Реализация Стратегии развития «Казахстан–2030» была направлена на достижение высоких темпов экономического роста, макроэкономическую стабильность и создание условий для перехода на модель устойчивого экономического развития. Стратегическое планирование, предложенное Нурсултаном Назарбаевым, было ориентировано на повышение экономической конкурентоспособности Казахстана. Используя опыт передовых стран и казахстанские реалии, Президент продолжал усиливать роль государства в этом вопросе. Это означало, что под его руководством ежегодно тщательно анализировались итоги планирования в части ее реализации и в дальнейшем корректировались с учетом складывающейся внутренней и внешней обстановки.
Для Казахстана актуальным оставался вопрос совершенствования собственной экономической модели дальнейшего развития. На основе опыта развитых стран мира, Нурсултан Назарбаев продолжил изучение существующих двух основных моделей формирования экономики, которые привлекли его внимание: англо-американской и германо-японской, каждая из которой обладала своими достоинствами, имела собственную историю развития и становления.
Англо-американская модель развития, по своей сути являлась наиболее либеральной моделью и основывалась на минимальном участии государства в основных макроэкономических процессах и отношениях внутри страны. Такая стратегия прежде всего, базировалось на том, что ни США, ни Великобритания фактически не имели войн на территории своих государств, и поэтому экономика этих стран не нуждалась в коренных изменениях и восстановлении. Инвестиции и фондовый рынок в англо-американской модели преимущественно принадлежали рынку ценных бумаг. Переток капиталов из отрасли в отрасль происходил благодаря развитой системе финансовых инструментов и их продаже-покупке на фондовой бирже.
Коренные отличия от англо-американской модели имела германо-японская модель экономического развития. Она имела шанс доминировать в мировой экономике ХХI века. История становления этой модели уходит в 40-ые годы ХХ века, когда экономики этих стран оказались в весьма плачевном состоянии вследствие поражения во Второй мировой войне. Формирование государственного бюджета этих стран было направлено на профицит бюджета и сокращение внешних заимствований. Помимо Германии и Японии описываемую модель развития имели Сингапур, Тайвань, Малайзия, Южная Корея, а также некоторые восточно-европейские страны. Отличительной чертой развития этих стран стала жесткая политика и контроль над развитием экономических отношений внутри страны. В противовес развитому рынку ценных бумаг, германо-японская модель имела банковский сектор, который позволял производить инвестиции как внутри страны, так и за ее пределами.
Изучение экономического возрождения многих стран мира дало понимание казахстанскому лидеру, что к условиям нашей республики больше подходит опыт германо-японской модели. И это не является случайностью. После развала Советского Союза и социалистической системы планирования, когда были утрачены основные хозяйственно-экономические связи, Казахстан оказался практически в таком же положении, что и послевоенные Германия и Япония. Изучив теоретические постулаты модели, Нурсултан Назарбаев продолжает разработку казахстанской экономической концепции прорывного развития. По мнению Главы государства, инновационный прорыв в области экономики возможен был только благодаря усилиям государства, так как ни одна, даже очень крупная, компания не в состоянии была самостоятельно выйти на внешний рынок наукоемкой продукции и закрепиться на нем. Необходимо было начать с создания государственных программ, развития инновационной системы, научно-технологической базы, человеческого капитала. Перед ним стояла задача осуществить прорыв на международный рынок по трем направлениям: конкурентоспособные инновационные продукты, конкурентоспособные услуги и макротехнологии.
В ходе размышлений и практической реализации экономического реформирования Президент приходит к четкому пониманию, что экономическая модель развития должна определяться превращением государства в «локомотив» экономического роста, созданием и выведением крупных системообразующих компаний с участием государства на региональный и мировой уровень.
В 2000 году экономика страны готова сделает новый виток в своем развитии. Трансформация модели предполагала активное участие государства в формировании экономических и политических условий, стимулирующих создание транснациональных корпораций, способных конкурировать в условиях рынка как внутри страны, так и за рубежом. Начался процесс формирования экспортоориентированной модели развития.
