Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Династия Асылұя – правители Хуннской империи

2760
Династия Асылұя – правители Хуннской империи - e-history.kz
В китайских летописях история племени хунь-юй («қоңыр үй») начинается еще в III тысячелетии до н.э., а в I тысячелетии оно уже стало основой хуннского народа, состоящего из 24 племен.

В написании статьи использованы материалы из книги «Тайная история казахов» Бекжана ӘДЕНҰЛЫ

 

Сам народ назывался хоныр, но в китайские летописи проник уже под названием «хунь». Здесь следует отметить, что казахское слово «қоңыр» («хоныр») в переводе на русский язык означает «коричневый». Из-за постоянного ветра и под палящим солнцем территории современной Монголии кожа представителей племени стала коричневой, в честь чего соседние народы гористой местности Центрального Китая и Синьцзяня назвали его «хоныр». Но в китайские письменные памятники название народа попало уже как «хунь». Причина несоответствия кроется в специфике китайского языка, где отсутсвовал звук «Р» и по этой причине китаец слово хоныр произносил виде «хунь» (без звука «Р»). Другими словами, если в русском языке «қоңыр» звучало бы как «хунр», то китайские летописцы переиначили слово «хоныр» на китайский лад («хунь») и именно под этим названием внесли его в анналы мировой истории.

В V-IV в. до н. э. образовалась знаменитая Хуннская (хунь) империя. Власть империи принадлежала правящему племени «силюань-ди». В состав Хуннской (хунь) империи входило 24 племени, из которых 4 племени («силюань-ди», «хуянь», «лянь» и «сюйбу») считались «аристократическими» и принимали решающую роль в государственном управлении. Структура и система власти была разделена между собой между аристократией. К примеру, если высшая власть в государстве («шанью») была прерогативой исключительно племени «силюань-ди», то племени «сюйбу» принадлежала судебная система государства. Правящее племя «силюань-ди» допускало возможность брака только на представителях трех вышеуказанных правящих племен. Остальные же 20 племен обладали равными правами, имели своих вождей и свой вооруженный отряд.

 

«Знатных родов у хуннов в эпоху Модэ было три: хуянь, лань и сюйбу. Во главе хуннской державы стоял шаньюй, что в переводе означает «величайший». Род, к которому принадлежали шаньюи, назывался силюань-ди»

Лев Гумилев «История народа хунну»

 

С помощью Ондасына Абдрахмана, ведущего синолога и специалиста в области китайского языка, мы изучили названия аристократических племен и пришли к выводу, что племена «хуянь», «лянь» и «сюйбу» — это племена куман (құман), улан (ұлан, алан) и сурбори («сұрбөрі» — это и есть известное племя «көкбөрі»; дело в том, что в казахском языке «көк аспан» и «сұр аспан» имеют одинаковый смысл. К примеру, «көк бөрі» и «сұр бөрі» имеют одинаковый смысл) соответственно. Что касается правящего племени «силюань-ди», то этимологический анализ слова показал, что оно было производным от слова «Асылұйаңдар» (хуннское окончание «-дар» было сокращено на китайские «-ди» из-за отсутствия звука «Р»). Таким образом, название правящего племени Хуннской империи «асылұйаң-дар» было внесено в китайские исторические рукописи как «силюань-ди». Другими словами, настоящее название правящего племени Хуннской империи – Асылуя («Асылұя» - «драгоценное гнездо»). Это доказано абсолютной идентичностью современного казахского и древнего хуннского языков, что говорит о том, что казахи – прямые потомки легендарного народа хунь.

Китайская империя была заинтересована в ослаблении Хуннской империи, стараясь очернить репутацию правящей династии и, по возможности, вбивать клин в отношения четырех правящих племен. Из ниже приведенных данных видим, что китайцы в I веке (11 год) пытались нарушить традицию хуннов, присвоив титул шаньюй («шыңүй») человеку из  другого племени, но хуны не признавали в этом качестве, никого, кроме людей из племени «силюань» («асылұя»). Свидетельством того, что традиция «власть должна принадлежать только потомкам ханов» сохранялась без изменений до XVII века, служит признание великим Толе би Сабалака, который из-за своей неизвестности пас его лошадей, ханом всех казахов Сабалака.

