САКРАЛЬНЫЕ МЕСТА: ЗАГАДКА СВЯТОГО ОЗЕРА АККОЛЬ
12.06.2017 4642
На казахской земле достаточно озер с именем Акколь, но почему это озеро, в отличие от других, называется святым? Об этой территории некоторые сведения встречаются в древних и средневековых летописях

Святой Акколь или Акколь-Жайылма – красивая местность, расположенная в центральной части бескрайних казахских земель. На казахской земле достаточно озер, именуемых Акколь, но почему это озеро в отличие от других называется святым? Об этой территории некоторые сведения можно встретить в древних и средневековых летописях и в исторических записях. Изучение документов приводит к мысли, что Акколь-Жайылма как исторический центр Улытау имеет не менее достойное место в истории казахов.

В период руководства Этносоциальным научно-исследовательским центром имени Х.Аргинбаева при ПГУ имени С.Торайгырова, начиная с 2004 года на этой местности велись комплексные научные работы. Главная цель – определить, какое место в истории казахов занимает край Акколь-Жайылма, взять на учет исторические и этнографические памятники, при их наличии, вести исследовательские раскопки. В ходе этих работ в 2-х километрах от берегов озера Акколь к населенному пункту Каражар внутри казахского кладбища (Кара оба) был найден фрагмент уникального памятника средневековья. Говорят, что эти памятники относятся к ногайскому периоду. После этого, в ходе исследования мы пришли к выводу, что Акколь-Жайылма является политическим и культовым центром потомков Шайбани эпохи Золотой Орды. Не только вышеназванные реликвии расположены на берегу озера Акколь.

На южном берегу есть камень Асан Кайгы, памятники святого Туйте, кладбище Исабек ишана, на востоке озера Святое дерево, на берегу реки Шидерти находится кладбище знаменитого Куренбая, который испытал знаменитого Кулагера на поминках Сагыная и другие памятники. Как ни посмотри комплекс памятников, которые первыми войдут в ряды сакральных мест находятся здесь.

Общее описание

Край Акколь-Жайылма расположен на огромной территории нижнего течения рек Оленти и Шидерти. В целом, территория этих земель охватывает два района (Экибастуз и Актогай). В понятие Акколь-Жайылма входит нижнее течение Оленты- Шидерти, поречье Дуана ниже озера Акколь, сам Акколь (Святое озеро), система озер, расположенных далее (Басентиын, Кылдыколь, Сасыкколь, Умирзак, Бозайгыр, Ащыколь, Коктобе, Токкылы).

Оленты –третья по длине река в области. Длина реки, протекающей по территории Павлодарской области составляет 273 километра. Река берет начало в 3-х километрах южнее села Белоярское Акмолинской области и протекая к северо-востоку у аула Каражар (прежнее название – Каражыра бывшего совхоза Екибастуз) сельского округа Тортуй Павлодарской области делится на две, одно разветвление впадает в Аулиеколь (в Акколь), а другое разветвление впадает в Жаманколь (Коорд.: 52°11 с.ш. 74°45 в.д., расположено на высоте 126,4 м от уровня моря). Оба озера расположены рядом друг с другом.

Когда Акколь наполняется водой Оленты и переходит через край, вода спускается к северу в Жайылма. Воды озера Акколь через реку Дуана (сегодня она остановлена дамбой) впадают в большую систему озер. В понятии казахов местность Акколь-Жайылма очень удобна для ведения сельского хозяйства. Конечно, естественно, что для кочевого животноводства казахов этот регион представляет особую ценность. Поэтому с древних времен у казахов сохранилось крылатое выражение: «Медом являются воды Шидерти, медом - трава Оленты» («Шідертінің суы – бал, Өлеңтінің шөбі – бал»). Густые камышовые берега Акколь и Жаманколь очень удобны для зимовки.