К 2003 году в стране, в основном были завершены структурные реформы в экономике: осуществлена приватизация государственной собственности; сформирована хозяйственная среда, адекватная стандартам развитого рынка. Казахстан в числе первых государств-участников СНГ был признан развитыми государствами страной с рыночной экономикой.
2003 год ознаменовал переход страны от решения тактических задач в отраслях экономики к стратегическим. Нурсултаном Назарбаевым была поддержана Стратегия индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы, нацеленная на диверсификацию экономики и преодоление зависимости страны от сырьевого фактора. В рамках данной стратегии были осуществлены первые шаги, направленные на активную структурную перестройку промышленности и придание инновационного характера экономическому развитию страны, создание благоприятной бизнес-среды, развитие перерабатывающего производства, повышение конкурентоспособности экономики. Государственные институты, созданные в соответствии со Стратегией индустриально-инновационного развития, были наделены достаточными финансовыми ресурсами, чтобы кредитовать инвестиционные проекты, а также частично участвовать в уставном фонде создаваемых предприятий.
Перед принятой Стратегией были поставлены следующие задачи: повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности; создание предпринимательского климата, структуры и содержания промышленности; общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор производить и совершенствовать конкурентное преимущество и осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, продвигаясь к элементам с наибольшей добавленной стоимостью; стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных и экспортоориентированных производств; диверсификация экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; переход к мировым стандартам качества; наращивание интеграции в региональную экономику и в мирохозяйственную систему с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы.
Реализация Стратегии была намечена в три этапа. Первый этап – 2003-2005 годы – характеризовался созданием государственных институтов развития. Второй этап – 2006-2010 годы – был направлен на создание основных предпосылок и условий достижения поставленных Стратегией целей и задач. И третий этап – 2011-2015 годы – предполагает переход экономики страны к сервисно-технологическому уровню и достижению следующих результатов: увеличение ВВП примерно в 3-3,5 раза по сравнению с 2000 годом; доведение среднегодовых темпов роста в обрабатывающей промышленности до 8,4%; рост производительности труда по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза, а также снижение энергоемкости ВВП в 2 раза; повысить удельный вес услуг научной и научно-инновационной деятельности в структуре ВВП до 1,5%.
Эти меры позволили наблюдать высокий темп роста производства, резкое сокращение безработицы и повышение реальных доходов населения. В этом же 2003 году была принята Государственная программа освоения месторождений нефти и газа на казахстанском участке Каспийского моря на период до 2015 года.
Эти документы - Стратегия индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы и Государственная программа освоения месторождений нефти и газа на казахстанском участке Каспийского моря на период до 2015 года, определили стратегию работы в области формирования модели устойчивого развития экономики. В дополнение к ним был принят ряд программ и законодательных актов, направленных на повышение конкурентоспособности казахстанской экономики, в том числе: формирование и развитие национальной инновационной системы; углубление социальных реформ; развитие микрокредитования; развитие жилищного строительства; развитие рынка ценных бумаг; развитие промышленности строительных материалов, изделий и конструкций; развитие дорожной отрасли на 2006-2008 годы и другие.
Одновременно проводилась работа по созданию условий для развития несырьевых отраслей, обслуживающих нефтегазовое производство, а также по использованию части государственных доходов, полученных от экспорта нефти, для структурного обновления экономики страны. Для этого основную деятельность правительства Нурсултан Назарбаев нацеливал на создание стимулирующих условий для развития новых видов несырьевых товаров и услуг в частном секторе.
Работа по диверсификации структуры экономики и повышению конкурентоспособности несырьевых отраслей была направлена на улучшение технических требований к производству и торговле, на увеличение бюджетных ассигнований в развитие инфраструктуры, образования, науки, инноваций, трансферта новых технологий и здравоохранения, то есть на развитие человеческого и производственного капитала.
