Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Где готовили руководителей Казахстана

1483
В СССР была создана мощная, многоуровневая систему профессиональной подготовки управленческих кадров и важным звеном данной системы были высшие партийные школы

На вопросы портала ответила Федотова Зинаида Леонтьевна. С 1978 года Федотова Зинаида Леонтьевна была сотрудником Алма-Атинской высшей партийной школы - старший преподаватель, исполняющая обязанности доцента, доцент кафедры государственного строительства и права, проректор (заочное и специальное обучение) (1978-1990).

- В 1970 году вы закончили Алма-Атинскую высшую партийную школу. Расскажите, как вы туда попали?

- После работы в Тургайском горкоме партии меня направили в Академию общественных наук при ЦК КПСС в Москве. Там с 1975-1978 гг. училась в аспирантуре, защитилась, закончила, была направлена в распоряжение ЦК Компартии Казахстана. Чтобы не возвращаться на партийную работу я хотела заняться на научно-педагогическим поприще. Я должна была остаться в Московской высшей партийной школе, но прошла реорганизация и я уехала в Казахстан. Когда я пошла в ЦК КПК мне предложили работу в Алматинской ВПШ. С 1978 года 3 года я работала старшим преподавателем, затем, после подтверждения доцентом, затем проректором заочного отделения. Очное отделение было 5-летним, Заочное отделение – 3 года обучения. Мы обучали высший уровень партийно-государственных работников. По поручению Москвы было открыто отделение по переподготовке кадров для Камбоджи.

- Как проходил учебный процесс? Это было полноценное учебное заведение или курсы для слушателей?

- Обычно говорят, послевузовское обучение. Хотя были 4-х и 5-ти годичное отделения для слушателей со средним образованием. Для тех, кто поступал по направлению партийно-государственных органов. Двухгодичное очное тоже с высшим образованием учились, уровень повыше – зампреды исполкомов, секретари горкомов партии, и трехгодичное отделение первые руководители партии, государственных органов районов и городов и даже областей. Наш президент тоже закончил АВПШ. Все были по направлению партийных и государственных органов. Как они поступали? Сдавали экзамены проходили собеседование.

- Не каждый мог попасть в АВПШ?

- Человек сам не мог написать заявление и прийти к нам. Только по направлению. Процедура отбора начиналась снизу. Районные, городские, областные комитеты представляли списки, проверялись, затем отправлялись в ЦК компартии, сначала по документам рассматривали, потом приглашали на собеседование. У нас учились не только из Казахстана. Такая же категория партийных работников из Киргизии, Таджикистана. Очень много училось военных. Тогда был Средеазиатский военный округ и военно-политические работники, обычно. Политработники.

- К кандидатам были дополнительные требования по возрасту или стажу работы?

- вот в 4-хгодичке обычно были более молодые люди, низкого уровня партийно-государственных органов, в уже в 3-хгодичных учились постарше. Но стариков не было, до 40 летнего возраста учились. Когда я приехала работать в АВПШ там были слушатели, старше меня по возрасту.

- В последствии, работая в Верховном Совете, вы встречали своих выпускников?

- Это такая история (смеется). Среди государственных служащих до сих пор есть мои выпускники. Это Тасмагамбетов, Абдыкаримов и другие. Среди депутатов Верховного Совета 12-созыва более сорока депутатов были выпускниками АВПШ. И сейчас тоже встречаюсь с ними, но многие уже на заслуженном отдыхе.

- Алматинская школа была настоящей кузницей кадров!

- Вот недавно ушел из жизни Зенченко Геннадий Иванович. Все пользуются молочной продукцией Северного Казахстана. Это тоже наш выпускник, он когда-то был председателем райисполкома.

- Расскажите о ректоре ВПШ Оразае Батырбековиче? Каким он был человеком?

