С момента вступления в должность Касым-Жомарт Токаев объявил курс на либерализацию политической системы в стране. Президент Республики Казахстан предложил и успешно реализовывает концепцию «слышащего государства» для установления диалога между властью и народом. Ярким примером этого является создание и руководство Национальным советом общественного доверия. К настоящему времени в рамках политических реформ Президента К-Ж. Токаева уже принято 11 законов. До конца года в этом направлении планируется принятие еще ряда законов. О том, что представляет из себя новый этап политических реформ в Казахстане, порталу Qazaqstan Tarihy рассказал ведущий научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК, кандидат политических наук Б.Р. Шериязданов
Казахстан продолжает идти по своему пути демократических преобразований. Недавно Президент Казахстана подписал поправки в Законы РК «О выборах в Республике Казахстан» и «О политических партиях». Их цели следующие: создание качественной партийной системы; снижение заградительного порога для регистрации политических партий с 40 до 20 тысяч членов; определение квоты в размере не менее 30% для женщин и 20% для молодых людей (от общего числа включенных в партийные списки лиц для регистрации кандидатов в депутаты Мажилиса и маслихатов). Предполагается, что данные новеллы позволят обеспечить дальнейшее развитие процесса многопартийности, целью которой является вовлечение в процесс выработки и принятия государственных решений разных политических партий.
В условиях устойчивого развития Казахстану потребуется расширение общественного контроля, создание полноценного гражданского общества по взаимодействию с властью во всех вопросах жизнедеятельности, а также создание обратной связи между властью и обществом, в том числе для вовлечения последних в управление на местном уровне. Также заслуживает всеобщего одобрения последовательное и поэтапное проведение Главой государства реформ по вопросам государственного строительства и органов местного самоуправления как главных элементов гражданского общества «социального государства».
В рамках плана по реализации поручений, вытекающих из Послания Президента страны от 2 сентября 2020 года, Министерством национальной экономики Республики Казахстан разработана концепция развития местного самоуправления до 2030 года. В рамках реализации концепции предлагается:
- введение прямых выборов акимов сел, поселков, сельских округов в 2021 году, акимов районов, городов областного и районного значения в 2025 году;
- передача дополнительных видов налогов на уровень МСУ;
- создание представительного органа МСУ, имеющего соответствующую компетенцию;
- внедрение механизма прохождения общественной экспертизы и онлайн-опроса в отношении общественно значимых расходов;
- предоставление депутатам маслихатов права на составление петиций (сбор подписей) и организацию онлайн-трансляции заседаний депутатов маслихатов;
- внедрение упрощенного порядка работы с бюджетом МСУ;
- поэтапное распределение полномочий органов местного государственного управления и МСУ.
В соответствии с поручениями Главы государства были разработаны и приняты соответствующие законопроекты по внедрению прямых выборов сельских акимов. Уже в июле текущего года в стране пройдут выборы 755 сельских акимов страны низового звена, которые будут избраны путем прямого голосования, а в 2024 году планируется проведение выборов акимов районов.
Одна из ключевых инициатив из президентского пакета политических реформ перешла на этап практической реализации. Это исторический шаг, который реализует в стране демократические принципы управления. Среди стран Центральной Азии Казахстан первым взялся за выборы сельских акимов. Поэтому предстоящие прямые выборы сельских акимов - очень серьезное событие, которое знаменует собой совершенно новый этап политической модернизации. Введение выборов сельских акимов тайным голосованием на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, а также введение порядка выдвижения и самовыдвижения кандидатов через политические партии, являются нововведениями в законопроекте. Прямые выборы сельских акимов позволят активизировать граждан в полной реализации своих конституционных прав, способствовать повышению понимания местными органами потребностей и проблем населения и в полной мере реализовать концепцию «слышащего государства». В связи с предстоящими выборами сельских акимов Главой государства уже подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам расширения самостоятельности и ответственности районных, городских и сельских уровней власти». Данным законом внесены изменения и дополнения в ряд нормативных правовых актов:
- по расширению доходной базы городов районного значения, сел, поселков и сельских округов;
- упрощению бюджетных процедур;
- расширению самостоятельности и усиление ответственности местных представительных и исполнительных органов;
- совершенствование требований к административно-территориальным единицам.