Из статистических исследований конца ХІХ и начала ХХ веков Ф. Щербины можно встретить сведения, что на этой территории были множество богатых казахских зимовок. Места тех зимовок можно увидеть и сегодня. Берега озера зимой являются с одной стороны укрытием, с другой стороны кормом. По сей день местные жители свой скот зимой держат в степи на тебеневке. Если нет особой необходимости, то не очень используют сено. Аксакал Кыздарбек рассказал, что зимовавший недалеко от Караоба народ, летом располагался на джайляу в местностях Койайырган, Сарыозек. Раньше в этих краях трава была густая, высокая, достигала роста лошади, и там спокойно мог заблудиться ребенок.

Еще одно достоинство края Акколь-Жайылма – система озер богата дичью и рыбой. Здесь встречаются дикие утки, гуси, атайка и множество видов рыб.

Этнографическая суть Каражара

Каражар – это аул, расположенный рядом с озером Акколь. Здесь родился знаменитый поэт Естай. Здесь был центр казахского искусства.

Аул Каражар по современным понятиям можно отнести к списку богатых аулов. Основные его признаки – со двора каждого дома, а их здесь 18, на пастбище выходит 40-50 коров. У самых богатых – около 100 лошадей, примерно столько же коров, овец, птиц. Во дворе каждого дома стоят машина, мотоцикл.

Все лето жители аула питаются рыбой и птицей. Это создает благоприятные условия для роста поголовья скота. Вообще здесь люди очень заботятся о животных. Хорошо понимают толк в торговле, знают цену деньгам. Жители даже летом не доят кобыл, исходя из хозяйственных потребностей. Для жителей этого аула выгоднее держать коров, чем лошадей.

Жители Каражара искусны в охоте, хорошо освоили рыболовство. Здесь есть умельцы, которые делают лодки (сайтан қайық), плетут сети, ставят катцы (ловушки для рыбы, сделанные из тростника). Катцы – особая снасть, которая на сегодняшний день встречается только в Акколь-Жайылма. Названия Казалы, которые встречаются на берегу Сыр и Иртыша, связаны с этой снастью «қаза». Катцы, устанавливаемые в озерах, непроточных водах, вдоволь обеспечивают народ зимой и летом рыбой. Сибирские тюрки такую рыболовную снасть называют «түнек». Местные жители традиционно сами, вручную, изготавливают камчи, узды, изделия из дерева. С этой точки зрения аул Каражар интересует историков, как традиционная этнографическая среда. И аулы Тай, Шуга, Коксиыр, Токкылы (Токколь) расположенные рядом с Аулиеколь, как будто напрашиваются на этнографические исследования.

Описание к памятнику «Караоба»

Памятники «Караоба» находятся внутри казахского кладбища, расположенного на берегу Акколь, в двух километрах от аула Каражар. Казахское кладбище окружило и сохранило памятники нескольких тысячелетий, еще раз хочется поблагодарить наших предков за это. Здесь встречаются орудия труда каменной эпохи, осколки глиняной посуды эпохи бронзы, средневековые курганы. Нас особенно заинтересовали два холма (Караоба 1, Караоба 2), расположенные на западной стороне кладбища:

Караоба 1 – высота 2 м, с севера на юг - 25 м, с запада на восток - 30 м., расположен в 80-100 метрах от берега озера.

Караоба 2 - высота 1,7 м, с севера на юг - 24,5 м, с запада на восток - 25 м, расположен в 100-115 метрах от берега озера.

На холмах разбросаны остатки красного кирпича. Изредка встречается остатки глазурованного кирпича. Еще на холмах встречаются остатки шлака после обжига кирпичей. Рядом с холмами встречается средневековая глиняная посуда. Опишем их по отдельности.

Караоба 1 – остатки красного (жженого) кирпича, цельный красный кирпич (25х25х5), наружный облицовочный кирпич, на некоторых встречается арабская надпись и рисунки наподобие рыб, орнаментная керамическая плитка для наружной облицовки, остатки кирпича от купола облицованного синей глазурью, остатки глазурованного кирпича с орнаментами.

