Жусупбек Аймаутов. Бегущий за временем
04.11.2014 5527
Жусупбек Аймаутов — человек щедрого таланта, эстетические и художественные взгляды которого формировались в сложнейшие годы «бури и натиска».

Отражение бурных перемен, происходящих в обществе, слом старого мира и возрождение нового, не могли не сказаться на тематике, жанровом своеобразии и языке талантливого писателя.

Писатель, поэт, переводчик, ученый-педагог Жусупбек Аймаутов внес большой вклад в духовный потенциал нации. Он покорял окружающих безграничным талантом, владел не только словом, был замечательным актером, режиссером, композитором. 

Родился Жусупбек Аймаутов в 1889 году в ауле Кызылтау Павлодарского уезда Семипалатинской губернии (ныне аул Жусупбека Аймаутова). «Родился в ауле Дандибая в местности «Қараның адыры» у подножия Кызылтау. Из рода суйндик, далее кулик, с Султанмахмутом родня в восьмом поколении», — так писал сам писатель.

Будущий писатель в детстве освоил арабскую грамоту. Вопреки воле родителей, не желавшим далеко отпускать своего сына, уезжает в Павлодар, где поступает в русско-казахскую школу. Затем в 1918 году успешно окончил Семипалатинскую учительскую семинарию. Будучи семинаристом, он вместе с А. Байтурсыновым и М. Дулатовым и другими деятелями национальной интеллигенции принимает деятельное участие в работе партии «Алаш Орда».

Аймаутов восторженно встретил Февральскую революцию 1917 года, надеясь, что она принесет свободу, равенство, счастье народу. Главными сюжетными линиями в произведениях Аймаутова стали проблемы равноправия женщин, нравственности, борьбы с пережитками прошлого, воспитания подрастающего поколения на идеалах добра и человечности.

Детей репрессированного писателя жизнь раскидала по разным местам. Много лишений и страданий выпало на долю старшего сына Бектура. Бектур Аймаутов после ареста отца как «сын врага народа» был осужден на 10 лет ссылки в сибирские лагеря. Лишь спустя годы в возрасте 78 лет Бектур Жусупбекович вернулся на родину. Он живо вспоминал город своего детства: «...раньше Павлодар был маленьким. С одного конца города в другой мы добирались пешком. Часто мы с отцом отправлялись на прогулки, переправившись на пароме через Иртыш. Все изменилось. Город стал большим. Мое детство мелькает перед глазами. Родную землю, места своего детства я не забывал никогда».

Бектур Аймаутов

Второй сын Аймаутова Жанак родился 18 февраля 1920 г. в г. Семее. В 1941 году как «сына врага народа» его отправили в трудармию. После войны — постоянный страх преследования, трудности быта. Окончив Актюбинский институт учителей, он продолжил свое образование на физико-математическом факультете КазГУ им. Аль Фараби.
«Мой отец — настоящий человек, гражданин, общественный деятель. Я горжусь тем, что он был талантливым писателем, образцовым педагогом, поэтом, переводчиком», — писал Жанак.

Дети Ж. Аймаутова: слева направо Муза, Жанак, Бектур                                                 

Дочь писателя Муза Жусупбековна (Маруа (Магрипа) родилась в г. Оренбурге 3 мая 1926 года. Ей было всего четыре года, когда отца репрессировали. «От мамы я знала, что отец был необычайно талантливый человек. В памяти сохранились такие впечатления: папа сидит за столом, работает, на столе лампа с зеленым абажуром», — рассказывала Муза Жусупбековна.

Ж. Аймаутов с дочерью Музой                                                Аймаутова Евгения Карабатыровна

Супруга Аймаутова Евгения Карабатыровна свято хранила память о муже, сберегла все семейные фотографи, его личные вещи. И в свой приезд в Павлодар, в 1991 году, все эти бесценные реликвии Муза Аймаутова передала в дар музею литературы и искусства им. Бухар Жырау.