 

«В I веке китайская правящая знать обманом заманила одного представителя племени хуянь и постаралась избрать его шанью. Однако ни он, ни его племя не поддались на уговоры китайцев. В этих же записях также содержится информация, что весь хуннский народ признавал правителем только члена племени силюань»

Лев Гумилев «История народа хунну»

 

Выше мы уже указали каким образом (из-за отсутствия звука «Р» и некоторых отличиях в звучании иноязычных слов на китайском наречии) собственное название хуннов было изменено и внесено в китайские источники. Если четко следовать правилам китайской фонетики, то «қазақ», «сақ», «ошақ» и «хоңырмын» должны звучать как «хасакы», «сакы», «юэчжакы» и «хуньмуны» соответственно. Однако китайский язык сильно «сокращает» слова иностранного происхождения, поэтому те же «қазақ», «сақ», «ошақ» и «хоңырмын» в рукописи китайской древности попали как «хаса», «си», «юэчжи» и «хуньмо». Для человека, вникающего в суть, несложно заметить, что имена легендарного правителя хуннов Моде должны звучать как «Мүде», его отца Тоумань должны звучать как «Таумаң», а название шанью должны звучать как «шыңүй». Это объясняется тем, что вышеуказанные имена и названия принадлежат хуннам, а хунны – тюркоязычный этнос, а вместе с тем - прямые предки казахов.

Народ, образованный от взаимной ассимилиации двух народов (саков и хуннов), назывался в IV веке «Хұңзақ» («сторона хуннов», «зақ» аналог современного слова «жақ»), а ближе к VII веку название через промежуточный «Хзах» (утратив часть «ұң») окончательно изменился на «ХАЗАХ». Из этого следует, что казахи образовались от объединения хуннского и сакского этносов, поэтому звучание и смысл хуньских названий наиболее четко раскрывает только казахский язык. Имя Моде – это Мүде (значение «желание, цель»), имя его отца Тоумань – это Таумаң (значение «величавый как гора»). Шанью – титул правителя империи. Если исправить шанью на «шыңүй» («шың» - вершина, «үй» - дом; «шыңүй» - высочайший дом), то значение слова будет прямо предполагать правителя ровно также, как и «ханүй» или «патшаүй». Следовательно, «шанью» в китайских источниках - то же самое, что и «шыңүй» на хуннском языке.

Согласно данным китайских историков, родственники шыңүй (принцы) делились на две группы: «принц восточного джука» и «принц западного джука», где словом «джук» («жік») обозначали современное понятие «ру» (род). Если говорить современным языком, то шыңүй делились на «принцев восточных ру» и «принцев западных ру».

 

«Высшие чиновники были все ближайшие родственники шаньюя. Восточный Чжуки-князь — обычно наследник престола»

 Лев Гумилев. История народа хунну

 

У казахов есть поговорка «өзара жік-жікке бөлініп араздаспа», что означает «не враждуйте меж собой, разделившись на рода (ру)». Здесь присутствует слово «жік», которое в том или ином виде присутствует в названиях народов (сельджук, борджигин). Так, народы «селджук» и «борджигин» на самом деле – это «асылжік» и «бөріжігің» соответственно («жік» и «жігің» в значении «ру» и «руың»). Cлово джигит («жігіт») и вовсе сформировано от слова «жік ет» (сила рода). Дело в том, что русское слово «мышца» на казахском языке – «бұлшық ет», которое часто обозначает силу. В те далекие времена главная сила родов формировалась из молодежи, которых так и называли «жік ет». Позже это слово окончательно сформировалось в виде слова «жігіт», по сей день обозначающий «молодых мужчин». Казахи называли людей из другого рода, имеющие с ними сватовские связи, словом «жекжат» («жік жат»), буквально означающее «человека из чужого рода». Это говорит подтверждают то, что у казахов в прошлом вместо современного слова «ру» употреблялось слово «жік».

То, что народ династии Асылұя на самом деле казахи, то, что казахи – непрерванное продолжение хуннского этноса, доказывает то обстоятельство, что название «Асылұя» со времен существования хунь-хуннов, не претерпев никаких деформаций, дошло до нас в присущем казахам виде. 

Практически все тюркские народы к названию государства прибавляют слово «стан». Даже русскоязычные казаки, чьи предки тоже были из числа казахов, место собрания в поход называют словом «стан» (в период славянизации слово «стан» деформировалось в «станицу»). Центр страны, место, где заседают правители, казахи называют «Астана» (столица), которое произошло от слова «Ас-станы».

