Тысячи акмолинцев погибли в тяжелых боях за Родину. Не многие дожили до этого праздничного дня. Ныне в Нур-Султане проживают 44 ветерана Великой Отечественной войны.
22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на СССР. Население Акмолинской области, как и каждый житель республики с пониманием и поддержкой встретило заявление правительства о нападении фашистской Германии.
О своей решимости удесятерить трудовую энергию, повысить организованность и дисциплину, заявляли на митингах и собраниях рабочие Акмолинска. Железнодорожники выражали готовность обеспечить все военные и народнохозяйственные перевозки. Колхозники Журавлевки, Колутона, Урюпинки и других сел заверяли, что обеспечат армию и страну необходимым количеством продовольствия и сырья.
В середине июля 1941 года в области развернулась мобилизация в действующую армию. Акмолинск, благодаря своим транспортным связям, в годы войны сыграл важную роль в формировании воинских частей и соединений. Наркоматом обороны СССР здесь были укомплектованы и обучены три стрелковые (310-я, 29-я, 387-я) и одна (106-я) кавалерийская дивизии. Остальная часть мобилизованных акмолинцев была отправлена в войсковые части, формирования других областей и республик страны. На всех фронтах сражались уроженцы области. В водах Баренцева моря погиб капитан-лейтенант А. Е Моисеев, командир подводной лодки «Щ-401»‚ потопившей в двух боевых походах два транспорта противника. В Сталинграде снайпер Маменов истребил 253 солдата и 18 офицеров вермахта (погиб при освобождении Украины).
В этом доме в 1941 году формировалась 29-я стрелковая дивизия. Акмолинск, фото 1977 года.
В начале войны в областной и городской военкоматы стали прибывать добровольцы и мобилизованные с Акмолинска, Атбасара‚ Вишневки. Приказом Военного Совета Среднеазиатского Военного округа №1 от 15 июля 1941 г. началось формирование 310-ой стрелковой дивизии. В условиях военного времени на формирование и ускоренное обучение бойцов и командиров отводился всего 1 месяц. Командиром дивизии был назначен полковник Н.М. Замировский. Под временные казармы горсовет выделил здания школы, дома пионеров, церковь. Мощности городского хлебозавода не хватало, поэтому в военном городке развернули две походные хлебопекарни.
20 июля 1941 г. командир дивизии полковник Никифор Замировский проинспектировал военный городок и нашел массу недостатков.
«1. Медленно идет распределение личного состава по частям, бойцы долго ожидают и сидят без дела.
2. Не все привлечены к занятиям.
З. Строевой подтянутости нет ни у рядовых, ни у офицеров.
4. Утренние и вечерние переклички проводятся не везде. Осмотр на вшивость проводится небрежно.
5. Дворы, помещения не убраны и загрязнены.
6. Подготовка пищеблоков выполняется медленно, в особенности в 1082 стрелковом полку.
7. На санитарных пропускных нет мыла, не все личные вещи сдаются в дезинфекцию. Не назначены дежурные по баням».
Из приказа № 09 от 20 июля 1941 г.
Большинство командиров батальонов прошли службу в рядах Красной Армии, имели боевой опыт в боях на озере Хасан и Халхин-Гол. Например, младший политрук Серик Шарипов отслужил в рядах Красной Армии в 1937-1939 гг., был награжден орденом «Красная звезда» за участие в боях на Халхин-Голе.
До конца июля бойцы прошли ускоренную учебную подготовку, научились окапыванию в условиях ведения военных действий, на огневую подготовку было выделено всего по 2-3 патрона на солдата.
30 июля части дивизии были приведены к военной присяге. К середине августа 1941 года дивизия получила полное снаряжение, обмундирование, материальную часть и 18 августа части 310-ой стрелковой дивизии отбыли на фронт.
Сразу же после отбытия 310-ой стрелковой дивизии, местные партийные, советские органы начали работу по формированию очередной стрелковой дивизии из числа мобилизованных, прибывших из Северо-Казахстанской‚ Кустанайской, Акмолинской, Карагандинской областей. Части дивизии были размещены в только что опустевшем военном городке‚ в районе Соленой балки, где уже были возведены пищеблоки и ограждения. Для рядового и младшего командного состава разворачивали палатки. В виду отсутствия помещений отдельные подразделения располагались в вагонах.