Среди бесценных вещей писателя, сохранившихся в музее им. Бухар Жырау, особый интерес вызывают карманные часы «Нахихат». Муза Жусупбековна рассказывала: «По воспоминаниям мамы, отец никогда не расставался с этими часами. Целыми днями занимаясь общественной работой, он ночи посвящал творчеству. У него была привычка постоянно смотреть на часы, как будто он чувствовал, что времени и жизни ему оставалось очень мало...»

«На его столе постоянно лежали две линейки для разрезания бумаги. Отец был мастером на все руки. Эти линейки он изготовил собственноручно. Одна из линеек по форме напоминает саблю, на рукоятке изображена поющая птица среди растений. Это символизирует мощь и миролюбие казахов».

«Среди дорогих мне предметов, которые я сдаю в ваш музей — это пресс-папье для промокания чернил. По воспоминаниям мамы, временами отец в глубокой задумчивости его раскачивал взад -вперед. Этот предмет отец изготовил сам. Обратите внимание на образы, изображенные на нем. Здесь мы видим птицу, вскармливающую своего птенца. В каждом изделии, изготовленном отцом, мы видим глубочайшую философию казахского народа».

А этот ковер «Сюзане» всегда висел у изголовья кровати родителей. Это работа бухарских мастеров, специально привезена из г. Бухары.

Характерной особенностью Ж. Аймаутова было присущее интеллигенции того периода чувство сострадания. Именно оно заставило его в годы великого голода принять участие в создании семипалатинского фонда «Жанар», целью котрого было оказание помощи умирающему от голода населению. В состав комиссии вошли Алихан Букейханов, Миржакып Дулатов, Мухтар Ауэзов. Сбор помощи производился чаще всего скотом. Позже, его обвинят в присвоении пожертвований. Будучи блестящим оратором и кристально честным человеком, он сумел отстоять свою правоту. Примечательны его доводы об историческом праве казахов, построенном на доверии и устоях. «Я придерживался этих отцовских обычаев. Совестно и неудобно брать расписки от голодающих», — сказал Жусупбек Аймаутов в свое оправдание.

Члены партии Алаш. Первый ряд:  Х. Габбасов, М. Дулатов, А. Байтурсынов, М. Ауэзов. Второй ряд: Ж. Аймауытов, А. Маргұлан, А. Байтасов

Ж. Аймаутов плодотворно работал в «малом жанре» прозы. Помимо общеизвестной повести «Вина Кунекей», широкому кругу читателей того времени были представлены «Разве это жизнь», «Пастух Тастамак», «Доклад Жидебая» и др.

Еще одна грань таланта писателя — переводы. Блестящие переводы на казахский язык произведений А. Пушкина, Л. Толстого, М. Горького, Мопассана, Шекспира, Гюго, Р. Тагора и др. авторов являются ярким доказательством языкового билингвизма Ж. Аймаутова, прекрасно владевшего русским языком. Именно Аймаутов заложил научную основу художественного перевода в казахской литературе — статья «О переводе» («Аударма туралы») была написана еще в 1925 году.

Жусупбек Аймаутов был редактором журнала «Абай», который с 1918 года стал издаваться в г. Семей. Вместе с Мухтаром Ауэзовым они издают этот журнал, печатают в нем свои статьи, рассказы. Не случайно позже классик казахской литературы Мухтар Ауэзов называл Аймаутова своим учителем.

Наряду с литературной деятельностью, он занимается педагогикой, психологией. В 1919-1920 гг. он преподает на педагогических курсах г. Семея. Он избирался делегатом учредительного съезда Советов Казахстана, членом Президиума ЦИКа и коллегии Наркомпроса республики, членом редакционной коллегии при Госиздате, работал редактором газеты «Қазақ тілі».

В последующем он работает заведующим начальной школы в Каркаралинске, затем в Оренбурге, Ташкенте. С 1926 года работает директором педтехникума г. Чимкента.