Когда тюрки сельджуки завоевали Константинополь, они стали называть его в «Истанбул» от слов «ұстан бұл» («это наше место сбора»), что обозначало «центральное место, столица». Это, в свою очередь, доказывает, что «стан» произошло от слова «ұстан» («соберись») в значении, к примеру, Казах-стан – это место сбора казахов, Татар-стан –  это место сбора татар и так далее. Получается, народ казахов называл центральное место, где заседают правители от династии Ас (асылұя), словом «Ас-станы», что впоследствии стало «Астана», означающие «столицу». 

Как известно, династия Асылжік вышедшая из казахский степей, из района Сырдарии, в Х веке завоевала земли нынешнего Туркменистана и распространила среди огузов религию Ислам. Династия, правившая в ХІ веке огузским народом и позже основавшая Османскую империю, под влиянием арабской письменности в историю попала под названием «сельджук» («асылжік»). Принцы Асылжік (селджук) и позже потомки Чингисхана называли себя «султан», что прежде было образовано от слова «асылдан». Трансформация этого слова связана с тем, что раньше принцев именовали «Асылдан» («из Асыл») и под влиянием арабской письменной культуры заглавная буква «А» отпала, окончательно сформировав слово «султан».

Династия Асылжік (селджук) происходит от династии Тюрков Ашина,правившие в ІV веке хуннами Ордоса, а в V веке перебравшиеся на Алтай и основавшие в VI веке Тюркский каганат. Китайцы род (ру) Тюрков Ашина в своих письменностях называли «Тугэ Асянь-ше», а на хуньском языке она звучит как «Төргі Асұяңшы» («Асұяңшы» переводится как «из династии Асұяң», а слово «Төргі» означает «почетное верховное», т.е. «Төргі Асұяңшы» – это «Верховный род из династии Асұя» (асылұя)). Отсюда следует, что “Тюрки Ашина” - род Төргі из династии Асылұя.  Причина таких пертурбаций в названии Төргі Асұяң-шы состоит в ротацизме китайского языка (отсутствие фонемы “Р”, что повлияло на появление «тугэ асянь-ше») и ирано-арабских фонетических особенностей, которые в конечном итоге сыграли решающую роль в занесении названия «тюрк ашина» в свои исторические источники. Существует еще одна вариация Төргі Асұяңшы – «тюргеш», которая является сокращением слова «тюрк ашина». Из этого следует, что царствовавшие в VII веке в Центральной Азии тюргеши тоже представители Төргі Асұяңшы-Тюрк Ашина.

 

«У ордосских хуннов, как и у их предков в эпоху расцвета державы, кочевой быт и родовой строй были в полной силе. В источнике перечислено 19 родов, причем «все имели свои стойбища и не смешивались». Знатные фамилии те же: хуянь, бу (сюйбу), лань и цяо (циолин). Род сюйбу владеет должностью жичжо. Род лань  – должностью цзюйкоев, а род цяо – должностью данху, а также новыми должностями – духоу, чэянь. О положении рода хуянь нет данных, и это понятно: ведущая часть этого рода откочевала на запад еще в 93 г. Оказывается, что шаньюи теперь избираются исключительно из рода Тугэ»

Лев Гумилев «История народа хунну»

 

Здесь Лев Гумилев название рода «асұя» указывает как «цяо». Следовательно, «асылұяң» (силюань) и есть «циолин». Также изменения коснулись и рода «сұрбөрі» (сурбури или сюйбу), которое укоротилось до «бу» (бөрі-бори). Что касается рода хуянь (құман-куман), то в І веке основная часть рода ушла на запад. Из римских источников известно, что на берегу современной реки Кубань, которое тогда называлось Куман, в І веке обосновалось племя Куман. Потомками племени куман являются нынешние кумыки, язык которых очень схож с казахским языком. 

Известно, что у казахов принято сажать правителей на почетное «верхновное» место (төр). Следовательно, значение слова «төргі» - верховный. Мы считаем, что слово «тюрки» представляет собой искаженное слово «төргі», что означает, что название «Төргі Асұя» в иноязычных исторических записях превратилось в «Тюрки Ашина». После XIII века появился еще один вариант названия слова «Төргі» – «Төре». Именно так назвали верховный род, образовавшийся из потомков Чингисхана.

