Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Ботай - центр новаций планетарного масштаба

3204
Ботай - центр новаций планетарного масштаба - e-history.kz

Фото: 31741

Недавно из-под пера директора Научно-исследовательского института «Археология и степные цивилизации» КазНУ имени аль-Фараби, доктора исторических наук Виктора Федоровича Зайберта вышло продолжение книги «Ботай». В создании данной книги принимали участие ученые-специалисты Ботайской комплексной экспедиции.

Ботай – уникальное в мире поселение ранних коневодов Евразии. Время существования данной культуры относится к V-IV тысячелетию до н.э. Проводимые на нем исследования позволили сделать важное историческое заключение, что Казахстан является одним из главных центров одомашнивания животных на планете, и первым делом, лошадей и коров.

Исследования на поселении Ботай ведутся с 1980 года научной экспедицией Северо-Казахстанского университета под руководством профессора В.Ф. Зайберта. Археологический памятник Ботай взят под охрану ЮНЕСКО.

 

Как говорит сам В.Ф. Зайберт, археология - это коллективных образ жизни и этот коллективизм связан, прежде всего, с необходимостью государственного понимания археологического дела. 40 лет понадобилось для того, чтобы доказать, что евроцентризм не является главным вектором исторического развития всей планеты. Евразийские степи всегда являлись транспортным коридором, связывавшим Восток и Запад. Это хорошо известно специалистам, которые занимаются историей степной цивилизации, историей раннего железного века. В советской археологии считалось, что в доандроновское время казахстанские степи занимали бродячие рыболовы, охотники. Как можно называть наших предков бродягами? 40 лет понадобилось археологам страны, чтобы доказать, что земля Казахстана была одним из планетных центров новаций! Только после формирования принципиально новой системы транспортной коммуникации – коневодства, начинается новая эра, настоящая эра перехода на новые формы экономики. Дело даже не в том, что человек стал передвигаться верхом, а в том, что он стал получать расширенную информацию, информационное поле человека резко расширилось, человек поднялся на высоту птичьего полета, с высоты которой, как говорил Лев Николаевич Гумилев, можно ощущать, изучать, понимать и направлять историю Казахстана.

В 1997 году во время визита в Петропавловск Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев посетил Северо-Казахстанский государственный технический университет (СКГУ), ректором которого был один из самых молодых докторов технических наук, известный ученый Галимкаир Мутанов. Среди достижений университета Президенту продемонстрировали археологическую выставку «Ботай – истоки степной цивилизации». Виктор Зайберт до сих пор помнит добрые, смешливые глаза Нурсултана Абишевича, который, наверное, думал: «ну, давай-давай, посмотрим, что ты нам покажешь. Мы хорошо знаем шумерскую, древнеегипетскую, античную культуры». А после выставки он похвалил: «Молодцы, ребята! Хорошо, что нашли!». После памятного визита масштабность раскопок поселения Ботай не прекращалась ни на минуту.


9E85BFE0-BC84-4474-9BD3-820DD78885E3.JPEG


За эти 40 лет изменились представления об истоках и судьбе казахской земли. Историю делают люди, объектом истории является человек, общество. Необходимо больше рассказывать, пропагандировать научные знания. Археология – это не просто наука, а необходимость информировать общество. Философы, историки, культурологи, лингвисты и другие специалисты, которые занимаются этимологией слова «казах» четко понимают, что понятие «каз-хас» происходит от конника, коня. Хас – значит «конь». А «белый гусь», «белый лебедь» - это гипербола, которая возникла в тот момент, когда ботаец сел на коня, поскакал по ковыльной степи. Он не скакал, со скоростью 30 км час он взлетел в сторону белых облаков и синего неба и сравнялся с лебедем. В этом заключается гипербола «кас-сак».

 

Оседлал батаец время,

Как обещал он скакуну,

И 40 лет несет он славу

Степному дому своему!

 

В этих словах раскрывается переход от результатов научных исследований до книги о цивилизации Ботая.

В 2007 году группа ученых университетов Великобритании, в сотрудничестве с кокшетаускими учеными во время археологической экспедиции сформулировала задачи изучения образа жизни человека и этноса в период становления коневодства в евразийских степях. Благодаря инициативе британского исследователя Алана Аутрама на черепках ботайских сосудов удалось выделить остатки кумыса, или кобыльего молока, как пишут английские коллеги. Анализ костей погребенных людей показывает, что ботайцы жили в не самый легкий для человечества период истории. Многочисленные болезни, в том числе венерические, туберкулез костей и другие заболевания говорят о том, что первобытная эпоха не была эпохой первобытного коммунизма. Достижения человеческого опыта доставались дорогой ценой. Таким образом казахстанская и западная археологические школы взаимно дополняют друг друга, повышая объективную верификацию археологических источников, поднимают авторитет международной археологической науки.