Караоба 2 – остатки красного (жженого) кирпича, кладка мавзолея, построенного из цельного красного кирпича (25х25х5), орнаментная керамическая плитка для наружной облицовки, шлак.

Опираясь на найденные остатки кладки и вещей, можно дать предварительный проект постройки. Они построены как мавзолей Джучи хана в Центральном Казахстане из красного кирпича, с синим куполом, с облицованным порталом. Можно предположить, что памятники являются сооружениями эпохи Золотой Орды (тип строения, строительные материалы, арабская надпись и др.).

И действительно, позже, как артерия между Хорезмом и Акколь-Жайылма открылась связующая дорога. С восточной стороны Жаманколь, расположенного рядом с Акколь, на равнине в нескольких километрах до реки Дуана есть следы глубоко вырытого рва (ширина 9-10 метров). Ров, является свидетельством либо древнего ирригационного, либо оборонительного сооружения. Как бы там ни было, долина, где располагались Караобинские мавзолеи, со всех сторон была хорошо защищена, напоминая неприступные крепости. Какен аксакал, проживающий здесь рассказывает об этом старинные легенды.

Сведения казахских шежире

В ходе наших исследовательских работ рядом с Акколь-Жайылма – нижнего течения рек Шидерти и Оленты местные жители стали нашими информаторами. По словам Какен аксакала из аула Каражар, «здесь было сражение между калмыками и кыргызами, эти холмы остались с времен ногайлы». Видимо информаторы под «кыргызами» имели ввиду ногайлинские племена, жившие в степных просторах в период Золотой Орды.

«Однажды калмыки, решив напасть на население «Караобы», подошли ко рву. Но, войска не смогли перейти через ров, и только конь их предводителя с верховой сбруей перескочил ров. Местные жители, увидев снаряженного коня, за одну ночь перекочевали».

Этот рассказ (источник), напоминает рассказ, как ногайлинцы испугавшись пестрого жеребца за одну ночь перекочевали: «Это были времена набегов ногайлы и калмыков. Однажды ночью в аулах ногайлы отрывается от привязи пестрый жеребенок и производит суматоху всего косяка. За косяком испугался и народ, подумав, что пришел враг». После этого случая остались рассказы, якобы ногайлинцы за одну ночь перекочевали, оставив свой стан калмыкам.

В шежире М.Ж. Копеева о памятниках, расположенных в местности Акколь-Жайылма говорится следующее: «В низовьях реки Шидерти местности Акжар, Сасай были землями где, ногайлинцы сеяли пшеницу, строили города, ставили ханские ставки такие же, как у ханов Бухары и Коканда. В нижнем течении Оленты имеются два холма под названием «Кара оба», «Сары оба», оставшиеся от двух баев - Карабай и Сарыбай, оба являлись казахскими баями. Место рождения единственной дочери Сарыбая Баянсулу – Баянаульские горы». Из этого рассказа следует, что история Акколь-Жайылма даже если и связана с Золотой Ордой, то есть корни уходят еще глубже в историю. В казахском понятии слово «оба» применяется к памятникам древней эпохи (древних кочевников). Академик А.Маргулан красочно написал, что события и понятия, ставшие основой поэмы «Қозы Көрпеш-Баян сулу», принадлежат к очень давним временам. Вполне возможно, что позже, в период Золотой Орды, в этой местности могли построить пантеон-памятник династии Шайбани.