На педагогическом поприще он достиг больших высот. Он автор ряда учебников и методических пособий для преподавателей школ и педагогических учебных заведений — «Дидактика», «Руководство по воспитанию», «Комплексная система ведения уроков», научных трудов: «Психология», «Психология и выбор профессии». Аймаутов автор стихов «Гимн», «Солдатская марсельеза», поэмы «Песня свету», перевел на казахский «Интернационал» и «Молодую гвардию». Он внес в поэзию много нового: использование нетрадиционного для казахской поэзии верлибра, несоблюдение внешней рифмы при сохранении внутренней ритмики и т.д.

Жусупбек Аймаутов — один из основоположников казахской педагогики и психологии. Он автор более десяти книг, сотни научных публикаций, учебников и учебных пособий по педагогике, психологии, этике.

Творческим достижением писателя является роман «Карткожа», написанный на уровне образцов европейской прозы. Автора интересует внутренний мир и характер героя, человека из народа. Роман «Карткожа» является откровением национальной прозы, построен на реальных исторических событиях.

 

Сохранившийся экземпляр «Карткожы» того времени, 1926 г.

Прототипом главного героя романа является один из выдающихся деятелей своего времени и народа, товарищ и коллега Аймаутова — Карткожа Тоганбаев. Тоганбаев родился в 1896 г. на территории Баянаульского района. Первоначальное образование получил у аульного муллы, выделяясь среди учеников острым живым умом. После мобилизации на тыловые работы, Тоганбаев возвращается другим человеком — полным планов и желаний учиться. В 1927 г. заканчивает рабфак в г. Омске, затем в 1931 г. — Томский технологический институт. Карткожа Тоганбаев — высокообразованный человек, знал русский, латинский, арабский, татарский языки, прекрасно рисовал. Работает журналистом, педагогом, был блестящим переводчиком.

Герой романа «Карткожа» — собирательный образ интеллигента, который сделал себя сам: выходец из бедняков, этот человек постепенно прозревает, устремляется к знаниям и благодаря просвещению становится в ряды героев новой эпохи. Вместе с тем, трагическое время, в котором жил и с устоями которого боролся Карткожа, описано Аймаутовым со всей достоверностью: это и классовый антогонизм, и тяжелая жизнь бедноты в казахских аулах, и жестокий указ царского правительства о мобилизации.

Аймаутов стоит у истоков казахской драматургии, он — организатор первых театральных групп, режиссер-постановщик своих пьес на казахской сцене. О его незаурядном драматургическом даре свидетельствуют его пьесы «Защитник народа», «Карьеристы», «Шернияз», «Рабига».

Одно из выдающихся его драматических произведений «Шернияз» (1925-1926 гг.), посвященное памяти Султанмахмута Торайгырова, затрагивает проблему взаимоотношения города и села. Пьеса была опубликована в Семее и ставилась на сценах театров. Главная ее особенность в том,что она написана стихами вперемежку с белыми стихами. В отделе редких рукописей Центральной научной библиотеки АН РК оказались письма Аймаутова, написанные им в 1927-1927 гг. В одном из них он пишет: «В прошлом году, когда был объявлен конкурс на лучшую пьесу, я написал пьесу „Шернияз“ и участвовал в конкурсе. Пьесе было присуждено первое место. Но я отказался от приза в пользу пьесы „Каракоз“ Мухтара Ауэзова, занявшей второе место, потому что он учится вдалеке и деньги ему нужнее, чем мне». 

Жусупбек Аймаутов  был репрессирован едва ли не первым из числа представителей передовой казахской интеллигенции. 

Последняя фотография Ж. Аймаутова                            Справка о реабилитации Ж. Аймаутова, 1990 г.

Расследование длилось целый год, и при этом не было ни одного доказательства в предъявленных обвинениях. Несмотря на это, без суда и следствия, заочно было принято решение о расстреле писателя. Его жизнь оборвалась в тот момент, когда настоящий талант художника, казалось бы, только раскрывался, находя устойчивую опору в богатом жизненном опыте — ему был всего лишь 41 год. Но даже такая ранняя смерть в расцвете творческих сил, суровая эпоха, в которую жил и творил Аймаутов, не  помешали ему проявить свою многогранную личность и стать первопроходцем во многих аспектах культурной и научной жизни казахского общества.

 

Материал подготовлен совместно с музеем им. Бухар Жырау