Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Археологическая экспедиция ЮКГУ им. М. Ауэзова. Средневековая баня-хамам из Екпинды

13073
Археологическая экспедиция ЮКГУ им. М. Ауэзова. Средневековая баня-хамам из Екпинды - e-history.kz
Баня из Екпинды несет все специфические черты структуры бань-хамам и является ее классическим, но это очень важно, достаточно ранним образцом.

Поселок Екпинды находится в Толебийском районе Южно-Казахстанской области. Он расположен у места слияния рек Бургулюк -  Донгустау. На территории одного из частных домовладений были обнаружены фрагменты архитектурных конструкций. После предварительных рекогнастировочных работ на глубине двух метров были выявлены фрагменты архитектурных конструкций, выложенные из жженого кирпича квадратной формы.

Следом, на данном объекте в 2003 году работы были возобновлены археологической экспедицией ЮКГУ им. М. Ауэзова, которая провела свои целенаправленные изыскательские работы. В ходе археологических исследований было вскрыто часть Средневековой бани. Изученная площадь данного архитектурного сооружения  состояла  из 13 помещений. Это было очень эффективное, заглубленное в землю здание, вероятно, подквадратной формы, со стороной около 14-15 м. Вход располагался в юго-восточном углу в виде длинного коридора шириной 1,25 м., основания стен выложены из камня. Основной объем здания был заглублен в землю, что было призвано, как отмечалось выше, сохранить тепло. Подземная часть представляла  собой прямоугольник, вытянутый по линии север-юг. Внутри баня расчленялась на три отсека по ширине и по длине. Верхняя группа помещений, видимо, соединялись сквозным проходом и носила подготовительный характер. Здесь, скорее всего, располагалась раздевалка-люнгихона, где посетители раздевались и получали набедренную повязку – «люнги». С этой группой помещений связаны два резервуара, вытянутые по одной линии. Но одно из них в помещении № 3 – явно емкость для воды, т.к. и дно и стенки неоднократно покрывали кыровым раствором. Второй – в помещении № 9 был заглублен в землю и, вероятно, использовался в качестве тазара, на краю которого посетители (купальщики) обмывали ноги перед тем, как пройти в другие помещения бани (в массажную и мыльню). Не случайно и то, что уровень пола в коридоре, и дальше во всех помещениях,  был вымощен  жженым  кирпичом.

Среднюю группу помещений составляют короткие коридоры-переходы и подпрямоугольная мыльня (помещение № 2), которая в рисунке плана занимает центральное место. Стены ее имеют капитальный характер, сложены из тонкого квадратного жженого кирпича. Пол был первоначально покрыт 7-ми сантиметровым слоем кырового раствора, поверх которого уложено 5 рядов крупной квадратной плитки. Не исключено, что это же помещение могло  использоваться в качестве массажной, для этого вдоль восточной стены была устроена суфа, шириной и высотой 40 см. (т.е. в один локоть). В юго-восточном углу помещения был устроен резервуар для воды. Скорее всего, в нем держали холодную воду, т.к. резервуар не имеет системы подогрева, а горячую воду приносили в тазиках или котлах. И стены помещения, и пол, и суфа были покрыты штукатуркой из кырового раствора и ганча. Причем ганчевая штукатурка имеет ровную, заглаженную поверхность, как бы подготовленную под роспись. Но самой росписи не было обнаружено.

Западная группа помещений отличается от других наличием жаропроводящих каналов и кирпичных столбиков, на которые опирались полы верхнего помещения. Все эти помещения обнаруживают поперечную связь посредством проходов – движения купальщиков с юга на север.  В них наиболее ярко отразился сам принцип восточной бани – постепенный переход от помещений с прохладной, умеренной и высокой температурой. Самое южное из них (помещение № 5) было самым крупным и прохладным. Следующее (помещение № 1) было более горячим, но самым жарким было самое северное, помещение № 11. Пол в помещениях опирался на столбики из квадратного кирпича, между которыми циркулировал горячий воздух, поэтому многие кирпичи в столбиках прокалились или несут следы копоти. Но особенно сильно закопчены ряды в западной части помещения № 1 и в северо-восточном углу помещения № 11. Видимо, где-то здесь располагалась топочная камера. Это не противоречит обычному приему-устройства топки  в противоположной стороне от входа, что опять таки соответствовало принципу движения в бане от холодных помещений к теплым и горячим. Практически все стены этих помещений имели капитальный характер, были сложены из тонкого квадратного жженого кирпича. Кладка «цепного» типа в 4 горизонтальных ряда делала их весьма устойчивым  в конструктивном отношении. Но небольшая высота сохранившихся стен делает лишь вероятным предположение, что верхняя часть помещений была перекрыта куполом.

  Таким образом, строительный материал (жженый кирпич) использованный для возведения бани в Екпинды позволяет отнести ее возведение ко второй половине или самому концу X века.

В то же время керамический комплекс (прежде всего, имеется в виду глазурованная посуда) не позволяет выделить керамику X века. Анализ материала (пока предварительный) позволяет говорить о двух хронологических группах. Первая из них - чаши с псевдоэпиграфическим и эпиграфическим орнаментом, с белыми  перлами по темному фону, к ним же примыкают красноглиняные лощеные кувшины, можно отнести к первой половине XI века.

Вторая группа – это комплекс второй половины  - конец XI века (это чаши с серым, мутноватым фоном, чаши с вахревыми розетками,  чираги  с коричневой поливой, котлы с серповидными ручками и резным орнаментом, красноглиняные кувшины (лепные) с высокой горловиной и полосчатым залащиванием поверхности и дастарханы.

В целом же керамический комплекс по составу, по типам посуды, по приемам обработки поверхности находит очень близкие аналогии среди керамики Испиджаба (Сайрама) горных и предгорных районов Шаша (Шахджувар, Кавардан, Паркент, Тункет и др.). Отсюда можно сделать вывод, что баня из Екпинды была возведена в самом конце X века, но функционировала, благодаря своей простой и надежной технологии, на протяжении всего XI века.

Таким образом, баня из Екпинды несет все специфические черты структуры бань-хамам и является ее классическим, но это очень важно,  достаточно ранним образцом. Баня из Екпинды отражает один из путей становления этого типа, это было компактно организованное сооружение с характерным для ранних бань среднеазиатского региона подпольным отоплением, утопленным в грунт, размещение помещений по принципу нарастания температур, с использованием всех известных к тому времени строительных технологий. В целом, это отражает культурно-экономические связи Южно-Казахстанского региона с мусульманским миром. 

ec736b3acf6b55745dc625bbdd08585f.png

Баня-хамам. Общий вид.

9938ae2dacebc962a3d9be333d5408ed.png

Подпольная система обогрева

eabe4f3d90401bd63477b0274d3ff381.png

Ванна

bd0efc2c054140dfb2de9fee1cd2376a.png

План раскопанной части бани Екпинды