Начиная с 1999 года, в стране проводились несколько экспериментальных выборов. 20 октября 2006 года состоялись выборы в 49 районах и 10 городах. В ходе избирательной кампании кандидатами в акимы было выдвинуто 150 человек, из них зарегистрировано 144. Среди 135 кандидатов, участвовавших в выборах, было 5 женщин. В ходе выборов, в которых приняли участие 99,1% избирателей по Республике, контроль вели 121 доверенное лицо, 86 наблюдателей политических партий и НПО и 232 представителя СМИ. С 2013 года акимы сельских округов избирались депутатами районных маслихатов, то теперь они будут избираться прямым голосованием местного населения. Пробные выборы акимов сельских округов имели большое значение в плане накопления опыта проведения, независимо от того, проводились ли они прямо или косвенно. Нам есть чему поучиться и не повторять ошибок прошлых лет. Единственный способ избежать этой ситуации – это объективно провести предстоящие выборы, далее придать акимам бюджетную самостоятельность, повысить их ответственность и усовершенствовать механизмы местного самоуправления. Как отметил Глава государства К.-Ж. К. Токаев, «когда регионы станут сильными, Казахстан может стать сильным государством».
В связи с этим требуется внесение изменении в действующий Закон «О местном государственном управлении и самоуправления». Как известно в действующем Законе не определены различия местного государственного управления и местного самоуправления, поскольку органы, через которые происходит осуществление и реализация местного государственного управления и самоуправления, совпадают. Маслихат одновременно является органом местного государственного управления и органом местного самоуправления. Более того, в Законе определено, что как аппарат акимата, так и аппарат маслихата, являются «государственным учреждением». В действующем Законе остается неразрешенным до конца вопрос, что относится к предметам ведения органов местного самоуправления, а что - органов государственной власти.
На уровне сельских округов, городов районного подчинения и сел, не входящих в состав сельского округа, вообще отсутствуют полноценные представительные органы власти. Согласно административно-территориальному делению сельские округа входят в состав районов. Сельский аким является должностным лицом соответствующего районного акимата. Формирование маслихата на уровне сельского округа не предусмотрено. Поэтому чаще всего сельский округ представляет один депутат в районном маслихате или вообще ни одного. Основное отличие сельских округов от городов районного подчинения и сел, не входящих в состав сельского округа, заключается в относительно низкой плотности населения, так как в состав сельского округа входит несколько сел, расположенных на расстоянии друг от друга. Соответственно взаимодействие органов власти и местного населения осложняется расстоянием и различиями в интересах жителей разных сел сообщества. И на все эти узловые проблемы даны ответы в разработанной по поручению Главы государства «Концепции нового Закона о местном самоуправлении».
Как следует из концепции к законопроекту, документ разработан в целях обеспечения эффективного решения вопросов на местном уровне. Кроме того, необходимость развития и повышения самостоятельности местных сообществ отмечена в Национальном плане развития РК до 2025 года. В концепции говорится, что «одной из наиболее важных проблем развития в Казахстане государственности остается недостаток демократизации в государственном управлении, что предполагает максимальное вовлечение граждан в процесс принятия решений и самостоятельное решение вопросов местного значения».
В концепции, кроме прямых выборов акима города районного значения, поселка, села, сельского округа, предусмотрены меры по развитию местного самоуправления. В их число входят дальнейшая децентрализация власти и создание действенной системы местного самоуправления. Также будут приняты меры по поэтапному разграничению полномочий органов местного государственного управления и местного самоуправления путем расширения имущественных прав и увеличения доходов бюджетов сельских округов. Сейчас акимы сельских округов по сей день смотрят на государство с протянутой рукой. В этой связи Президент страны К.-Ж. Токаев поручил внедрить самостоятельный бюджет местного самоуправления на уровне города районного значения, села, поселка и сельского округа. В соответствии с этим с 2021 года повсеместно вводится четвертый уровень государственного бюджета. Так, сельским бюджетам предоставлено 9 видов налоговых и других неналоговых поступлений и 19 направлений расходов. Все надежды на эффективность работы сельских акимов будут зависеть от того, в каком объеме они будут заложены в этом четвертом бюджете. Только в случае его решения в пользу села будет создана возможность по решению ряда накопившихся проблем на местном уровне.
С внедрением самостоятельного бюджета и коммунальной собственности местного самоуправления необходимо придание большей самостоятельности как сельскому акиму, так и органам местного самоуправления.
Ожидается, что разграничение полномочий между уровнями государственного управления и местного самоуправления приведет к закреплению за каждым уровнем присущих ему полномочий и позволит повысить ответственность каждого уровня управления, исключить дублирование функций и полномочий между уровнями, эффективно использовать ресурсы для решения задач местного значения и расширить самостоятельность органов местного самоуправления. Проект закона также предусматривает вовлечение казахстанцев в местное самоуправление.
