Культурная прогулка: Дом-музей Абая в Жидебае
28.08.2017 6645
Дом-музей великого поэта казахского народа, великого мыслителя Абая Кунанбаева находится в 180-ти километрах от города Семей в ауле Жидебай Абайского района

Шынгыстау, расположенный на берегу реки Карауыл, родина Абая, когда-то был небольшой возвышенностью. Неподалеку от райцентра Карауыл.

В Жидебае находится зимовка и жилой дом великого поэта. Туристы и гости, посетившие это место, воочию видят ценные реликвии эпохи поэта и узнают много исторических сведений.

Благодатная земля Жидебая перешла от Кунанбая его сыну Оспану. Затем после смерти Оспана земля перешла во владение Абая.

«Знаменитый Жидебай и озеро Колькайнар, заповедник, где прошло детство Абая, заняли высокое место в его сердце. Это – аул бабушки Зере и матери Улжан. Абай в почтенном возрасте, 30 лет жил в Жидебае, многие его чудесные произведения родились здесь. Жидебай был назван Меккой казахской поэзии. Жидебай, с его сочной травой, обильной водой, удобный для скота, находился рядом с Шынгыстау, удобная стоянка, откуда можно без труда добраться до джайляу», - пишет ученый-абаевед Асан Омаров в своих исследованиях.

Как известно, что в Жидебае зимовали мать Кунанбая – Зере, а также его две жены – Улжан и Айгыз. Абай вырос в заботливых руках этих матерей.

По словам краеведов, Абай реконструировал дом в Жидебае, сделал капитальный ремонт. К 100-летнему юбилею поэта (1945) зимовка была восстановлена в качестве дома-музея. К 125-летнему юбилею Абая был проведен капитальный ремонт, создана мемориальная экспозиция. А в преддверии 150-летнего юбилея музей восполнили литературной экспозицией.

Комплекс дома-музея занимает большую площадь. В самой середине находится зимовка. Зимовка состоит из 5-и комнат и 2-х коридоров. Прямо у входа в музей посетителей встречает бронзовая скульптура Абая.

На стене передней комнаты висит шежире предков Абая и фотодокументы, характеризующие эпоху поэта. Также установлен ознакомительный стенд об истории кыстау (зимовки).

В последующих экспозиционных залах выставлены документы, рассказывающие о детях поэта, Акылбае, Магауия, Турагуле, продолживших его поэтическую традицию и о творчестве его духовных учеников, Шакарима, Кокбая, Арипа, Асета, Уайса, донесших его наследие до потомков. Следующий зал посвящен взаимоотношениям Абая и его русских друзей, сосланных в Семей. После знакомства с ними Абай начал систематизировано и глубоко изучать русскую и западноевропейскую художественную, историческую литературу. Об их приезде в аул Абая в своих воспоминаниях рассказывает племянник Абая – Какитай Ыскакулы. В разные годы гостями Абая были: Е.П. Михаэлис (28.12.1871 – 26.04.1972 гг.), С. Гросс (04.06.1884 – 01.07.1884 гг.), Н.И. Долгополов (15.07.1885 – 10.08.1885 гг.). Совместно со ссыльной интеллигенцией Абай занимался краеведением и просветительством. Абай внес огромный вклад в поиске, сборе и систематизации этнографических экспонатов для краеведческого музея, помогал в исследовании жизни и быта, истории, традиций казахов.

Отдельный зал полностью посвящен науке «Абаеведение», здесь собраны высказывания о творчестве поэта, большая часть экспозиции этого раздела отведена фундаментальным трудам, исследованиям Мухтара Ауэзова.

Столовая комната

Из первого коридора посетитель попадает в столовую комнату. Она просторна, окна выходят на восток. С левой стороны от входа размещена печь, имеющая куполообразный верх. В ней установлены два казана. Один большой, в нем варилось мясо, другой поменьше — для легкой пищи. Оба казана закрывались деревянными крышками. Куполообразный верх печи предохранял комнату от пара.

Среди домашней утвари — деревянная посуда: астау — блюдо для разведения курта, кумысный набор. В комнате имеется мебель: шкафы для посуды, кебеже — ларь для хранения пищи, асадал — шкаф на высоких ножках для хранения пищи и продуктов. Вся мебель изготовлена местными мастерами из дерева. С правой стороны от окна находится деревянная кровать, лицевая сторона которой инкрустирована костью. Над кроватью — старинный ковер из черного бархата с красными аппликациями. Он принадлежал жене Абая — Дильде.

Гостиная комната

Из второго коридора посетитель попадает в гостиную комнату. Она не велика по размерам, но очень уютна. Пол здесь устлан коврами — сырмак. А на стене — ворсовый ковер.

Среди экспонатов можно увидеть старинный музыкальный инструмент — кобыз.

Рабочий кабинет

Здесь поэт работал, читал, писал стихи. Вся обстановка комнаты сохранила ту творческую атмосферу. В центре комнаты — низкий круглый стол, покрытый вышитой скатертью. На столе - карманные часы, которые отсчитывали время, табакерка, чернильный прибор, гусиное перо. Кажется, что еще не высохли чернила на рукописи Абая «Несколько слов о происхождении казахов».

Здесь же, рядом с рукописью — национальная игра —тогуз кумалак.

Традиционное казахское убранство в этой комнате сочетается и с европейской мебелью: шкаф, письменный стол, кресло, зеркало, настенные часы, в шкафу — любимые книги. Произведения восточных поэтов соседствуют с произведениями русских классиков, энциклопедиями. На письменном столе — настольная лампа, шашки, шахматы и книги — спутницы всей его творческой жизни.

Передняя комната

Слева на стене находится такия — головной убор Кунанбая, привезенный им из Аравии, во время паломничества в Мекку. Она передана в музей правнуком Абая — Багфуром Акылбаевым. На стенах фотографии: Абай с сыновьями Акылбаем и Турагулом, Абдрахман — средний сын Абая, Оспан — младший брат Абая. Здесь же находится казахская деревянная кровать с убранством. Посредине — круглый стол на низких ножках, покрытый скатертью. На столе — кумысный набор, отделанный серебром.

Возле печи большой медный таз, кумган, полотенце с вышитыми краями. В углу - трехствольное ружье (охотничьим ружьем центрального боя Абай был награжден Западно-Сибирским генерал-губернатором бароном Таубе в 1890 г. «За усердную службу и особые заслуги»).

Комната Еркежан

Еркежан — жена Оспана, младшего брата Абая. После смерти Оспана, по казахскому обычаю аменгерства, Абай был вынужден жениться на Еркежан. На воспитании Еркежан еще при жизни Оспана, находились внуки Абая, дети Акылбая: Аубакир и Пакизат.

Поскольку всю свою жизнь Еркежан провела в Жидебае, большинство сохранившихся предметов принадлежат ей. Женские украшения представлены на отдельной витрине. В правом углу - деревянная кровать с убранством.

Статья подготовлена совместно с государственным музеем-заповедником Абая «Жидебай-Борли»