БОЕВЫЕ ДОСПЕХИ КАЗАХОВ
07.08.2017 3834
Какие боевые доспехи и нательное защитное снаряжение применяли казахами в прошлом? На основе многолетних исследований автор применил традиционную классификацию доспехов

Традиционная система вооружения казахов имеет сложную структуру, охватывающую различные разделы, рода, классы, виды, группы и типы наступательного и оборонительного вооружения. Особенности этой традиционной системы, структурно-функциональные связи между его структурными элементами отразились в народной терминологии вооружения в казахском языке, без знания которой невозможно правильное понимание всего комплекса казахского традиционного вооружения.

У казахов основной категорией оборонительного вооружения жарак является средство нательной защиты, т.е. предохранительное вооружение, надеваемое на тело воина. По традиционной военной терминологии казахов, предметы этого раздела защитного снаряжения имеют общее название ер киими – дословно «одежда воина», т.е. «боевая одежда», что отражает главную особенность этой категории предметов и способ их ношения (одевание). Род боевой одежды для защиты корпуса воина от оружия противника – доспех - по традиционной военной терминологии казахов называется сауыт. Самый древний вид доспеха у казахов называется кобе сауыт – чешуйчатый доспех. Отдельная пластина, создающая структуру бронирования такого вида доспеха, называется кобе. Поэтому иногда данный вид доспеха казахи называют кобели сауыт (т.е. «доспех из пластин кобе») или просто «кобе». Глагол «кобелену» в казахском языке буквально означает «расположиться, частично прикрывая друг друга». Им обозначается в природе все то, что, располагаясь подобным образом, служит в определенном порядке защитой для чего-то. Это относится не только к чешуе рыбы или змеи, но и к перьям птиц, так называется и подобное расположение плоских каменных пластов на скалах и т.д. Как видим, содержание термина кобе в казахском языке намного шире, чем значение русского термина чешуя, используемое в оружиеведении. Сама «чешуя» по-казахски называется кабыршык. Из вышесказанного следует, что к доспеху кобе казахи относили все разновидности доспехов, где основу защиты создают металлические пластины, набранные с частичным прикрытием друг друга по горизонтали или по вертикали, независимо от их формы и размера, способа крепления.

Определяющим признаком для классификации служил характер расположения пластин, т.е. способ бронирования доспеха. Вышесказанное доказывает, что и чешуйчатый доспех, набранный из мелких пластин, нашитых на основу, и ламеллярный доспех ременного соединения из пластин удлиненной формы по номенклатуре тюрков-кочевников относились к доспеху кобе, так как метод бронирования у них был идентичным.

Другой самый распространенный вид боевого доспеха казахов называется «киреуке сауыт» (кольчужный доспех) или просто «киреуке» (кольчуга). Кольца, из которых плетут кольчугу, называются шыгыршык, отсюда еще одно название кольчужного доспеха в казахском языке – шыгыршыкты сауыт (кольчатый доспех). Это понятие также обозначает группу доспехов, основу бронирования которой создает плетение из металлических колец.

Внутренний диаметр кольчужных колец по традиционной терминологии называется коз (буквально: «глаз»). Так как внутренний диаметр колец в различных типах кольчуг бывает разного размера, этот параметр кольца служил критерием для определения типа кольчуги. Кольчуга, изготовленная из колец с маленьким внутренним диаметром, называлась торгай коз киреуке (дословно: «кольчуга с глазками колец как воробьиный глаз»), а кольчуга из колец диаметром среднего размера – шоже коз киреуке (дословно: «кольчуга с глазками колец как цыплячий глаз»). Эти два варианта казахских кольчуг соответствуют двум разновидностям кольчужного доспеха, которые в оружиеведении обозначаются русскими терминами кольчуга и панцирь (тип кольчуги из более мелких колец) Письменные источники свидетельствуют о бытовании у казахов и кольчуг и панцирей (Казахско-русские отношения в XVIII– XIX веках, 1964, с. 153; Левшин А.И., 1996, с. 312; Прошлое Казахстана в источниках и материалах, 1997, с. 236).

В музейных коллекциях кольчуги, использовавшиеся казахскими воинами, сплетены из железных колец диаметром 10–12 мм, а кольчужный панцирь – из колец диаметром 7–9 мм. Кольчуга, сплетенная из больших плоских колец, казахи называли бадана коз киреуке (дословно: «кольчуга с глазками колец как бадана») или просто бадана (по-русски – «байдана»). Наименование этой разновидности кольчуги происходит от названия растения бадана, корни которого были в виде круглых луковиц (Будагов Л.З., 1869, с. 221). Кольца доспеха «бадана» крупные, диаметр колец доходил до 14–16 мм.