- Во-первых, он прошел хорошую школу, был человеком из партийной государственной работы. Этот человек формировал и реализовывал кадровую политику в стране. Я получила очень большой опыт работы с ним. Он пришел ректором, может он не был теоретиком, но он был большой практик. Он как раз что будет необходимо будущему партийному работнику. Какая нужна теория, какая нужна практика. Я с удовольствием вспоминаю то время, когда мы вместе работали. Он был очень хорошим руководителем. Грамотный, в каких-то ситуациях - мудрый. Проректор по научной работе Стремский Виктор Петрович и другим зама он дал полную свободу в принятии решений и действий. Естественно, он контролировал, направлял, но мы были абсолютно свободны. Сейчас я смотрю руководитель на себе все замыкает, а потом говорит, у меня плохие помощники, ничего сделать без меня не могут. Вот этого никогда у него не было. Мы были всегда были уверенны в своей работе, каждый на своем участке. Никогда не чувствовали никакого ущемления хороший коллектив был. Еще одним важным достоинством этого заведения нужно отметить, что там были очень хорошие научно-педагогические кадры. Эти люди имели хорошую теоретическую подготовку, знали практический опыт партийной советской и государственной службы, очень сплоченный и стабильный коллектив был. Сейчас все стараются быстро ретироваться, постоянно менять место и должность. А тогда люди работали по 10, 20, 30 лет заведующими кафедр, профессорами, они были известны в научной среде, известны в стране. Тогда если кто-то уходил, то только на рост куда-нибудь выше. Он уделял очень много внимания подготовке кадров из наших выпускников. Присматривались, изучали и затем рекомендовали для поступления в Академию общественных наук при ЦК КПСС в аспирантуру чтобы они могли получить степень кандидата наук. Хотелось бы еще сказать об Оразае Батырбековиче, что он пользовался авторитетом не только среди своих коллег и руководителей высших партийных учебных заведений страны.

- Как вы сотрудничали с ВПШ других союзных республик?

- Существовала негласная конкуренция трех высших партийных школ: Ленинградской, Киевской и Алматинской. Они всегда конкурировали между собой, высшие партийные учебные заведения соревновались между собой по разным параметрам. Оразай Батырбекович всегда был на высоте. Мне приходилось бывать с ним на совещании среди руководителей высших партийных заведений страны, Оразай Батырбекович всегда занимал такую лидирующую позицию среди коллег. Поэтому н базе нашей ВПШ проходили всесоюзные совещания по совершенствованию учебного процесса по тем или иным направлениям. У него был такой огромный авторитет в Советском Союзе.

- Алма-Атинская Высшая партийная школа (ВПШ) была создана в 1946 г. для подготовки руководящих партийных кадров.

- В тот период принимали людей со средним образованием, после войны страна нуждалась в руководящих кадрах, и направляла на учебу. А позже ситуация стабилизировалась. Тогда очень сильной была курсовая система подготовки, то что сейчас в рамках пяти институциональных реформ идет активная подготовка и переподготовка кадров государственных служащих в ту пору тоже существовала система переподготовки партийных государственных работников. Переподготовку у нас проходили работники из Киргизии, Таджикистана.

- А как шла подготовка кадров для дальнего зарубежья?

- В тот период закончилась война с Пол Потом и по заданию партии в Алма-Ате ВШП приехали партийные работники с Камбоджи, которые прошли войну. Были большие сложности, они не знали русского языка, мы не знали кхмерского. Вот так мы начинали. Я благодарна Оразай Батырбековичу. Он мне доверил работу с этими гостями. «Вы, говорит, женщина и вам будет легче найти с ними общий язык и подход». Я с ними как с детьми, изъяснялась, они все после войны прибыли с подорванным здоровьем и нуждались в лечении. Оразай Батырбекович помог в размещении их в санатории «Алатау», там они 3 недели находились на лечении. Я помогала им, понимала, водила к врачам, на процедуры. Мой первый выпускник закончил аспирантуру в Москве, сейчас посол в Москве, недавно звонил. К сожалению, один из слушателей скончался здесь, мы ездили в Камбоджу выразили соболезнование его семье.

- Таким образом, кроме АВПШ какие учебные заведения были по подготовке руководящих кадров?

- Алматинская ВПШ была единственным учебным заведением подобного типа.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?