Перестройка народного хозяйства на мирный лад и его послевоенное развитие были сопряжены с неимоверными трудностями внутреннего порядка
После окончания Великой Отечественной войны страна оказалась в тяжелом положении. Города, села, подвергшиеся оккупации, лежали в руинах. Была уничтожена треть богатства страны. Нужно было, несмотря на трудности, в кратчайшие сроки восстановить народное хозяйство.
В послевоенный период экономика Казахстана испытывала большие проблемы: обеспечение промышленных предприятий рабочей силой после возвращения эвакуированного населения в западные регионы СССР, выросла текучесть кадров, снизилась трудовая дисциплина, резко упала производительность труда. В 1946 г. наблюдался даже некоторый спад производства, что вынудило власти вернуться к командно-административным методам управления экономикой, что дало свои результаты, в основном в промышленности.
В феврале 1946 г. в Обращении ЦК ВКП(б) в связи с выборами в Верховный Совет СССР были определены основные направления экономического развития страны.
Предусматривался мощный подъем всего народного хозяйства и прежде всего тяжелой индустрии. Объем промышленного производства в ближайшие 15 лет предстояло утроить по сравнению с довоенным уровнем. Особое внимание уделялось внедрению в народное хозяйство достижений научно-технического прогресса - одному из решающих факторов общественного производства. На основе восстановления и дальнейшего, ускоренного развития экономики предполагалось значительно поднять уровень благосостояния советского народа.
Программа послевоенного развития страны была определена «Законом о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.», утвержденным в марте 1946 года первой сессией Верховного Совета СССР. Перед советским народом была поставлена задача: «восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в значительных размерах».
24 июля 1946 г. ІХ сессией Верховного Совета Казахской ССР был принят пятилетний план послевоенного развития народного хозяйства Казахстана на 1946-1950 гг.
Капитальные вложения в народное хозяйство республики на пятилетие предусматривались в объеме 8,8 млрд. рублей (в старом масштабе цен). По производству промышленной продукции к концу четвертой пятилетки Казахстан должен был превысить уровень 1940 года в 2,2 раза. В Законе указывалось на необходимость завершить к концу 1946 года послевоенную перестройку народного хозяйства.
Основные задачи четвертой пятилетки:
1. Развитие тяжелой промышленности республики;
2. Прокладка новых железнодорожных линий;
3. Повышение урожайности сельскохозяйственных культур;
4. Повышение культурного уровня материального благосостояния населения.
Жители Казахстана активно участвовали в возрождении страны. Весной 1949 г. начала действовать автоматическая телефонная станция в Алма-Ате, были телефонизированы все районные центры. Развивалась транспортная сеть, в 1950 г. завершилось строительство железной дороги Моинты - Чу.
Получили дальнейшее развитие отрасли легкой и пищевой промышленности. Расширялся ассортимент товаров народного потребления, производство продуктов питания, улучшалось их качество. Капитальные вложения в пищевую промышленность на 20% превышали объем средств, освоенных за две довоенные пятилетки, а ее валовая продукция возросла на 60%, и довоенный уровень производства основных видов пищевых продуктов был значительно превзойден.
Были созданы предпосылки для роста экономического потенциала Казахстана в 50-е гг., когда осуществлялись меры по укреплению материально-технической базы народного хозяйства, вовлечению в хозяйственный оборот новых ресурсов, повышению технического уровня производства. Но опережающими темпами развивались отрасли, производящие сырье и топливо, в ущерб отраслям легкой и пищевой промышленности (примерно 9/10 капитальных затрат в промышленности направлялось на развитие отраслей группы «А»).
В 1951-1955 гг. абсолютный объем вложений в промышленность был больше, чем в 1941-1950 гг. в 2,3 раза.
Казахстан стал крупнейшим звеном военно-промышленного комплекса (ВПК): была создана инфраструктура военного производства, Семипалатинского испытательного полигона. Семипалатинский испытательный ядерный полигон стал крупнейшим ядерным полигоном СССР. За 40 лет (1949-1989) на Семипалатинском полигоне было проведено 473 ядерных взрыва. Полигон находился в регионе с богатым историческим прошлым, это земля Абая, Шакарима, Мухтара Ауэзова. Но пастбищные земли и аулы сотни раз подвергались загрязнениям продуктами ядерного распада. Загрязнялись водоемы, традиционные пастбища для выпаса скота. В молоке, в мясе животных, овощах и фруктах накапливалось большое количество радионуклидов. С водой и продуктами питания люди получали дополнительную дозу радиации.
Росли расходы государства на социально-культурные мероприятия. Затраты на эти цели только по государственному бюджету Казахской ССР выросли с 441,4 млн. рублей в годы войны до 930,5 млн. рублей в четвертой пятилетке или более чем в два раза.
В повышении жизненного уровня народа важную роль сыграли проведение в декабре 1947 года денежной формы реформы и отмена карточной системы, нормированного снабжения продовольственными товарами и промышленными товарами.
С 16 декабря 1947 года отменялась карточная система. При этом на 10-12% снижались цены на основные виды продуктов – хлеб и изделия из муки, на мясо, промышленные товары. Особо ощутимым было снижение цен в 1950 году. В целом за годы четвертой пятилетки снижение цен продолжилось трижды.
Наряду с укреплением покупательной способности рубля проводилось повышение заработной платы трудящихся. Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в СССР возросла за пятилетие вдвое.
В результате роста общественного хозяйства значительно окрепли колхозы, увеличились доходы колхозников. Но уровень жизни на селе по сравнению с городами был все еще низким. В начале 50-х годов колхозник в среднем получал в четыре раза меньше, чем получали за свой труд рабочий или городской служащий.
В 1940 году расходы государства на социальное обеспечение составили 4,5 млн. руб., а в 1950 году – 16,8 млн. рублей. За счет социального страхования и социального обеспечения получали пенсии инвалиды Отечественной войны, инвалиды труда, семьи погибших, назначались пенсии по старости, по случаю утраты кормильца, временной нетрудоспособности, получали пособия многодетные и одинокие матери и др.
За счет социального страхования обеспечивалась бесплатная медицинская помощь населению, бесплатное обучение и стипендии учащимся, бесплатные или на льготных условиях путевки в санатории и дома отдыха, пионерские лагеря. Из общественных фондов трудящиеся получали единовременные пособия и другую материальную помощь. Но государственное пенсионное обеспечение еще не распространялась на колхозников.
В эти годы были ликвидированы сверхурочные работы, восстановлены оплачиваемые отпуска. За счет капиталовложений государственных и кооперативных предприятий и организаций стало расширяться строительство жилья для населения.
Таким образом, социальное положение трудящихся к концу четвертой пятилетки было выше, чем в довоенные годы.
Махаббат БОЛЬШИНА
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)