Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

грани казахстанско-китайских отношений

2739
грани казахстанско-китайских отношений - e-history.kz
В истории Казахстана есть государство, отношения с которым являются определяющими во внешнеполитическом курсе страны. Сегодня мы хотели бы поговорить о Китае

Отношения в потоке истории

Народы и государства на западе всегда интересовали Китай. Первые упоминания о тюркских народах и государствах сохранились в китайских источниках.

С образованием Казахского ханства отношения перешли в дипломатическую плоскость. В китайских архивах до сих пор хранятся множество документов, подтверждающих тесные отношения Китая с ханами Казахского ханства. В середине XVIII века произошли крупные политические события, приведшие к формированию новых отношений с восточным «драконом», поглотившим Джунгарское ханство и разинувшим пасть на степи казахов. В этой непростой ситуации Абылай хан, применив весь арсенал дипломатического мастерства, сумел не только остановить ненасытного хищника, но и добиться признания. Абылай хан получил от китайского императора титул «ван» (князь) и жалование.

В ХХ веке отношения с Китаем были сложные. С одной стороны, казахи неоднократно находили спасение и защиту в Китае, спасаясь от царских карателей в 1916 году, от голода 20-х, а затем 30-х годов. Благодаря этому в Китае сформировалась самая крупная зарубежная казахская диаспора, сохранились язык, культура, традиции и обычаи. С другой стороны, казахи не перестают видеть в восточном соседе угрозу своей безопасности. В пословицах сохранилось беспокойство в связи с этим: «В плену у китайцев петли тугие, а у русских – путы широкие путы широкие», «Когда черные китайцы охватят со всех сторон, русские покажутся роднее отца», «Китайцы задумывают хитрость на 40 лет вперед». Преследованиям подвергся Оспан-батыр, боровшийся создание казахской автономии в КНР. В этой борьбе за свободу казахов он заплатил своей жизнью.

Послевоенные годы советской эпохи тоже нельзя назвать безоблачными. Начали как «братья навек». В школьной среде практиковали переписку между школьниками разных стран социалистического блока. В 1958 году юный Нурсултан Назарбаев вступил в переписку с учителем средней школы № 5 города Цзыгун провинции Сычуань Чжоу Бай-Сяо.

А в 60-е годы произошло обострение отношений, вплоть до военных конфликтов. Вот с таким наследием мы вступили в новые отношения в 1991 году.

 

«Китай наш торговый партнер номер один»

Президент Н. Назарбаев на заре независимости перед дипломатической службой поставил задачу всестороннего анализа современных тенденций в мире под углом зрения долгосрочных интересов государства. Одним из стратегических направлений внешнеполитической деятельности Казахстана является развитие всестороннего сотрудничества с Китайской Народной Республики. В стратегическом плане этот курс был нацелен на утверждение и развитие традиций дружбы и добрососедства с Китаем. Казахстан, заинтересованный в развитии стабильных и динамичных контактов особенно в сфере экономики, укреплял экономическое сотрудничество с КНР. Это было одним из важнейших направлений внешнеэкономической деятельности.

Указ Президента Республики Казахстан от 15 октября 1992 года N 945

Об открытии Торгового представительства Республики Казахстан в Китайской Народной Республике

В целях реализации межправительственного торгово-экономического соглашения между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой, а также для координации деятельности казахстанских участников внешнеэкономической деятельности в Китае и защиты их интересов ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Открыть в г. Пекине Торговое представительство Республики Казахстан в Китайской Народной Республике.

2. Кабинету Министров Республики Казахстан определить штатное расписание и смету расходов Торгового представительства Республики Казахстан в Китайской Народной Республике.

Президент Республики Казахстан H.HАЗАРБАЕВ

Национальный архив РК. Ф.15. Оп.1. Д.2. Л.1

Во время визита в КНР осенью 1993 года в интервью газете «Известия» на вопрос о том, что в торговле между странами преобладает бартер и поездки "челноков", Президент признал, что стороны еще не отошли от упрощенных форм торгово-экономических связей, бартерных сделок.