Одновременно с этим Глава государства не упускал из виду и вопрос создания устойчивой финансовой и налогово-бюджетной системы. Он считал, что деятельность правительства должна быть сконцентрирована на выработке системных мер, позволяющих обеспечить дальнейшее снижение инфляции, создание условий для среднесрочного и долгосрочного кредитования инвестиционных проектов, а также на обеспечении устойчивости бюджетной системы к резким колебаниям мировых цен на нефть, создании условий для развития отраслей несырьевого сектора.
В этой связи, он поддержал образование Национального Фонда Казахстана и Банка развития Республики Казахстан; проведение амнистии денежных средств; принятие законов о финансовом лизинге, о строительных сбережениях, об ипотечном кредитовании, о страховой деятельности, а также налогового кодекса.
Одним из основных приоритетов экономической модели являлось развитие малого предпринимательства. Оно позволяло использовать свою гибкость, мобильность, рыночную объективность для ускоренного поиска своего места в инновационной экономике. Нурсултан Назарбаев считал, что этот приоритет позволит создать благоприятные условия для реализации инициатив предпринимательской среды и нацелит свою помощь на те предприятия малого предпринимательства, которые имеют наибольший потенциал с точки зрения своей конкурентоспособности и повышения научно-технологического потенциала страны.
Данная концепция рассматривалась как переходный этап к новой экономической модели по поддержке и развитию малого предпринимательства на основе кластерно-сетевого подхода и новой идеологии взаимоотношений государства и бизнеса.
В 2005 году реализация Стратегии индустриально-инновационного развития РК на 2003-2015 годы позволила создать конкурентную среду в некоторых сегментах внутреннего рынка (финансовый сектор, консалтинг, страхование и др.). Однако основным источником экономического роста Казахстана оставался сырьевой сектор, развивающийся опережающими темпами и аккумулирующий большую часть инвестиций.
2006 год придал огромный импульс реформам в стране, став началом нового этапа в реализации Стратегии «Казахстан-2030». Нурсултан Назарбаев принял решение повысить конкурентоспособность казахстанской экономики на комплексной основе, по широкому спектру направлений. Ключевыми сферами государственной поддержки были определены: сектор строительства, кредитование малого бизнеса, поддержание продовольственной безопасности. Так, для решения вопроса долевого строительства застройщикам было выделено через банки второго уровня 184,7 млрд тенге. Для поддержания деловой активности малого бизнеса было обеспечено финансирование на сумму порядка 155 млрд тенге. На развитие агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности было выделено 135 млрд тенге. Всего из государственного бюджета было выделено около 550 млрд тенге.
В результате реформ начали внедряться крупные высокотехнологичные макропроекты, которые начали постепенно изменять структуру промышленности и экспорта, создали 30 корпоративных компаний-лидеров, конкурентоспособных на мировом рынке.
Начиная с 2007 года, построение индустриально-инновационной модели экономики (развитие перерабатывающих секторов экономики) становится приоритетным в политике Нурсултана Назарбаева. В этой связи он считал, что необходимо сформировать полный цикл производства в следующих отраслях промышленности: металлургия, производство строительных материалов, пищевая и текстильная промышленность; обеспечение устойчивого развития агропромышленного комплекса, формирование перерабатывающей базы; создание условий для массированного притока инвестиций в несырьевые отрасли экономики, особенно в развитие высокотехнологичных, наукоемких производств, модернизация мощностей отечественных перерабатывающих предприятий, развитие сервисной сферы; создание эффективного механизма работы институтов развития, их взаимодействие, взаимодополняемость, повышение прозрачности их деятельности; заложить основы в формировании городов-лидеров, опорных городов, являющихся «полюсами» роста в регионах; завоевать собственные «ниши» на рынке России, Китая, Центральной Азии, Каспийского и Черноморского регионов по казахстанским брендам.