На протяжении последних десятилетий с западными коллегами была выработана четкая договоренность: подключаясь к проблемам энеолита, они дают нам западные технологии, технологические результаты исследования казахстанских артефактов. Так, например, в 2018 году только один из анализов артефактов обошелся английский стороне в 1 млн евро. Только в процессе добычи жировых кислот кумыса было произведено 90 анализов. Это миллионные вложения! Почему они это делают? Потому что это люди высочайшей гуманитарной культуры, которых интересует история человечества, уверен Виктор Федорович. А если в авангарде этого человечества находятся степные культуры, степные цивилизации, значит на это нужно уделять больше внимания, которые даст большой эффект научного познания.

Результаты исследования культурогенеза степного населения Казахстана на примере Ботайской культуры является не только фактом выявленного исторического опыта, но и источником для ученых, специалистов, занимающихся проблемами этно- и социогенеза, поскольку материальные, духовные и социально-политические элементы в обществе были тесно взаимосвязаны.

В 2011 году была издана книга альбом Ботай. В «Послесловии» к ней говорилось о значении открытия самого поселения Ботайской культуры, были поставлены перспективные задачи перед участниками ботайской экспедиции. Прошло 10 лет, многие задачи были выполнены.

В 2017 году археологическое поселение Ботай было включено в общенациональный список сакральных объектов Казахстана. В последующем, исследования Ботайской культуры активизировались под эгидой государственной программы «Рухани жангыру». Знак государственного признания знакового научного открытия поставил в своей статье «Семь граней Великой степи» Первый Президент Республики Казахстан – Елбасы Н.А. Назарбаев, констатировав: «Всем известно, что Великая степь подарила миру коневодство и всадническую культуру. Впервые одомашнивание лошади человеком произошло на территории современного Казахстана, о чем свидетельствуют раскопки поселения «Ботай» на севере страны. Одомашнивание лошади дало нашим предкам немыслимое на тот период превосходство, а в планетарном масштабе произвело крупнейшую революцию в хозяйстве и военном деле. Вместе с тем одомашнивание лошади положило начало культуре всадничества. Всадник на коне, вооруженный луком, пикой либо саблей, стал своеобразным символом эпохи, когда на авансцену истории выходят могущественные империи, созданные кочевыми народами».

Современные исследования комплексной экспедиции продолжаются, постоянно обновляется тематика. Это генетические исследования останков лошадей людей, собак, палеозоологические, химико-физические исследования внутренних процессов экологии, взаимодействие человека и лошади.

В презентации книги приняли участие представители Министерства культуры и спорта РК, известные ученые, археологи и этнологи, преподаватели высших учебных заведений, представители общественности.


3049D255-14E5-4324-BFF4-B0C7999987F0.JPEG


Заместитель директора Департамента МКС РК Мақсат Арғынбеков отметил, что В.Ф. Зайберт посвятил изучению археологического памятника более 40 лет своей жизни. За это время было найдено 158 жилых домов, более 300 тысяч экспонатов. Уникальность Ботайской культуры заключается в том, что она отражает фундаментальные признаки всаднеческой культуры и степной цивилизации. Ботайцы первыми одомашнили лошадей, познакомили человечество с кобыльим молоком и кумысом. Можно уверенно сказать, что 6 тысяч лет назад начался отсчет истории предков казахского народа.

 

CE1E7373-DE1F-4F3E-ADC5-51E4D011F22D.JPEG


Республиканское государственное казенное предприятие «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Бозок» Министерства культуры и спорта Республики Казахстан с целью изучения, сохранения и популяризации историко-культурного наследия страны активно сотрудничает с ведущими учеными, археологами страны. Презентацию книги известного археолога провел музей-заповедник «Бозок». По словам директора РГКП «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Бозок» Сауле Бурбаевой одомашнивание животных стало одним из главных достижений наших предков. Огромная научная работа ученого-археолога, доктора исторических наук, профессора Виктора Федоровича Зайберта является большим, неоценимым вкладом в казахстанскую науку и в мировую научную мысль в целом. Презентация второй части книги «Ботай» известного мировому научному сообществу ученого является очень важным событием. Ведь нет никаких сомнений в том, что ботайская культура – это памятник, который явил миру Великую степь. Историческое поселение 40 лет изучает Северо-Казахстанская международная археологическая экспедиция под руководством Виктора Зайберта.

В IV тысячелетии до н.э. для возникшей в евразийских степях ботайской культуры было характерно одомашнивание лошадей, появление конных коммуникаций, ставших ускорителем всемирно-исторического процесса, строительство сложных деревянных построек, использование медных орудий и предметов, развитие древней медицины, техники, искусства и ремесел. Комплексное изучение ботайской культуры отечественными и зарубежными учеными, археологами, палеогеографами, этнографами и другими представителями естественных и гуманитарных наук является основой для изучения ряда актуальных вопросов исторической науки Казахстана: этногенеза, культурогенеза этнокультурных отношений, образования добывающего хозяйства в евразийских степях. В книге поднимается проблема реконструкции экономических и идеологических структур в историческом процессе энеолита, бронзового и железного веков. Монография стала результатом 40-летних полевых исследований, в которых приняли участие не только отечественные ученые, но и исследователи из Германии, Великобритании, США и других стран. Исследовании Ботайской культуры позволило создать удивительный труд, отражающий основные фундаментальные выводы.