«Откровенно можно сказать, что присутствие на казахстанском рынке низкокачественных китайских товаров не совсем благоприятно сказывается на развитии сотрудничества», - отметил Н.А. Назарбаев.

Кстати, стремясь к скорейшему решению данной проблемы, Китай предпринял довольно жесткие правовые меры по недопущению вывоза из КНР товаров низкого качества. Все это говорило о необходимости совершенствования механизма торгово-экономических связей.

 

Нурсултан Назарбаев с Цзян Цзэминем

 

С соседом дружи, а забор городи

Одним из главных принципов сотрудничества с Китаем являлась нерушимость границ. Важный блок вопросов тяжелого наследия, доставшегося Казахстану после распада СССР, составляли проблемы, связанные с казахстанско-китайским участком границы. Советско-китайская государственная граница на протяжении 40 лет являлась предметом жесткого политического и военного противостояния, и главная причина этого заключалась в том, что с момента подписания российско-китайских договоров в XIX веке никакой ее ределимитации и тем более редемаркации не проводилось. Исчезли две империи, возникли новые государства, а граница оставалась неуточненной.

Объявив себя “братьями навек”, СССР и КНР границу охраняли такую, какой она получилась, и линия прохождения этой границы не на всех участках соответствовала историческим документам делимитации и демаркации.

Такое состояние советско-китайской границы на всех советских картах обозначалось термином “фактически охраняемая линия границы”. И все это вполне устраивало до тех пор, пока СССР и КНР не вступили в начале 60-х годов в период политического противостояния. С этого момента начались пограничные проблемы между двумя государствами, которые порой перерастали в вооруженные пограничные конфликты.

Например, 13 августа 1969 года на казахстанском участке советско-китайской границы, в районе Джунгарского выступа, охранявшегося Уч-Аральским пограничным отрядом, произошли вооруженные столкновения. Китайские военнослужащие вышли на линию Государственной границы СССР на участке пограничной заставы «Жаланашколь» и попытались захватить сопку Каменную. Захваченная высота была полностью отбита, нарушители были уничтожены.

Только в 80-х годах в связи с политическими изменениями в СССР и КНР начался конструктивный диалог. В 1987 году между СССР и КНР наметился сдвиг в пользу цивилизованного разрешения пограничной проблемы, вопрос делимитации и демаркации советско-китайской границы был поставлен в практическую плоскость. Следует отметить, что на этих переговорах речь шла только об уточнении ранее существующей российско-китайской границы в соответствии с современным состоянием местности, стороны обменялись официальными картами. Работа над этими картами выявила участки, на которых линии границы не совпадают, и именно они требовали уточнения. И китайская, и советская (а позднее – казахстанская) стороны аргументировали свои позиции по указанным участкам.

К концу 1991 года – моменту распада СССР – более 90% протяженности советско-китайской границы было согласовано. Независимый Казахстан стал правопреемником пограничного диалога с Китаем касательно своего участка границы, и приостанавливать этот диалог было бы политической ошибкой.

Очень часто можно слышать расхожее мнение о том, не поторопились ли мы с решением пограничных проблем с Китаем. Думается, ответ может быть однозначным: нет, не поторопились. Как уже указывалось выше, эти переговоры начались задолго до обретения Республикой Казахстан статуса суверенного государства, и останавливать начатый диалог было бы не только политически некорректно, но и весьма опасно с точки зрения возникновения возможных осложнений в казахстанско-китайских отношениях.

Став суверенным государством и обретя статус субъекта международного права, Казахстан стал и правопреемником международных договоренностей, достигнутых СССР. Подтвердив достигнутые советско-китайские договоренности, Казахстан продолжил переговоры по оставшейся части несогласованной линии государственной границы в составе совместной делегации Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Кстати говоря, такая совместная работа не только заложила основы для формирования сегодняшней системы региональной безопасности, но и позволила дипломатам и специалистам приобрести неоценимый опыт для будущей работы по делимитации границ между государствами СНГ.

