Символы новой страны
04.06.2014 2618
Важным проявлением новой казахстанской государственности является символика Республики Казахстан.

Государственные символы – не только художественные образы, но и глашатаи идеи осуществления государственной независимости. Государственные символы способствуют проникновению этой идеи в мысли и чувства людей.

Целью казахстанской государственной символики является, с одной стороны, закрепление основных приоритетов идеи государственности: целостность, независимость, единство в сознании граждан страны, с другой – формирование имиджа Казахстана на международном уровне как сторонника миролюбивого добрососедства. В государственных символах отражены основные черты казахской философии – фундаментальные национальные и общечеловеческие ценности, которые помогали сохранить историческую преемственность поколений. Государственные символы являются внешними формами идеологии национальной государственности.

Казахстанская государственная символика неразрывно связана между собой. Взаимодополняя друг друга, символы представляют собой единое целое в восприятии граждан Республики Казахстан и международной общественности, как основы незыблемости республики.

В этом отношении 4 июня 1992 г. навсегда останется в истории и в памяти народа как день рождения государственной символики Казахстана. В этот день Президент Казахстана Н.А. Назарбаев подписал законы «О Государственном флаге Республики Казахстан», «О Государственном гербе Республики Казахстан» и «О музыкальной редакции Государственного гимна Республики Казахстан».

Думается, что только глубокое знание и понимание содержания государственной атрибутики, проникновение и познание их сущности повышает интерес, уважение, гордость к этим важнейшим элементам жизни нашего государства. Ибо есть большая разница между слепой верой, механическим повиновением и сознательным действием граждан.

Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами. Но важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн своей родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории, о том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века

Возникновение флага как символа власти и государственной атрибутики имеет давнюю историю. Можно предположить, что в глубокой древности его появлению способствовали, по крайней мере, два обстоятельства. Во-первых, это стремление людей определить символ близкого сердцу и разуму предмета и постоянное обращение к нему в мирное время придавало уверенность и спокойствие, во время войны поднимало дух и взывало к мужеству его обладателей.

На основании археологических данных и исторических источников известно, что таковыми для древних египтян выступали символы их богов и фараонов; для ассирийцев – силуэт мощного буйвола; для греков – изображение Пегаса, минотавра. Разные народы в разное время использовали для этих целей силуэты быка, черепахи, совы, орла, змеи, дракона и т.д. В средневековье собственное знамя было у каждого рыцаря, не говоря о графах, герцогах и королях. Цвет у знамени был самый различный.

Во-вторых, символы, кроме источника вдохновения и гордости членов данного племени, народа, должны были выполнять еще и внешнюю функцию. Они должны были оформляться таким образом, чтобы, увидев их, чужаки могли судить об особенностях данного народа, его воинственности или миролюбии, о формах хозяйствования и быта, определить его мощь и величие. Например, впервые знамена у древних кочевых племен, скифов, имели форму надувного стяга. Это был длинный мешок, своей формой напоминающий дракона с пастью, ногами и хвостом в виде рукавов. На ветру он надувался и должен был пугать врагов.

Слово «флаг» голландского происхождения и означает «корабельное знамя». Флаг это один из символов государства. Есть флаги и знамена корабельные, заводские, институтские, знамена спортивных команд, знамена воинских частей.

Современные государственные флаги чаще всего состоят из цветных полос, как правило, они прямоугольные, но есть исключения: у Швейцарии и Ватикана знамена квадратные, а у Непала – треугольные.

Голубой цвет казахстанского флага свидетельствует о культурно-этническом единстве народа и одновременно указывает на идею неделимости государства. Свет –  источник жизни и энергии. Поэтому солнце является символом жизни. Не случайно лучи солнца (32 луча) на нашем флаге одновременно имеют форму зерна – основы изобилия и благополучия.

В миропонимании кочевников особое место занимает степной орел, или беркут. На языке символики силуэт орла означает государственную власть, широту и прозорливость. Для степняков это символ свободы, независимости, стремления к цели, высоте, полет в будущее.

Вместе с тем орел, имея мощную силу, способен дать достойный отпор любому, кто попытается помешать движению в будущее. Силуэт орла возник и из идеи стремления молодого суверенного Казахстана к высотам мировой цивилизации. Элементом, дающим новизну и неповторимость нашему флагу, является вертикальная полоса, состоящая из национального орнамента. Здесь изображен казахский орнамент қошқар-мүйіз (бараньи рога).

Шакен Ниязбеков – автор флага Казахстана. Наш новый символ является результатом творческих исканий, самоотверженного труда этого художника. Отметим, что в конкурсе, посвященном разработке государственного флага, принимали участие более 600 проектов. После предварительного отбора четыре наиболее интересных проекта были выдвинуты комиссией на обсуждение Верховного Совета Республики.

4 июня 1992 года навсегда останется в истории и в памяти народа как день рождения государственного герба Республики Казахстан. Вообще широко применяемый сегодня термин «герб» происходит от немецкого слова «ербо». В казахском языке есть эквивалент слову герб – танба, что значит «тамга, знак». Впервые данный термин начал употребляться в древнем Тюркском каганате (551-630 гг.)

Наименование Государственного герба на казахском языке – «Елтаңба». Герб представляет собой изображение центрального свода юрты – шаңырақ – на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся жерди – уық – в обрамлении крыльев мифических коней. В верхней части герба помещена пятиконечная звезда – священный знак древних тюрков, а в нижней – надпись «Қазақстан». В цветном изображении использованы два цвета: золотой и сине-голубой. Первый соответствует достатку казахстанцев, второй олицетворяет голубое небо, единое для всех народов мира, а также стремление Казахстана к миру, согласию, дружбе и единству со всеми народами мира.