Реализация намеченных преобразований в экономической сфере показало, что в 2007 году по размеру ВВП на душу населения Казахстан по классификации Всемирного банка вошел в верхнюю группу стран со средним уровнем дохода и в списке из 211 стран мира переместился на 88-ю позицию, обогнав такие страны, как Сербия, Болгария, и вплотную приблизился к таким странам, как Турция, Бразилия, Малайзия. Достижение высоких темпов стало возможным благодаря слаженной работе всех отраслей экономики. Высокие темпы роста были достигнуты как в производстве товаров, так и услуг. Наиболее быстрыми темпами росли помимо горнодобывающей отрасли обрабатывающая промышленность, строительство, услуги связи и финансовые услуги.
Дальнейшее реформирование экономики постепенно изменило казахстанскую модель, придав ей яркие черты: контроль над экономикой осуществлялся со стороны государства не в лице правительства, а в лице крупных государственных компаний, а также компаний с государственным участием; сформировался комплексный рынок капиталов в лице равных и взаимодополняющих секторов – банковского и рынка ценных бумаг.
Таким образом, экономическая модель Казахстана докризисного периода многими экспертами оценивалась как достаточно успешная. Проведение быстрых и решительных реформ позволило создать реально функционирующую рыночную экономику, провести многие успешные преобразования институционального характера. Позитивные результаты дали реформы государственного управления, пенсионного обеспечения, финансовой системы, жилищно-коммунальной сферы. Казахстанская экономика вышла на траекторию устойчивого экономического роста, которая характеризовалась высокими темпами и не прерывалась с 1998 года. По многим позициям Казахстан опережал другие страны СНГ, а по некоторым (объему иностранных инвестиций, темпам роста ВВП) входил в число мировых лидеров.
По поручению Президента 25 ноября 2008 года Правительство Казахстана разработало и утвердило План действий по стабилизации экономики и финансового сектора на 2009–2010 годы (далее – антикризисная программа). Оперативность такого шага со стороны Нурсултана Назарбаева объяснялась тем, что последствия кризиса в мировой экономике Казахстан ощутил одним из первых на пространстве СНГ. Страна в большей степени, чем другие государства Содружества была интегрирована в мировое сообщество. Этот фактор оставался доминирующим для экономического роста экономики. Так, по объемам освоенных прямых иностранных инвестиций на душу населения Казахстан – безусловный лидер среди стран СНГ. За период независимости в экономику республики было привлечено более 70 млрд долларов США прямых иностранных инвестиций. Это – 80% от всех инвестиций, привлеченных в Центральную Азию.
В рабочих записях, сделанных Нурсултаном Назарбаевым во время работы над текстом Послания народу Казахстана «Через кризис к обновлению и развитию» (6 марта 2009 г.) он писал: «Есть два пути: или мы сидим и пассивно смотрим, как кризис разрушает, или активно через кризис работаем на будущее. То есть если потери от кризиса неизбежны, то разрушительные силы его направляем на освобождение от всего ненужного. Расширяем площадки для строительства нового. …Мы выдвигаем идею плана радикального обновления, чтобы максимально использовать возможности, открываемые кризисом. Будем действовать, и мы победим».
В целом антикризисная программа
предусматривала вливание в экономику Казахстана порядка 2,2 трлн тенге, что
составляло около 20% ВВП республики, также 10 млрд долларов. США из
Национального фонда, который, аккумулировал доходы от экспортных поставок
нефтегазовых ресурсов на мировые рынки. В целом это свидетельствовало об
исключительной важности для Нурсултана Назарбаева принятия этого документа,
который обеспечивал дальнейшее устойчивое
развитие Казахстана.
От имени государства выступал Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», главной задачей которого являлось содействие развитию казахстанской экономики в условиях глобального кризиса с привлечением финансовых ресурсов национальных институтов развития. В 2008 году на капитализацию Фонда стрессовых активов из республиканского бюджета первым траншем было выделено 52 млрд тенге. В 2009 году уставный капитал Фонда был равен 122 млрд тенге.
Вторым важным направлением антикризисной программы являлись проблемы на рынке недвижимости. Государством выделялось 5 млрд. долл. США (3 млрд долларов США – из Национального фонда, и еще потенциально 2 млрд – из пенсионной системы).