B6C3E325-D915-4203-84B4-A7DCEB5583EF.JPEG


Директор НИИ археологии имени К.А. Акишева ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, к.и.н Марал Хабдулина отметила тот факт, что результаты своих исследований Виктор Зайберт защищал с самых высоких трибун советской научной школы: кандидатскую диссертацию в Академии наук СССР городе Москве, докторскую диссертацию в сибирском отделении Академии наук СССР в городе Новосибирске. Таким образом, степная цивилизация была засчитана именно в Академии наук Советского Союза.

Марал Калымжановна обратила внимание на следующий аспект. Мало найти памятник, мало его капать, надо уметь его правильно преподнести, подключить к этому объекту огромное количество исследователей. После обретения независимости первые зарубежные ученые, которые хлынули в Казахстан, интересовались, прежде всего, поселением Ботай. Там проходили международные симпозиумы, исследования всего того, что, может быть, вызывала недоумение у казахстанской научной общественности.

На одном из таких международных симпозиумов по проблемам кочевой цивилизации в Алматы шла речь о том, что земледельческая - это цивилизация, а кочевая - это просто культура. На этом заседании два ученых, один российский и один казахстанский, высказали свое мнение о значении открытий, сделанных на поселении Ботай.

Сегодня мы уже привыкли что термины «Ботай», «Ботайская культура», «Заповедник Ботай» прочно вошли не только в научный, но и в государственный оборот, часто звучат в выступлениях казахстанских чиновников и государственных деятелей. На материалах поселения Ботай было защищено много кандидатских и докторских диссертаций. Виктор Федорович состоялся не только как организатор науки, но и как ученый, как создатель определенной научной школы изучения эпохи энеолита на территории Казахстана и евразийского пространства.

 

67ABC441-3427-4677-95DE-668CC1F129B8.JPEG


Доктор исторических наук, профессор, первый заместитель директора Института истории государства КН МОН РК Буркитбай Аяган вспомнил, как 10 лет назад Виктор Федорович советовал казахам побольше пить кумыса и айрана». На вопрос, почему он так говорит, когда есть много разных таблеток, Зайберт ответил: «Это все химия, а ваши предки тысячи лет назад придумали великолепный кумыс - настоящий витамин С!». Азиатские народы поняли, что кумыс, айран, как кисломолочные продукты, созданные из молока лошади, коровы – лучше всяких лекарств!

Книга Виктора Зайберта подтолкнула на ряд размышлений. Во-первых, нельзя допускать изменения местных топонимов, гидронимов, названия местностей. В советский период у нас многие населенные пункты получали идеологические имена: название партсъездов или имена государственных деятелей Ворошилова Жданова и других. Даже Голощекин успел своим именем называть станцию в Костанайской области. Все эти местности имели древние названия. Очень удачно Виктор Федорович сохранил название Ботай в самом названии местности. Ботай – это небольшой аул недалеко от райцентра. Благодаря вашему открытию Ботай вошел в список объектов мировой культуры, как Микены, Византия, Рим. Ботай прочно вошел в мировые анналы.

Меня давно смущает термин «Андроновская культура». Это Енисейская культура по своей сути. Там был поселок Андроново, таких поселков по всему Советскому Союзу было десятки тысяч. Культура получила неудачное название, которое ни о чем не говорило. Может быть поэтому Алькей Маргулан был вынужден ввести термин «Бегазы-Дандыбаевская культура», чтобы как-то выделить культуру древних поселенцев Казахстана. Огромные просторы Евразии не могли бы культурой совершенно унифицированной, сам термин Ботайская культура очень удачно вошел в научный оборот.

Сейчас все активно применяют термин «номад», считая его синонимом термина «кочевники». Экспертиза этого термина показала, что он греческого происхождения, означает «бродячий человек, который не знает, куда прислониться» или «бродячее племя, которое беспрестанно куда-то кочует». В свое время этот термин использовали по отношению к африканским народам, когда шло завоевание континента. Потом термин прилепился к нам, а мы с радостью приняли. На самом деле казахи никогда не говорили про себя – кочевник. Они говорили: «мы перекочевали (коштик)». Надо быть предельно аккуратным в использовании таких терминов.

Одомашнивание лошадей стало переломным моментом новым этапом развития человечества. Когда человек оседлал лошадь, одомашнил животное, он стал выше над природой. Не только в техногенном смысле, как покоритель природы, наоборот, нам надо жить в гармонии с природой. Одомашнивание лошади, конечно, сыграло исключительно важную роль в истории человечества.

Недавно в СМИ прозвучало, что в Аргентине впервые одомашнили лошадь. Однако первые лошади в Америку попали через Берингов пролив из евразийских просторов или на кораблях Колумба

Одомашнивание лошади привело к появлению империй, например, Тюркского каганата, Золотой орды. Небольшие по численности племена монголов, тюрков умудрились покорить просторы от Тихого океана до Адриатики и пол-Европы на этих лошадях была ими спокойной покорена. Одомашнивание лошади привело к революции не только в сознании человека, но и к революции в хозяйственной жизни, обусловило появление воинского снаряжения, произошли глобальные изменения, которые мы до сих пор еще до конца не осознали.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?