Ученые выяснили, что правитель гуннов Баламир (дед Аттилы) - пятнадцатый потомок основателя древней империи Хунь шанью Мүде (Моде). Из этого следует, что и Аттила - потомок Асылұя. К слову, исконное имя правителя Аттилы – Аттылы, что с казахского языка переводится как «человек имеющий много лошадей».

На части территории, где ранее главенствовали гунны Аттиллы, позже в промежуток между VІІ и ХІ веками существовала империя Ұлы Бұлғар (Великая Булгария) и территория нынешней Болгарии была его самым крайным регионом, граничащая с Византийской империей. Когда в конце Х века распалась империя Ұлы Бұлғар (Великая Булгария), Византийская империя завоевала территорию нынешней Болгарии и она 169 лет была в составе Византии. За эти годы тюркоязочные булгары, присягнув Византии, приняли  христианскую веру и перешли на церковно-славянский язык, в конце концов став славянской нацией «болгар».  Этот народ позже, под руководством главенствующего рода (ру) Асен, получив независимость от Византии, в XII веке образовал Болгарское Царство.

 

«До 865 года правители Болгарии носили неизвестный титул «ханас ювигий». При (князе) Борисе страна официально приняла христианство (от Византии, по восточному обряду), и правители стали носить титул князя, а затем царя. С 1018 по 1187 годы территория Болгарии являлась провинцией Византии, хотя была подтверждена автономия болгарской церкви (Охридского архиепископа). Болгaры рода Асен, жившие в Тырново, в 1185 году отправили посольство к византийскому императору Исааку Анелу с просьбой подтвердить их владения. Высокомерный отказ и избиение посольства стали сигналом к восстанию»

Из истории Болгарии

 

История Болгарии знает много наименований правителей: сначала правителей именовали «ханасювеги», значение которого так и осталось неизвестным, потом правителей стали называть князьями, а позже, когда был заложен фундамент Болгарского Царства, правителей звали царями. Несмотря на то, что историки не могут объяснить значение слова «ханасювеги», тут недвусмысленно прослеживается связь с казахским словом «хан асүй бегі» («бек из ханского дома Ас»), означающее, что представителей правящей семьи (принцев) тюркоязычные булгары называли «хан асүй бегі». Наличие в этом титуле слова «асүй» подчеркивает тот факт, что империей Ұлы Бұлғар (Великая Булгария) правили представители династии Асылұя. То, что основателями Болгарского Царства является ру Асен и указанное в болгарской истории имя Аспарух хана - лишнее подтверждение нашим словам.

В последние годы узбекские ученые перевели рукописи Ибн Батуты из первоисточников на узбекский язык. Они подтверждают, что столицей, основанной Чингисханом, империи Алтын Орды в рукописях обозначен город «Ас-сарай», а не «Ақ сарай» как указывали российские ученые. Вспомним, что правителя империи Хунн нарекали шанью (шыңүй), а свое собственное имя Чингисхана - Теміршың (пресловутое отсутствие фонемы “Р” китайского языка деформировало его в «Темучин»). В обоих именах - Теміршың и Шыңғысхан (Чингисхан) - не просто так присутствует слово «шың». «Шың» в этих именах означает потомственность от шанью Моде (Мүде шыңүй), основателя Хуннской империи. Теміршың после восхода на престол сменил имя на Шыңғысхан (Чингисхан) и причина этого поступка неизвестна. Однако правильная вариация имени выглядит не как Шыңғысхан, а как «Шың-ас-хан», где «Шың» – это «человек, титулованный шанью-шыңүй», «Ас» - это «потомок из рода «Асылұя», а «Хан» – это «правитель». Теміршың (Темучин), взяв себе имя «Шың-ас-хан», обозначил тем самым, что он имеет полное право властвовать над всей территорией Евразии, где проживали тюркоязочные этносы, поскольку со времен империи Хунь над всеми тюркоязочными народами и странами правили только люди из династии Асылұя.

Таким образом, можно предположить, что причиной искажения имени «Шың-ас-хан» на «Чингисхан» может быть только влияние иноязычных письменных источников. Свод законов, которого придерживался Чингисхан, назывался «Яссы» и существует большая вероятность, что настоящее ее название – «Асы». Это значит, что правила «Асы» (яссы), которых придерживался Чингисхан, была конституцией Ас-ов, что говорит о том, что она была сформирована в династии Асылұя.

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?