Надо сказать, работа была сложной, так как документы XIX века (тексты описания границы, картографический материал) по многим параметрам не соответствовали современному картографическому материалу и реальному состоянию местности. Многие объекты и географические названия, относительно которых проводилось описание, были утрачены за сто лет, прошедшие после подписания договоров. Произошли и природные изменения. Изменился рельеф местности, русла рек и т. д.

К 1994 году по большей части казахстанско-китайской границы делимитация была проведена, что было закреплено соответствующим казахстанско-китайским Соглашением о государственной границе.

Своей земли не отдадим ни пяди

К 1998 году оставались два наиболее сложных участка, где требовался поиск дополнительных аргументов в пользу своих позиций по уточнению прохождения линии государственной границы: район перевалов Чоган-обо и Баймурза, а также район реки Сарычильды.

4 июля 1998 года Президентом Н. Назарбаевым и Председателем КНР Цзян Цзэминем было подписано Дополнительное соглашение о казахстанско-китайской государственной границе. В ходе длительных переговоров обе стороны пришли к взаимовыгодным решениям. В обществе появились критические высказывания в адрес этого соглашения, так как речь шла о принадлежности территории, земли суверенного Казахстана.

Ситуацию по разделу спорных участков прокомментировал К.-Ж. Токаев, бывший на тот момент главой МИД РК. «Участок в районе реки Сарычильды (Алакольский район Алматинской области, общая площадь около 315 кв. км горной местности с высотами от 1800 до 3600 м) по Чугучакскому протоколу 1864 года, согласно статье 3 "...на этом пространстве все земли, по которым текут реки на юг, отмежевать к Китаю".

Еще советская правительственная комиссия по проверке линии границы с КНР в 1982-1984 годах пришла к заключению что линия границы необоснованно была смещена в сторону Китая до 15 км по сравнению с Чугучакским протоколом 1864 г.

Участок в районе перевалов Чоган-обо и Баймурза (Зайсанский район Восточно-Казахстанской области, общая площадь около 629 кв. км). В советское время в западной части участка линия границы была в одностороннем порядке необоснованно исправлена и отошла от водораздела в сторону Китая (площадь около 17 кв. км). В юго-западной части участка с 1979 года по разрешению правительства бывшего СССР китайской стороной осуществлялись летний выпас и водопой скота.

В ходе длительных переговоров стало очевидным, что необходимо компромиссное решение, которое сняло бы пограничную проблему с повестки дня двусторонних отношений.

По дополнительному соглашению, подписанному 4 июля 1998 года, на участке в районе реки Сарычильды за Казахстаном закрепляется территория общей площадью 95 кв. км. За Китаем закрепляется территория, включающая правобережье реки Сарычильды площадью 220 кв. км. На участке в районе перевалов Чоган-обо и Баймурза за Казахстаном закрепляется территория площадью около 442 кв. км. При этом в пределах Казахстана сохраняются обе погранзаставы и лесничество, полностью все леса и большинство районов отгонного животноводства. За Китаем закрепляется территория, включающая долины верхнего течения рек Адырбай и Талдыайрык, а также южный склон хребта Тарбагатай в районе перевала Баймурза, общей площадью около 187 кв. км.

Таким образом, из общей площади двух несогласованных участков примерно 944 кв. км Казахстану принадлежит 537 кв. км (56,9%), Китаю - 407 кв. км (43,1%).

10 марта 1999 года Парламент Республики Казахстан ратифицировал Дополнительное соглашение о казахстанско-китайской границе, тем самым поставив на этой проблеме точку.

Проблема заключается в том, что как сам ход переговоров с китайской стороной, так и деятельность комиссии по делимитации границы не нашли полноценного освещения в прессе, тогда не было бы ни слухов, ни домыслов по поводу территориальных уступок Китаю. Более того, не возникал бы и вопрос, почему именно таким образом были поделены два оставшихся участка.

Современная синофобия, порожденная в казахстанском обществе, вызвана теми же причинами. Четвертая власть должна выполнять свою функцию, обеспечивая граждан полноценной и правдивой информацией, иначе «узун кулак» сработает быстрее.

Арман СУЛЕЙМЕНОВ

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?