По записям Утемиса хаджи Шайбан (Сыбан, Шибан) в состав своего улуса получил земли Акколь-Жайылмы приказом Бату хана (Саин хана). В старых легендах говорится, что Чингиз хан из семнадцати сыновей Джучи хана только троим дал уделы. Старшему Орда Ежену досталась земля – от Сарыарки далее территория между Сырдарьей и Алтаем с центром в Улытау - «синяя орда с серебряным порогом»; от Улытау и до запада – «Белая орда с золотым порогом»; земли же между владениями Орда Ежена и Бату достались Шайбану, то есть от Улытау до Иртыша и далее страна Ибирь-Сибирь – «серая орда со стальным порогом». Затем двигаясь на запад и после семилетней войны Бату (1236-1242 гг.) для управления Восточной Европой, Русью и Кавказом на берегу реки Едиль (Волга) построил столицу (Сарай-Бату). Похоже, именно в это время расширяются земли Шайбани, Акколь же становится его центром. Во времена Узбек хана все потомки Джучи были отданы в служение великому темнику Исатаю из рода кыйат, и только огланы потомков Шайбана благодаря заслугам своих предков сохраняют свою независимость в местности Акколь. После смерти Бердибек хана (1359 г.) из-за отсутствия достойных кандидатов на ханский престол из потомков Бату, правителем Золотой Орды становится Хызыр хан, выходец из Акколя.

По записям Абельгазы, Шайбан от брата хана Саина получил земли на границе между Орда Еженом и Бату ханом: «Земли Отрара будут между мной и братом Еженом. Летом обитай на Ыргыз, Сауык (Тургай), Ор, Елек до Уральских гор на восточной стороне Жайыка, зимой зимуй в Аракум, Каракуме, вдоль реки Сыр, в низовьях Шу, Сарысу».

Сведения Хасан ар-Руми

Сведения о городище Аккуль содержатся в сообщениях арабского купца Бадр ад-дин Хасан ар-Руми. Он говорит о том, что границы Золотой Орды начинаются с берегов Жейхуна и охватывают города Хорезм, Сыганак, Сайрам, Жаркент, Жент, Сарай, Мажар, Азак, Акшакерман (город в Крыму), Кафа, Судак, Саксин, Укек, Булгар, а также Сибирь и Ибирь, Башкырд и Чулыман. Хасан ар-Руми дает четкие координаты и особенности мест, которые он посетил: «от Железных Ворот (Темір Кақпа), находящегося рядом с Баку, через Ибирь-Сибирь, до Китая караван бывает в пути пять месяцев», - говорит купец. Эти пять месяцев означают длину этого государства, а ширина этого государства - от реки Джайхун до реки Дунай... «от Сейхуна до Дуная – четыре месяца пути, от Джейхуна до Сейхуна – 15 дней, от Джайхуна до Жайыка – 15 дней, и от Жайыка до Едил – десять дней. От Едиля до Дона – один месяц».

Хасан ар-Руми показывает осведомленность и в таких вопросах, где другие путешественники постоянно совершают ошибки. Например, по его записям, говорить, что река Жейхун впадает в Кулзумское море является ошибкой, «на самом деле, Джайхун поворачивает в Соленое озеро (имеет в виду Аральское море) приблизительно в 100 фарсахов длины (фарсах - 7-8 км)». По словам купца, раньше Соленое озеро называлось Хорезмским морем, а по середине есть гора Джагир (остров Барсакелмес - ?). А по поводу утверждения Ал-Ирбили о том, что «Булгар - один из известнейших городов Кипчака, и что там самая короткая ночь (4,5 часа)», Хасан ар-Руми продолжает: «На самом деле я встретился с астрономом Масудом во время намаза. Мы исчислили ее посредством астрономических инструментов и нашли, что она длится 4,5 часа с небольшим. Мы узнали, что в Дешт и-Кипчаке есть места, где самая короткая ночь. Например, в маленьком городке Акколь самая короткая ночь длится три с половиной часа, то есть короче Булгарской ночи на один час».

Расстояние между Булгаром и Акколем (то есть между городом Казань и Акколь) 20 дней пути, далее Акколя Ибирь-Сибирь, далее – Чулыман. Когда путешественник едет от Чулымана на Восток, то он приезжает к городу Каракоруму, а далее в землю Китайскую». «А если отправитесь на Запад от Чулымана, - говорит купец, - то придете к землям русских, а далее начнутся земли франков, таким образом вы приблизитесь к Западному морю». В литературе, просмотренной нами по этому поводу, в этом месте Сарыарки четко фиксируется самая короткая ночь. Этот месяц, говоря по-казахски, середина сорокадневной жары лета. Значит, Акколь во времена Золотой Орды был одним из знаменитых городов.