И наконец, для реализации инновационных, индустриальных и
инфраструктурных проектов из Национального фонда было выделено 1 млрд долларов
США. В 2009 году привлеченные на эти цели иностранные инвестиции составили 3
млрд долларов США. В
2009-2011 годах мировой рейтинг конкурентоспособности страны находился на 72-м
месте.
Казахстан, решая проблемы, рожденные мировым экономическим кризисом, приобрел соответствующий опыт. В условиях, когда внешние источники финансирования оказались закрытыми, были разработаны стратегические подходы и принимались решения, базирующиеся на собственных возможностях и ресурсах. Это придавало уверенности в дальнейшем поступательном развитии страны. Предложенные Нурсултаном Назарбаевым меры позволили Казахстану устоять перед угрозами глобализации и выйти из кризиса, имея качественно новый уровень развития.
В результате в 2007-2008 годах в Казахстане продолжился рост экономики — прирост ВВП составил в среднем около 4%. Невысокий уровень безработицы сохранился и не превышал 7%. Уровень инфляции составил не более 10%. Сохранилось доверие к банковской системе: кредитование экономики банками второго уровня осталось на уровне конца прошлого года, а депозиты в банках за десять месяцев 2008 года увеличились почти на 21,8%, в том числе депозиты населения — на 2%.
Общий объем на 1 ноября 2008 года запасов золотовалютных резервов и Национального фонда составил более 47 млрд долл. США. Размер государственного долга не превышал 1,5% ВВП, дефицит бюджета находился на низком уровне и не превышал 2% ВВП.
Таким образом, несмотря на мировой финансово-экономический кризис, Казахстан принял новый вызов — как возможность оздоровления экономики и создания основ для ее эффективного функционирования в будущем. Кризис помог обнажить пределы развития прежней модели экономического роста, уповающей на благосклонность «невидимой руки рынка», доминирующим положением нефтедобычи и значительным перекосом в сторону торгово-посреднических операций, дальнейшее воспроизводство которой было неэффективным и грозило еще большим углублением кризисных явлений.
Активизирующаяся и набирающая обороты глобализация, которая радикально изменила принципы организации бизнеса и взгляды на эффективность развития страны и ее экономику, вынудили Главу государства принять решение, которое он озвучил в мае 2009 года на внеочередном XII съезде НДП «Нур Отан».
Глава государства поставил перед всеми институтами государственного управления стратегическую цель - сменить в ближайшие пять лет модель экономического развития Казахстана. В общем виде вырисовывалась триада самого процесса развития: проект будущего – кризис прежних форматов деятельности – «переключение» в новую ситуацию. Эта модель предполагала позицию проектировщика, который задавал контуры и образ будущей ситуации. В Казахстане функция, связанная с разработкой проекта будущего, стратегической переориентацией системы государственного управления, осуществлялась Главой государства.
План предполагал с первого января 2010 года проведение пятилетки форсированного индустриально-инновационного развития страны, построение экономики, ориентированной на внутреннее потребление.
Одна из приоритетных задач пятилетки посткризисного развития заключалась в значительном увеличении добавленной стоимости, капитализации производственных фондов ряда ключевых отраслей экономики. Это АПК и сельхозпереработка, строительная индустрия и производство строительных материалов, топливно-энергетический комплекс (нефтепереработка и инфраструктура нефтегазового сектора), металлургия и производство готовых металлических продуктов, химическая, фармацевтическая и оборонная промышленности, энергетика, включая развитие чистой энергетики, транспортная и телекоммуникационная инфраструктура.
Первоочередной задачей Главы государства становилось проектирование новой, более конкурентоспособной схемы организации жизнедеятельности населения, которая бы обеспечила необходимый переход в следующую фазу общественного развития. Для этого была разработана методология проведения общественных изменений, сформирована инфраструктура «переключения» в будущее, выстроена эшелонированная система переходов в более эффективную систему деятельности. Основным оператором этого процесса выступал АО «ФНБ «Самрук-Казына» совместно с правительством республики. Им было предложено разработать следующие управленческие инструменты: схему территориально-пространственного развития страны и Карту рационального размещения производственных мощностей, призванных обеспечить согласованность демографической, миграционной, градостроительной и прочих политик.