С 20 августа по 6 ноября 1941 года бойцы дивизии занималась боевой подготовкой по программе ускоренной подготовки частей РККА. За 2,5 месяца боевой подготовки удалось отработать не только одиночную подготовку бойца, подготовку отделения, взвода, но провести полковые и дивизионные учения. Все части дивизии отрабатывали марш, встречный бой, наступление, оборону. В конце октября 1941 г. части дивизии были приведены к военной присяге и в ночь на 7 ноября 1941 года, погрузив технику и военное снаряжение в вагоны, дивизия направилась на защиту Москвы.
12 ноября 1941 г. под грифом «совершенно секретно» вышло постановление ГКО № 894 «О формировании национальных воинских соединений в Союзных Республиках СССР». 24 ноября 1941 г. на заседании Бюро Горкома КП(б)К Акмолинской области была утверждена разнарядка городской комиссии на поставку за счёт совхозов, предприятий, учреждений и организаций города для бойцов обмундирования и конского снаряжения для формируемого в Акмолинске национального воинского соединения. В комплект обмундирования входили полушубок, пара сапог, брюки тёплые, гимнастёрка, шапка-ушанка, перчатки тёплые, 2 полотенца‚ 2 носовых платка, вещевой мешок, кружка, столовая ложка, ремень, котелок. В комплект конского снаряжения были внесены седло с полным вьюком, уздечка, недоуздок, потник, переметная сумка, сетка для сена, торба, щётка, скребница, попона, чембур (цепь), портупея для клинка, водопойное брезентовое ведро. Комплекты обмундирования и конского снаряжения надо было изготовить и сдать в горвоенкомат к 5 декабря 1941 г. Личный состав национального воинского соединения разместили в районе городка машинистов, на сороковом разъезде и в частных домах горожан, имевших большие крытые дворы для конского поголовья. Например, в доме Аймишевых располагались 15 кавалерийцев со снаряжением и конями, которые укрывались в крытом дворе сарае. В начале марта 1942 года 106 кавалерийская дивизия была отправлена в действующую армию в состав 6-го кавалерийского корпуса.
10 декабря 1941 года военный отдел ГП КП(б)К г. Акмолинска получил телефонограмму из Среднеазиатского военного округа о подготовке зимних казарм для бойцов и командиров еще одной формируемой дивизии. На формирование и боевую учебу дивизии отводилось около четырех месяцев. В декабре 1941 г. в г. Акмолинск началось формирование 459-ой стрелковой дивизии (приказ Среднеазиатского военного округа № 00121 от 04.12.1941 г.). Из-за нехватки зимних казарм и помещений в г. Акмолинске часть подразделений дивизии пришлось расквартировать в г. Караганде. Штаб дивизии разместили в деревянном особняке бывшего купца С. Хлебникова. Во изменение приказа № 00121 Среднеазиатский военный округ издал приказ № 004 от 18.01.1942 г. о присвоении бывшей 459-ой стрелковой дивизии № 29. Если 310-ой стрелковой дивизии на формирование и ускоренную боевую подготовку отводилось всего около одного месяца, З87-ой стрелковой дивизии два с половиной месяца, то 29-ой стрелковой дивизии около четырех месяцев. Это существенно повлияло на качество подготовки боевого состава дивизии. За четыре месяца формирования и боевой учебы 29-я стрелковая дивизия полностью отработала во взаимодействии со всеми частями встречный бой, наступление, оборону, марш в пешем строю по заснеженным степным просторам. Материальная часть и военная техника на учениях использовалась полностью. В середине апреля 1942 г. на железнодорожных станциях г. Акмолинска и Караганды части дивизии погрузились в вагоны эшелонов и отбыли в резерв Верховного Главнокомандования.
В 310-ю, 387-ю‚ 29-ю стрелковые дивизии и 106-ю национальную кавалерийскую дивизию в ходе формирования добровольно и по мобилизационному плану из г. Акмолинск было призвано 9783 человек.
С мая 1942 года в Акмолинске стали формировать только маршевые подразделения для пополнения действующей армии. Одна за другой направлялись на фронт маршевые роты, сформированные из мобилизованных акмолинцев. Только в 1942 году через 39-й запасный полк для пополнения частей действующей армии было отправлено 4784 человека.
Акмолинцы достойно защищали Родину под Ленинградом, Москвой, Сталинградом, освобождали земли Украины, Беларуси, Молдовы. Их героизм был высоко оценен военным руководством. 38 воинов-акмолинцев были удостоены высшего отличия звания Герой Советского Союза, 7 награждены орденами Славы трех степеней. Но многие из них не вернулись домой, погибли смертью храбрых.
Наш долг помнить о подвиге наших отцов всегда, а не только в день Победы.