Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Социальное расслоение общества

1973
Косвенные данные средневековых источников указывают на деление общества на богатых и бедных. Только представители кимакской власти имели право носить одежду из красного и желтого шелка.

Кимаки — один из наиболее загадочных народов Центральной и Средней Азии. Имя этого народа легло в основу названия государства, хорошо известного мусульманским авторам(государство кимаков, страна кимаков, города кимаков и т.д.). 

Косвенные данные средневековых источников указывают на деление кимакского общества на богатых и бедных. Только представители кимакской власти имели право носить одежду из красного и желтого шелка. По данным аль-Идриси, в городах кимеков были не только конные, но и пешие войска [1]. Последние были представлены разорившимися кочевниками и пленными. О различиях в ценности и объеме инвентаря, положенного вместе с погребенными, свидетельствует и археологический материал из захоронений кимакских племен.

Земли кимаков являлись лакомым кусочком для караханидов, организовывавших военные походы, что иногда приводило к победам и распространению территории караханидов до Иртыша.

Как свидетельствуют многочисленные торговые пути к кимакам, пролегавшие из Булгарии в Поволжье, саманидов из Средней Азии, от огузов, карлуков, токузогузов и кыргызов, в начале X века рубежи кимекского государства стабилизировались. К этому времени исходом взаимных военных набегов кимеков и их соседей все чаще становилось мирное общение. В это время активно развивались торговые отношения. На карте Великового Шелкового пути видно отчетливое ответвление сети караванных дорог, которые вели к ставке кимакского кагана Кимекия (Имекия) на Иртыше.

Развитию торговли, ремесла и земледелия во многом способствовало имущественное неравенство. Часть лишившегося скота кочевников вынужденно переходили к оседлости (ятуки, то есть жатаки) [2].

Из золота, собираемого тюрками по береговой линии кимакского моря, царь брал обязательную долю, что говорит о наличии налоговых сборов. У кимаков была письменность, что подтверждается арабскими исследователями (в частности, путешественником Абу Далафа) и находками из Прииртышья и из тарбагатайских гор – на бронзовых зеркалах была древнетюркская надпись, датированная IX-Xвеками.

Распространенной формой религии кимаков был шаманизм. Значительное место занимали также культ Тенгри и культ предков. Отдельные группировки преклонялись реке, горам, солнцу, звездам, огню. Некоторые группы кимаков были приверженцами манихейства – религии христианского толка. Не исключено, что среди кимакской знати был распространен ислам. Об этом свидетельствует само имя Джанах ибн Хакан ал-Кимаки, написанная им по-арабски книга и отдельные особенности кимакских погребений с элементами ислама.


1.  Ал-Идриси. Нузхат ал-муштак, л. 68 б.

2.  Махмуд ал-Кашгари. Диван лугат ат-турк, III, Стамбул, 1917. – С. 11.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?