Ключевыми элементами этой инфраструктуры выступали шесть специальных экономических зон, которые могли стать местом концентрации новых технологий: «Морпорт Актау», «Астана – новый город», «Парк информационных технологий» ( управляющая компания – ТОО «Alatau IT City Management»), «Оңтүстiк», «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» и «Бурабай».
На их базе стали создаваться индустриальные парки в Астане, Темиртау, региональные технологические зоны в городах Алматы, Караганде (ТОО Технопарк «UniScienTech») и Уральске (ТОО «Технопарк «Алгоритм»). За период деятельности технопарков поступило около 280 проектных предложений, оформленных в свободной форме. Экспертными советами рассмотрено 40 проектов, из них 34 одобрены для реализации при содействии технопарков.
По стране под контролем Правительства реализовывались и прорабатывались 382 проекта в рамках Плана индустриально-инновационного развития. Общая сумма их финансирования составляла 8,5 трлн тенге, при этом были созданы 59,2 тысячи рабочих мест. Из них 37 проектов на общую сумму 6,5 трлн тенге являлись инновационными, по ним было создано 11,4 тысячи рабочих мест.
Казахстан превращался в огромное пространство реализации проектных амбиций разной степени мощности, лабораторию больших и малых бизнес-проектов, нацеленных на увеличение капитализации различных производственных фондов и активов, включение их во множество цепочек производства добавленной стоимости.
В начале сентября 2012 года один из наиболее значимых в мировом масштабе рейтингов конкурентоспособности стран – Всемирный экономический форум (Давос, Швейцария) в своем отчете за 2011 год представил оценку Казахстану, включающую в себя сложную систему статистического и прогнозного анализа различных отраслей экономики. В этом году Казахстан поднялся на 21-ю позицию и разместился на 51-м месте. Стратегическое понимание важнейшей роли бизнеса в экономическом развитии Казахстана постепенно привело к устойчивому экономическому развитию и повышению уровня жизнеобеспечения населения.
Малый и средний бизнес (МСБ) республики сумел занять существенную нишу в экономике государства. Более трети активных предпринимателей (40%) были заняты в бизнесе, тогда как в сфере промышленности – лишь 11,4%. Доля занятого в малом предпринимательстве из общей численности населения по стране возросла с 23% в 2009 году до 29% в 2011 году. В 2012 году бизнес обеспечил работой до 2,5 млн казахстанцев.
В новых условиях концептуальным становится вопрос поиска оптимальной модели модернизации экономики на основе богатых нефтяных ресурсов, новых подходов к эффективной интеграции отечественного капитала в глобальную экономику, выбора вариантов использования возможностей, предоставляемых формирующейся модели глобальной экономики наряду с предотвращением ее негативного влияния на устойчивость развития Казахстана. От решения этих задач будет зависеть то, каким путем будет развиваться экономика страны, каково будет «наполнение» ее новой модели, модели, ориентированной на устойчивое развитие в стратегической перспективе, измеряемой десятилетиями.
Таким образом, за короткий промежуток времени, Казахстан смог совершить рывок страны из постсоветского хаоса в либеральное общество с его экономическими и социальными ценностями, внести вклад в формирование положительного имиджа государства на международной арене.
Казахстанская экономическая модель, характеризовавшаяся на протяжении последнего десятилетия высоким динамизмом и устойчивым экономическим ростом, в среднесрочной перспективе продолжит органичное и гибкое развитие в глобальной среде, направленное на поэтапное повышение конкурентоспособности страны и рост благосостояния ее граждан.
Источник: Аяган Буркитбай, Ауанасова Алима. Нурсултан Назарбаев и казахстанская модель строительства государства (исторический аспект). – Алматы: ТОО «Литера-М», 2012. – С. 85-102
Материал предоставлен Институтом истории государства КН МОН РК