Каюма Канагат женился на дочери писателя – Карлыгаш.

 

Стенограмма очернения Каюма – черное пятно в науке

Еще один ученик Каюма Мухамедханова, директор средней школы № 40 Ербол Иргебай, рассказал о своих впечатлениях после ознакомления со стенограммой научного обсуждения от 1951 года. В протоколе присутствуют такие выражения, как «Школа Абая, что это за напасть?», «Это – выдумки Ауэзова» и другие. Там же стояли подписи ученых К. Жумалиева, Муканова, Нурышева. По словам Е. Иргебая, стенограмма аттестационной комиссии – словно черное пятно в науке, которую невозможно просто смыть.

«Еще одна черта Каюма Мухамедханова – он был очень аккуратным человеком. Слово «аккуратный» имеет широкий смысл, начиная от манеры одеваться, ходить, культуры речи, вплоть до делопроизводства он был очень аккуратным. Приведу вам один пример: после возвращения из Карлага, он сохранил даже билет на поезд. Вот, это черта присуща ученому», - сказал Е. Иргебай.

В конце речи воспитанник ученого прочитал свое эмоциональное стихотворение о гражданских принципах своего учителя.

Затем участники насладились мгновениями поэзии, подготовленными учениками средней школы № 40.

Находясь в аулах дети Абая выражают глобальные мысли

Продолжая собрание, академик Гарифолла Есим отмечая важность наследия ученого для будущего поколения, с трепетом рассказал о том, что ему посчастливилось быть учеником видного учителя. По словам ученого-философа, у Каюма Мухамедханова были два учителя: Абай и Мухтар Ауэзов.

«Наше поколение об Абае знало совсем немного, мы не знали его целиком и полностью. Нам не давали его учить, не давали даже и говорить. Зато, мы учили произведения Маркса, Энгельса. Наш учитель Каюм-ага оказал сопротивление. Он доказал существование школы Абая. Показал, что Абай не был одинок. Его дети оказали влияние становлению философской мысли. Смотрите сами, они (дети Абая), находясь в этом Карауыле, говорят и поднимают глобальные вопросы и проблемы. Пророка нет, куда бредет человечество? Каково его будущее направление? Вот такие мысли рождает окружение Абая. Ведь это прекрасно, не так ли?», - сказал Г.Есим.

В конце собрания участники стали свидетелями церемонии открытия доски у стены университета.

Напомним, что улица в честь Каюма Мухамедханова находится в Есильском районе, параллельно Коргалжинской трассе, пересекается с улицей Ч.Айтматова. 

Продолжается работа с архивом К.Мухамедханова

В прошлом году мы отметили 100-летний юбилей Каюма Мухамедханова. Портал NDH, начиная со дня рождения ученого 5-января, весь год готовил материалы, проводил интервью. В качестве результата этих работ сотрудник портала, автор этих строк был награжден благодарственным письмом Центра образования и культуры имени Каюма Мухамедханова. Также, недавно на портале были размещены ранее нигде не опубликованная историческая фотография деятелей Алаша, которая сохранилась в архиве К. Мухамедханова.

Надеемся, что и впредь продолжатся совместные работы центра и портала. Стоит отметить, что сегодняшнее мероприятие было организовано в рамках программы «Рухани жаңғыру» и приурочено к 20-летию главного города страны – Астана.  

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?