Третий вид боевого доспеха казахов – это кольчато-пластинчатый доспех, в кольчужную ткань которого вплетались стальные пластины крупных размеров, прикрывавшие живот, спину и бока воина. Его казахи называли зере сауыт (доспех «зере») или «зере» (от перс. зерех – доспех из железных колец). В письменных источниках такой доспех назывался жаушан (по русской терминологии – юшман) (см., например: Утемиш-хаджи, 1992, с. 94, 122). «Жаушан» представлял собой доспех в виде куртки с воротом и с короткими рукавами, имел сплошной разрез спереди, застегивался спереди ремнями и пряжками на пластинах. 

Пластинчато-кольчатый доспех, набранный из небольших стальных пластин, скрепленных между собой по краям кольчужными или панцирными кольцами, назывался бек сауыт, но в письменных источниках встречается и другой вариант названия этого доспеха на тюркском языке – бектер. Доспех имел форму куртки без ворота и рукавов, с застежками на плечах и правом или левом боку.

Следующий вид нательной защиты – доспех из крупных стальных досок (щитков), нашитых рядами в стык на мягкую основу, казахи называли берен сауыт (дощатый доспех). Булатные защитные доски доспеха в казахском языке именовались словом берен/беренг, поэтому такой доспех иногда называли беренди сауыт/беренгили сауыт (т.е. доспех из «досок» берен) или просто берен. Так как доспех бронировался крупными стальными «досками» изнутри основы и был малоподвижным, его делали в форме «жилета», без рукавов, и он имел разрез по бокам и застегивался ремешками и пряжками. Поэтому казахи этот вид брони, в соответствии с его формой, называли также женсиз берен (т.е. «безрукавный берен») или просто женсиз («безрукавный»).

Вид доспеха, сшитый из нескольких слоев шелковой ткани и стеганный на вате и шерсти (доспех из мягких материалов), казахи называли аттама сауыт («многослойный доспех») или каттау («многослойный»). Так как этот вид доспеха шили из мягкого материала, то он обычно имел форму халата с длинным подолом, длинными рукавами и стоячим воротником. В произведениях казахских воинов-жырау отмечается возможность применения этого вида защитного снаряжения и как теплую верхнюю одежду, и как вид воинского доспеха. Использование казахами этого вида боевой защитной одежды подтверждают и письменные источники (Маргулан А.Х., 1986, с. 113).

Защитное средство, также относящееся к разряду «дощатой» брони, – это боевое зерцало шарайна, состоящее из нескольких стальных щитков, называемых «айна», слегка выгнутых по форме тела, соединенных между собой ремешками и пряжками. Название этого доспеха состоит из двух слов: «шар» (от перс.: чар – четыре) и «айна» (зеркало), что дословно означает «броня из четырех зеркал (щитков)». Так как «доски» зерцал изготавливались из булатных листов, то зерцало иногда называют шарболат, т.е. «четыре булатные доски».

Казахские боевые зерцала имеют несколько разновидностей (Ахметжан К.С., 1999, с. 44). По традиционной классификации вооружения боевое зерцало у казахов не причисляется к доспеху сауыт, а относится к дополнительному защитному снаряжению, надевалось оно в основном поверх доспехов.

Как дополнительное защитное снаряжение для защиты поясничной части тела применялся также и боевой защитный пояс – «жауынгерлик белдик». Этот пояс набирался из узких стальных пластин, закрепленных на трех ремешках, частично прикрывая друг друга (Ахметжан К., 1998, с. 92–97).

Итак, как показано выше, при традиционной системе классификации доспехов, существовавшей у казахов, основным классификационным признаком для типологии была взята система бронирования доспеха, т.е. метод создания защиты. Поэтому в традиционных названиях доспехов обычно подчеркивается его основной бронирующий элемент – пластина, кольцо, доска и т.д. Для выделения разновидностей определяющими признаками были параметры бронирующего элемента – размеры, количество, а также материал и форма доспехов.

Все вышерассмотренные виды и разновидности казахских доспехов, их конструктивные элементы имеют схожие названия и в других тюркских языках, различия встречаются лишь в наименованиях более поздних типов доспехов. И это свидетельство того, что такая система классификации была единой для всех кочевых тюркоязычных народов, и она начала складываться уже в тюркскую эпоху вместе с появлением основных видов кочевнического защитного снаряжения.

К.С. Ахметжан 

Из книги: Снаряжение кочевников Евразии : сборник научных трудов / Отв. ред. А.А. Тишкин. – Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2005