АБАЙ КУНАНБАЕВ

29.09.2016
9599

(1845-1904), поэт, просветитель, основоположник письм. казах. лит-ры, родоначальник казах. лит. яз., философ, композитор, переводчик, общ. деятель. Род. в се-мье знатного и богатого рода биев и аристократов Кунанбая Оскенбаева. Прадед Абая — Ыргызбай был батыром и бием. Значит. вкладом А. К. в развитие художеств. прозы и обществ. мысли явл-ся «Слова назидания» — «Гаклия» (1890- 1898). Содержание книги составляют 45 «Слов назидания», многообразных по тематике. Важную роль эти заветы сыграли в приобщении молодежи к духовным истокам нар. мудрости. Центр. идея «Слов назидания» — вера в торжество гуманистич. идеалов, в безграничные возможности родного нар. Органичная часть творч. А. К. — пер. на казах. яз. произв. русс. классиков (ок. 50 пер. из произв. А. Пушкина, М. Лермонтова, И. Крылова). Метод вольного перевода позв. поэту творчески подойти к лучшим произв. русс. лит-ры и передать их в восприятии казах. нар. Лит. и эстетич. наследие А. К. — нац. гордость казах. нар. Образ выдающегося поэта-просветителя запечатлен в произв. лит-ры, музыки, изобразит. иск-ва. Его жизнь и творч. вдохновили М. Ауэзова на созд. романа-эпопеи в 2 книгах: «Абай» и «Абай жолы» («Путь Абая»). Произв. А. К. переведены на мн. яз. нар. мира. Муз. наследие А. К. занимает особое место в ист. казах. нац. иск- ва. А. К. прекрасно знал песни и кюи, высоко ценил песни нар. композиторов Биржан-сала, Акан-сери, Таттимбета, Жаяу Мусы и др. Муз. дар поэта нашел свое отражение в лирич. песнях. В творч. А. К. имеется цикл песен, созданных на основе стихов, переведенных с русс. яз. На стихи А. К. писали песни и романсы комп. М. Тулебаев, С. Мухамеджанов, Г. Жубанова, М. Койшыбаев, Н. Тлендиев и др. Именем А. К. названы Казах. гос. академ. театр оперы и балета, Казах. нац. пед. ун-т в г. Алматы, центр. проспекты городов Казахстана, пик в отроге хр. Иле Алатау. В г. Алматы (1960), Семей (1977), Москва (2006), Астана (2010), Пекин (2014) А. К. установлены памят.

Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?
Высоко
Средне
Крайне неудовлетворительно