«Традиционная жизнь в степи»: ремесла и промыслы казахов
04.09.2015 18270
Ремесленное производство и всевозможные домашние промыслы были неотъемлемой частью повседневных забот жителей казахских степей.

Суровые условия кочевой жизни наложили свой отпечаток на эту сферу традиционной культуры, сделав домашнее производство частью натурального хозяйства, направленного на удовлетворение нужд и потребностей членов семьи или рода, и редко — на обмен или торговлю. Присоединение Казахстана к России и бурное развитие капитализма в XIX в. привели к проникновению в центральноазиатские степи товарно-денежных отношений и началу выделения ремесла из натурального хозяйства. Тем не менее продукция традиционных промыслов продолжала отвечать запросам в первую очередь кочевого и полукочевого скотоводческого хозяйства. В казахском обществе наблюдалось четкое разделение ремесленного производства на мужское и женское. Мужское включало в себя такие виды промыслов, как кузнечное, ювелирное, столярное, кожевенное, косторезное, камнерезное дело, в то время как прерогативой женщин были обработка шерсти, ткацкое дело, вышивка, плетение и т. п. 

Деревообрабатывающее ремесло предоставляло населению множество предметов, необходимых для введения хозяйства и повседневной жизни. Весьма ценной продукцией, изготовляемой мастерами по дереву, были многочисленные элементы каркаса юрты. Изготовление раздвижных секций основания кочевого жилища (кереге), купольных жердей (уық), обода-навершия (шаңырақ), дверей (есік) требовало значительной квалификации. Производство деревянных частей юрты было особенно распространено в северных районах Казахстана, более богатых лесом, в частности, в Кокчетавском уезде. Некоторые деревянные элементы, в первую очередь двери и круговое навершие, покрывались резным орнаментом. Затейливой резьбой, в основном элементами растительного орнамента, покрывались и предметы деревянной мебели: лари (кебеже) и шкафчики (асадал) для хранения продуктов и посуды, шесты-вешалки для одежды (адалбакан), кровати (төс-ағаш), а также различная деревянная посуда и прочие предметы быта. С развитием земледелия возрастала необходимость в орудиях для обработки земли и обмолота урожая, также изготовляемых из дерева. В ремесле мастеров по дереву важную часть составляло производство седел (ер). 

Потребности кочевого хозяйства удовлетворяло и кузнечное производство (ұсталық), основанное на привозном сырье и поставляющее всевозможные элементы конской упряжи, стремена, подковы. Также изготавливались металлические детали пахотных орудий, серпы, ножи и т.п. По мере массового притока более дешевых товаров фабричного производства на внутренний рынок объемы и значение традиционного кузнечного ремесла снижались. 

Весьма развитым у казахов было ювелирное дело (зергерлік). Хотя местные ювелиры и владели техникой напыления золотом, но их основным материалом являлось серебро. Существовало множество техник обработки металла: отливка, ковка, штамповка, чеканка, насечка и др. Для производства ювелирных украшений использовалось как привозное серебро, так и российские серебряные монеты. Наиболее популярными среди женских украшений были всевозможные браслеты, кольца, перстни, подвески и серьги. Изделиями ювелирного производства украшалась также одежда казахов. 

Близким к ювелирному делу было косторезное ремесло (сүйек өндеу). Специально выделанные костяные пластинки (часто использовались рога копытных животных) применялись при инкрустации различных предметов мебели. Кость и рог также шли на изготовление рукояток кинжалов, ножей и плеток. 

Предметами ежедневного обихода казахов были многочисленные изделия из кожи. Обычно каждая семья самостоятельно занималась выделкой шкур, получаемых как от домашних животных, так и в результате охотничьего промысла. Из обработанных шкур изготавливалась разнообразная теплая зимняя одежда — меховые шапки, шубы и тулупы. На многие кожаные предметы с помощью специальных штампов наносились тиснение. Важнейшее значение в условиях кочевого хозяйства приобретало изготовление кожаных элементов конской сбруи: подпруги, узды, нагрудников, подхвостников, кожаных седел и т.п. Из кожи шились сосуды для переноски воды и хранения кумыса. С выделкой и обработкой кожи было тесно связано сапожное ремесло (етікшілік). В кожевенном производстве (тері өндеу), находившемся по большей части в компетенции мужчин, принимали участие и женщины. 

Домашние промыслы всецело являлись прерогативой женской части населения. Производство предметов домашнего быта в значительной степени базировалось на сырье из собственного хозяйства — шерсти овец, верблюдов, пухе и волосе коз, конском волосе, коже. Важную часть домашнего производства составляло изготовление и обработка войлока (киіз басу), использовавшегося для различных целей, но в первую очередь для покрытия юрты и ее внутреннего убранства: в частности, простые кошмы — киіз, напольные войлочные ковры — текемет, преимущественно постилочные стеганые ковры — сырмақ. Весьма самобытными были парадные настенные вышитые ковры — тұскиіз, которые нередко также нашивались на войлочную основу. 

Продукция ткацкого производства также находила широкое применение в юрте. Узорные ленты бау, которой войлочное покрытие крепилось к каркасу юрты, и басқұр, которой связывались основания купольных жердей по всему периметру юрты, изготавливались на ткацких станках во всех регионах Казахстана. Довольно широкую географию имело производство ковров — изготавливались как безворсовые, так и ворсовые ковры. Наиболее распространенным типом коврового изделия была алаша, сшитые из тканных полос, которые постилались на пол или вешались на кереге юрты. 

К древним промыслам относится и плетение циновок (ши тоқу), на изготовление которых шили стебли степного камыша — чия. Вышивка (кесте) не получила в Казахстане столь сильного развития, как в южных оседлых регионах Центральной Азии, однако составляла важную часть в традиционных занятиях казахской женщины. Вышитыми растительными орнаментами покрывались элементы одежд: рукава, вороты, подолы платьев, головные уборы, а также полотенца, покрывала и настенные ковры.