Шаңырақ – верхняя сводчатая куполообразная часть юрты, символ семейного благополучия, мира, вселенной. Түндік – кошма из войлока, прикрывающая верхнее отверстие юрты – дымоход, она символизирует яркое солнце на фоне голубого мирного неба. Купольные жерди – уық, равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству герба, напоминают лучи солнца – источник жизни и тепла. Авторам удалось решить проблему изображения кереге – раздвижных решетчатых основ юрты. Крестообразные тройные күлдіреуіш, поддерживающие шаңырақ, символизируют единство трех жузов, которое обеспечивает его прочность. Таким образом, языком геральдики авторы отображают миролюбивую сущность казахстанцев.

Составной частью композиционной структуры герба являются золотокрылые с рогами в форме полумесяца фантастические кони. Силуэт скакунов на языке геральдики имеет глубокий смысл: он означает бесстрашие льва, прозорливость сокола, физическую мощь и силу быка, быстроту, скорость и пластику лани, хитрость и находчивость лисы в борьбе против врагов. Золотые крылья скакунов напоминают также снопы зерна, золотых колосьев, то есть признак труда, изобилия и материального благополучия. К тому же конь – спутник жизни кочевников, с ним тесно связана вся хозяйственная и духовная жизнь. Крылатый конь обозначает устремление к сильному процветающему государству. Пятиконечная звезда выражает стремление казахстанцев присоединиться к сообществу государств и народов всех пяти континентов.

Современный гербсуверенного Казахстана является результатом огромного труда, творческих исканий двух известных архитекторов: Жандарбека Малибекова и Шоты Уалиханова.  Выиграть в этом соревновании было нелегко. Достаточно напомнить, что только в финальном конкурсе принимали участие 245 проектов и 67 описаний будущего герба. Казахстанский герб символизирует собой вечность жизни.

6 июня 1992 года в здании алматинского театра оперы и балета имени Абая состоялась торжественная церемония, посвященная государственным символам республики. В этот же день над резиденцией Президента и зданием Верховного Совета Республики Казахстан был поднят Государственный флаг, установлен Государственный герб.11 декабря 1992 года был утвержден текст Государственного гимна. Впоследствии положения о государственной символике были систематизированы в специальном Указе Президента Республики Казахстан, имеющем силу Конституционного Закона, «О Государственных символах Республики Казахстан» от 24 января 1996 года. Эталоны Государственного флага и Государственного герба хранятся в резиденции Президента Республики Казахстан. Они были доставлены из Алматы в новую столицу Астану специальным транспортом в сопровождении почетного караула.

Изменения, произошедшие в общественном сознании, требовали нового содержания и музыкально-поэтического символа страны. Государственный гимн – әнұран – официальный символ государства, музыкальный эквивалент герба и флага. В начале 1992 года был объявлен конкурс на музыку и текст нового гимна Республики Казахстан. В отборочную комиссию было направлено около 750 проектов. Победили в поэтическом марафоне четверо: Музафар Алимбаев, Кадыр Мырзалиев, Туманбай Молдагалиев и Жадыра Дарибаева. Их текст положили на музыку композиторов Мукана Тулебаева, Евгения Брусиловского и Латифа Хамиди.

Гимн является государственным символом суверенитета республики, единства народа Казахстана. Эмоциональным стержнем гимна является страстное воодушевление, душевный подъем, объединяющий людей в их любви к Родине и преданности своему Отечеству.

Однако параллельно и все чаще для выражения патриотических чувств казахстанцев звучала песня «Менің Қазақстаным» («Мой Казахстан»). Написанная в 1950-х годах Шамши Калдаяковым и Жумекеном Нажимеденовым, песня покорила сердца казахстанцев, став неофициальным гимном страны.

6 января 2006 года на совместном заседании Мажилиса и Сената Парламента Республики Казахстан рассматривался вопрос о новом гимне страны. В повестку дня высшего законодательного органа страны Правительством республики был включен на рассмотрение проект Конституционного Закона «О внесении изменений в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона Республики Казахстан, «О Государственных символах Республики Казахстан».

В ходе дальнейшего обсуждения законопроекта ряд депутатов выступил с предложением об официальном включении Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в авторский состав нового гимна «Менің Қазақстаным» («Мой Казахстан»). Депутаты Мажилиса и Сената единодушно признали авторами текста нового гимна Ж. Нажимеденова и Н.А. Назарбаева.

10 января 2006 года вошло в историю Казахстана как день рождения нового гимна страны. Новый официальный музыкально-поэтический символ впервые исполнялся 11 января в Президентском дворце «Акорда» в Астане во время инаугурации президента Н.А. Назарбаева после его победы на очередных президентских выборах. Свидетелями презентации гимна страны стали гости из 70 стран мира. Среди них были президенты и премьер-министры, министры и дипломаты, руководители и представители международных организаций.

При исполнении гимна Казахстана на официальных церемониях присутствующие встают и кладут ладонь правой руки к левой стороне груди. Содержание текста и энергичная, бодрая мелодия нового Государственного гимна Республики Казахстан пробуждают в сердцах людей патриотические чувства.

Символы Казахстана – неоспоримые свидетельства суверенитета и независимости, единства народа и власти. Они выражают государственную идею казахстанской демократии, консолидацию и устремленность к общечеловеческим ценностям и гуманистическим идеалам. Трудно кого-либо заставить гордиться государственными символами, но знать и уважать их обязан каждый гражданин, если он считает себя патриотом своей страны.


Доктор исторических наук, профессор А.М.Ауанасова