Повышение гражданской активности, в том числе через интернет-ресурсы, со временем обеспечит прозрачную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. В этих целях будут приняты меры по усилению контроля над процессом утверждения местных бюджетов через механизмы прохождения общественной экспертизы, включая применение онлайн-опросов в части общественно значимых расходов, направленных на инфраструктурные и социальные инициативы.
Законодательно будет установлен порядок формирования и полномочия сходов местного сообщества, различные инструменты вовлечения граждан, в том числе с использованием современных подходов и цифровых технологий. Также будет учитываться значимость интернет-сообществ как эффективного инструмента развития местного самоуправления и повышения гражданской активности.
Кроме того, предусматривается дальнейшее совершенствование органов местного самоуправления в сельских округах. С учетом анализа зарубежного опыта будет разработана форма деятельности органов местного самоуправления, с определением статуса членов органа, порядка их избрания, сроков полномочий, функций, прав и обязанностей, порядка издания правовых актов и многих других вопросов.
Реализация вышеуказанных мероприятий позволит обеспечить успешную преемственность в дальнейшем развитии института местного самоуправления, а также вывести рассмотрение и решение вопросов местного самоуправления на качественно новый уровень.
Введение прямых выборов акимов сельских округов и предоставление самостоятельного бюджета требуют создания представительного органа, который будет принимать непосредственное участие в управлении сельским округом от лица всех его жителей. Так, в сельских округах путем преобразования действующего собрания местного сообщества будет создан коллегиальный орган местного самоуправления с функциями представительного органа – Кенес.
Обеспечение деятельности Кенеса будет осуществляться аппаратом акима сельского округа. Члены Кенеса будут избираться открытым голосованием на сходе местного сообщества, сроком на 3 года из числа граждан Республики Казахстан, проживающих в соответствующей административно-территориальной единице. При этом Кенес может быть распущен сходом местного сообщества. Количество членов Кенеса будет зависеть от численности населения соответствующей административно-территориальной единицы. В Кенесе будет обеспечиваться представительство от каждого населенного пункта. Председатель Кенеса будет избираться открытым голосованием из числа членов Кенеса сроком на 3 года. Кенес будет принимать правовые акты, имеющие силу на соответствующей территории. Все принятые Кенесом правовые акты в обязательном порядке будут публиковаться в электронном виде в средствах массовой информации.
Вместе с тем, в полномочия Кенеса будут входить утверждение плана развития местного сообщества, согласованного со сходом местного сообщества, утверждение бюджета, а также осуществление контроля над его исполнением. Кенесом также будут регулироваться вопросы благоустройства, санитарии населенных пунктов, уличной торговли, проведения праздничных мероприятий и конкурсов. Кроме того, Кенес будет наделен компетенцией по регулированию размеров ставок налогов и плат, например: увеличения или уменьшения базовых ставок земельного налога; установление коэффициента зонирования для определения налоговой базы по налогу на имущество. При этом предельные размеры ставок и перечень допустимых видов плат будут определены бюджетным и налоговым законодательством.
Кенес будет иметь возможность регулировать размер оплаты труда работников аппарата акима, нанимаемых по трудовому договору, по представлению акима сельского округа.
Таким образом, образование Кенеса станет основой для создания низового уровня самоуправления, наиболее приближенного к гражданам. Через прямые выборы членов Кенеса граждане смогут участвовать в местной политической жизни.
В конечном счете, выборы акимов населением станут предпосылками, гарантирующими формирование местного самоуправления и гражданского общества. К этому процессу будет привлечено 7,5 млн жителей страны, проведения выборов в 2 346 округах, приведет часть казахстанского общества в политическое движение. Это означает, что в движение вступит огромная общественная сила, укрепляя ранее отсталые регионы, повышая их потенциал, обеспечивая его культурно-духовную и реальную модернизацию и развивая общественное сознание нации. В результате выборов большинство сельского населения страны впервые на демократической основе выберут руководителей местного сообщества, полноценно и адекватно понимая суть и содержание нового этапа развития страны. Таким образом, выборы сельских акимов можно воспринимать не как очередную кампанию, а как поистине судьбоносное событие в жизни общества. Это также большой социальный и общественно-политический опыт. Было бы целесообразно только эффективно использовать его и добиться конкретных и важных в содержательном плане достижений, которые резко изменят жизнь данного сообществ и в целом страны.