Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Основные этапы, итоги и проблемы освободительных движений периода присоединения Казахстана к России

6001
Основные этапы, итоги и проблемы освободительных движений периода присоединения Казахстана к России - e-history.kz
В национально-освободительной борьбе казахского народа пери­ода присоединения края к России можно выделить общие закономер­ности и ряд малоизученных аспектов.

Крестьянское движение в Казахстане периода присоединения Казахстана к России рассматриваются исследователями как одно из звеньев в истории национально-освободительной борьбы народов Российской империи. Однако о характере, особенностях борьбы казахского народа против колониальной политики России до сих пор среди ученых нет единого мнения.

Расхождения во взглядах по важнейшим вопросам народно-осводительного движения в изучаемый период объясняется прежде всего недостаточной изученностью социально-экономических отношений накануне, в период и после подавления  восстаний. Сохранение в современной Казахстанике порою диаметрально противоположных суждений, в некоторой степени следует интерпретировать отсутствием серьезных документальных сборников и материалов. По инициативе Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова были проведены конференции, посвященные 280-летию Абылай-хана, 190-летию со дня  рождения хана Кенесары Касымова и 155-летию восстания под его руководством. Региональная конференция «Национальные движения в условиях колониализма (Казахстан, Средняя Азия и Северный Кавказ)», объединившая усилия ученых по изучению данной проблемы, во многом способствовала расширению творческих контактов, взаимному обмену взглядов, выработке новых концептуальных позиций, выявлению специфики освободительных движений в различных регионах и обобщению устоявшихся положений в этом аспекте.

Первым и одним из самых значительных выступлений народных масс явилось движение под предводительством Срыма Датова. Основными причинами выступления казахов в Младшем жузе стали запрещение царизмом перехода казахов «на внутренюю сторону», за Урал, ущемление прав части казахской знати, неограниченная власть хана и злоупотребления его ближайшего окружения. Батыру Срыму были присущи наивно-монархические иллюзии, характерные для многих предводителей крестьянских восстаний в России. Веры в «хорошего хана» не избежал и Срым Датов. По отношению к биям он придержи­вался в основном иной политики — старался привлечь их на свою сторону, шел на уступки, соглашаясь на восстановление ханской власти. Такая тактика руководителя восстания существенно тормо­зила его развитие, хотя антиколониальный и антиханский характер сохранялся до последнего этапа движения.

В изучении восстания остается ряд дискуссионных проблем, нере­шенных, противоречивых моментов. Спорным остается вопрос о роли родовых старшин в восстании, не конкретизированы характер отношений Срыма Датова с влиятельными биями Младшего жуза, причины прекращения движения и ухода батыра со своими сторонни­ками в пределы Хивинского ханства в 1802 г.; до сих пор не выяснены обстоятельства его гибели.

Более четко была выражена антиколониальная и антифеодальная направленность массовых выступлений в крестьянском восстании 1836—1838 гг. под руководством батыра Исатая Тайманова, вспыхнув­шем уже в завершающий период присоединения обширного края к России.

Восстание 1836/38 гг. проходило в несколько иной ситуации, чем предыдущее движение: присоединение основной части территории Казахстана было завершено, колонизаторская политика царизма приобретала все более открытый характер. Уставы «О сибирских киргизах» 1822 г. и «Об оренбурских киргизах» 1824 г., введение в Младшем жузе дистаночной системы управления были призваны облегчить захват казахских земель царской администрацией. Оттес­нение казахских родов на малоплодородные земли, фискальная по­литика царизма — все это придало восстанию прежде всего антико­лониальный характер.

Основную движущую силу восстания составляли рядовые кочев­ники до последнего момента, невзирая на превосходство в силе объединенных отрядов карателей и окружения хана Жангира, про­явившие верность Исатаю, в то время как бии и старшины, примкнув­шие к отряду Исатая Тайманова на первоначальном этапе, пошли на предательство, стремясь выторговать у хана уступки, ведя с ним переговоры в обход предводителя движения. Соглашательская пози­ция бийско-старшинской группы в значительной степени ускорила поражение восстания.

В истории движения 1836/38 гг. немало спорных моментов, нужда­ющихся в углубленной разработке. Не изучены взгляды, личность Исатая, его сподвижников, имеются разночтения в определении численности восставших. По существу, объектом изучения становят­ся лишь деятельность Исатая и Махамбета Утемисова. Известные батыры, оказавшие поддержку Исатаю, стойко боровшиеся под его знаменем до Акбулакского сражения (12. VII. 1838 гг.), их взаимоотно­шения с ханом Джангиром, его окружением — еще ждут своих иссле­дователей.

Ряд вопросов восстания, могущих раскрыть особенности на пос­леднем его этапе может быть исследован во взаимной связи с восста­нием хана Кенесары Касымова, отдельные отряды которого действо­вали в июле-августе 1838 гг. в западных районах Младшего жуза; детализацию программы этого стихийного выступления следовало бы осветить на стыке двух родственных наук – истории и литературы на основе тщательного изучения поэтического наследия Махамбета Утемисова.

В истории национально-освободительного движения особое мес­то занимает самое крупное в XIX в. — восстание 1837-1847 гг. По размах, воздействию на политику России, охвату, длительности и упорству оно значительно отличается от предыдущих и последующих выступлений казахского народа. Начавшееся как протест против колониальных захватов, строительства в Среднем жузе военных ли­ний и организации округов восстание под руководством хана Кенесары Касымова в течение 10 лет наряду с движением горцев Кавказа отвлекало силы, средства могущественной империи, отодвинуло сро­ки военного покорения части Среднего и Старшего жузов, закончив­шись поражением на земле кыргызов.

Оно было самым мощным движением казахского народа против колониальной политики царизма. Восстание произошло в тот момент, когда царская Россия, расширяя свои колониальные владения, решила покончить с независимостью районов, которые несмотря на административные и военные меры давления, сохраняли обособленность. 

Восстание 1837—1847 гг. по характеру, движущим силам, основ­ным целям было массовым, антиколониальным, направленным не против русского народа, а против утверждения колониальных поряд­ков и вытеснения коренных обитателей степи с веками насиженных мест. В нем немало противоречий, не выясненных обстоятельств, требующих научно-критического осмысления.

В национально-освободительной борьбе казахского народа пери­ода присоединения края к России можно выделить общие закономер­ности и ряд малоизученных аспектов.

В существенных поправках, уточнениях нуждается вопрос о роли и месте феодальных групп в национально-освободительном движе­нии в крае. В русских крестьянских войнах известны факты участия бояр, дворян, преследовавших при этом свои корыстные интересы. Такое явление наблюдалось и на всех этапах национально-освободи­тельного движения казахов, в большей степени — в восстании Срыма Датова.

К числу недостаточно изученных проблем относится тактика и военная организация борьбы казахских шаруа. Численный перевес, храбрость повстанцев порой оказывались недостаточными для ус­пешной борьбы с карательными отрядами; стихийность, локальность этих выступлений (за исключением восстания 1837—1847 гг.), отсут­ствие четкой политической программы вызывали множество слож­ных явлений, обусловив их поражение. Бии как носители идей исла­ма, участвовали во всех этапах освободительной борьбы в крае, однако, религиозные мотивы не имели большого влияния на пов­станцев. В этом кроется одна из отличительных черт восстаний в Казахстане.        

© Институт истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК, 2013

Не допускается использование материалов на других веб-ресурсах без согласия авторского коллектива 


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?