Таксайский гребень
15.09.2014 1164
Это одно из немногих изображений людей древности, передающее уникальный сюжет.

Здесь, по мнению исследователей, зафиксировано одно из крупнейших исторических событий середины I тыс. до н.э. – столкновение двух миров: ахеменидского Ирана и кочевой Степи.

При раскопках комплекса Таксай I в Западном Казахстане было обнаружено захоронение знатной женщины, богатое изделиями из золота. Здесь же были найдены бытовые и ряд ритуальных предметов. Также в могильной яме были обнаружены остатки деревянного футляра, в котором находились небольшой сосуд, ступа с пестом, нож.

Все захоронение было предано огню. Большая часть скелета женщины была уничтожена огнем, бронзовые изделия деформировались в результате обрушения деревянной кровли могилы. Но сохранилось самое главное – остатки деревянного гребня, сильно обгоревшего и практически превратившегося в уголь. Однако благодаря тому, что гребень оказался под сосудом, он сохранил свою форму и четкое изображение рисунка на нем.

При раскопках удалось полностью сохранить целостность изображения и остатки гребня как единого предмета. Был целиком вырезан кусок земли, аккуратно зафиксирован и передан в реставрационную мастерскую известного казахского реставратора Крыма Алтынбека. Удалось восстановить первоначальный облик гребня и получить максимум информации по изображению на нем.  

Первооткрыватели этой находки, доктор исторических наук, директор Западно-Казахстанского центра истории и археологии Мурат Сдыков и научные сотрудники центра, считают, что Таксайский гребень войдет в культурно–историческую сокровищницу мира. На территории Казахстана аналогов ему нет.

Гребень представляет собой двусторонний, цельный, прямоугольной формы предмет, изготовленный с помощью тонкой резьбы из древесины тополя. Гребень обнаружен в очень плохом состоянии: он был практически уничтожен огнем. Ширина гребня – 11 см, высота – 17см, толщина изделия – 0,5 см.

Находка состоит из трех частей: зубчатых верхней и нижней и центральной декоративной. Основу составляют боковые планки, прямоугольные в центральной части и трапециевидно расширяющиеся в верхней и нижней частях. Верхняя часть гребня состоит из 13 крупных зубцов. Они округлые, но разные по размеру. В нижней части можно видеть 79 мелких зубчиков, также расположенных между боковыми планками. Зубчики одинаковые, нарезаны аккуратно, вероятно, с применением специальной пилы с двумя лезвиями (одно для пропила, другое – для наметки), в разрезе округлые. Внутренний край зубцов очерчен прямой резной линией.

Реконструкция Таксайского гребня выполнена известным казахстанским мастером К. Алтынбековым


Центральная часть гребня представляет собой резную композицию в прямоугольной рамке. Рамка выделена по периметру углублением, в котором находятся прямоугольные деревянные вставочки, декорированные по центру вырезанными окружностями. В прямоугольное пространство рамки вписана скульптурная резная композиция, реалистично изображающая батальную сцену между двумя воинами-колесничими и их пешим противником.

Доминирующее положение в композиции занимает боевая колесница. Она двухколесная, в нее запряжены два коня. Кузов колесницы массивный, коробообразный. В центральной части кузова нанесен узор в форме удлиненной трапеции. Он очерчен боковыми резными линиями, между которыми нанесены небольшие вертикальные насечки. Возможно, это имитация шкуры животного. Под настилом повозки проходит ось, на  которой  вращались  колеса с 8 спицами и шипами по ободу.

Кони показаны в момент остановленного бега: головы прижаты к груди, шея дуговидно изогнута, передние ноги согнуты и приподняты. У коней короткая грива, показанная невысоким гребнем в виде рубчиков. Рельефно выделены губы, во рту резной короткой линией показаны удила. Вожжи показаны в виде широкого ремня.

Изображения воинов в центральной части гребня


На колеснице изображены два персонажа. На переднем плане виден воин, стреляющий из лука. Это мужчина с короткими прямыми волосами, в округлой шапке с плоским верхом. Можно рассмотреть, что у колесничего низкий лоб, миндалевидный разрез глаз, крупный удлиненный нос. К сожалению, об одежде воина ничего сказать нельзя.

Вооружен всадник луком сложного типа. Левая рука, которой воин держит лук, вытянута вперед и вверх, а в правой руке на уровне груди он зажал тетиву. Часть тетивы проходит прямо перед лицом воина. Его взгляд устремлен на противника, который изображен в правой части гребня.

Колесница управляется возницей, правая рука которого натягивает вожжи, как бы сдерживая коня. Это безбородый мужчина в круглой шапке с плоским верхом. У него низкий лоб, узкий подбородок, миндалевидный разрез глаз, узкие скулы, крупный, удлиненный нос и тонкие сжатые губы, коротко остриженные волосы. Он изображен в одежде свободного покроя с широкими рукавами, сужающимися к запястью. При этом рукава украшены орнаментом в виде треугольников, повторяющих узор кузова колесницы. Возница опоясан поясом.

Группе колесничих противопоставлен пеший воин, который левой рукой держит вожжи, а его правая рука как бы занесена вверх, по всей видимости, для удара возницы. Он останавливает лошадей на скаку. Мужчина в шлемовидном головном уборе, который полностью закрывает его голову и уши. Можно рассмотреть, что у него низкий лоб, миндалевидные и слегка удлиненные глаза,  крупный прямой  нос, округлый подбородок, сильно выступающий вперед, сжатые губы.

Он одет в короткий кафтан, подпоясанный поясом, широкие шаровары, стянутые на лодыжках. На ногах обувь с острым носком. На левом боку воина находится колчан, расположенный горизонтально и подвешенный к поясу на ремне, состоящем из четырех овальных элементов.

Исследователи Таксайского гребня предполагают, что в декоре гребня эпически изображена битва между персами и сарматами.


Доктор исторических наук М.Н. Сдыков, научный сотрудник Западно-Казахстанского центра истории и археологии Я.А. Лукпанова