Важность Акколь-Жайылма в сознании казахов

Можно привести множество фактов в доказательство того, что край Акколь-Жайылма был историческим центром для евразийских кочевников. Казахские легенды касательно края Акколь-Жайылма требуют глубокого изучения. Потому что ключи этих легенд, сохранившихся в виде мифов и героических эпосов (Қобыланды батыр, Көрұғлы) кроятся в тайнах древней истории, в этимологии языка. Один из них, и, по сути важный, древний эпос «Козы корпеш – Баян сулу», связан с Акколь-Жайылма. Решающие события эпоса «Козы Корпеш – Баян сулу» начинаются с перекочевки девяноста тысяч лошадей, со словами Карабая «Не выдам дочь свою за сироту», перекочевал верх по низовью Оленты... В день, когда он переехал с Оленты лопнула саба у Сарыбая... В том месте где лопнула саба Сарыбая, остались Акколь и Жайылма». Если народ Карабая перекочевал верх по Оленты, то его народ дойдет до нашего края Караоткель. Легенда «Об Алтае», встречающаяся в сборниках Машхура Жусупа Копеева, начинается с того, что парень по имени Алтай в молодости «перевязав узды у пояса, пешком пас лошадей канжыгалы Писбекбая в долине Акколь-Жайылма». «Ишбекбай, Писбекбай – это братья-богачи», - говорит летописец. В один год случился страшный джут, «со всего скота, оставшегося у народа в Акколь-Жайылма были два нара Ишбек и Пишбек. И весной весь народ Акколь-Жайылма перекочевывали на этих двух верблюдах». Алтай батыр заранее знал, что будет джут и спас длинноногого верблюда и корову Писпекбая отогнав их под млечным путем в теплые места. Позже Писпекбай, довольный храбростью Алтая якобы выдал ему замуж своих дочерей. От этих дочерей родились Алике, Байдалы, Сайдалы, Мойын и прозвали их «Арғынның сәуірі». Выражение казахов «Арғын болсаң – Алтай бол» («Если ты Аргын – то будь как Алтай») свидетельствует о том, что Алтай-Куандык среди аргынов считается старшим, могучим. У Писпекбая не было сыновей. Какой эпохе принадлежит эта легенда, как она должна говорить? По нашему мнению, рассказ относится к эпохе огуз-саков. Дед Ишбекбая и Писпекбая – Толыбай сыншы является предком всего народа огуз (этноарх). Потомки его старшего сына Раушанбека – это огузы, распространившиеся по всей территории Малой Азии, Кавказа, Восточной Европы. Они сейчас народы - турок-османы, туркмены, азербайджанцы, гагаузы и др. Об этой эпохе можно получить некоторые сведения из эпоса «Кероглу». Потомки второго сына Толыбая – Писпекбая во время «великого переселения народов», начатой гуннами, смешались с гуннами. На это указывает приход Алтая в Сарыарка, и то, что он взял в жены дочерей Писпекбая. А потомки Ишбекбая это встречающиеся среди казахов, и в нескольких родственных казахам народов племя канжыгалы. По легендам сакской эпохи Ишбекбай – царь внутренних огузов (ишкузы) командовавший 28-летним походом на Египет. Великий греческий историк Геродот пишет, что Ишбекбай (Ишбакай) пережив несколько войн, после нескольких лет скитаний вернулся на родину. Этот разговор слишком долгий, и не может быть вмещен в одну статью. Вплоть до недавних пор на земле Акколь-Жайылма казахи избирали здесь ханов. В одно из таких событий 30 мая 1817 года здесь был избран хан Среднего жуза Бокей Баракулы. Для того чтобы ослабить авторитета потомков Абылая сюда прибыли и военачальники Российской империи и напрямую повлияли к сбору казахских султанов в Акколь-Жайылма. Вот что писал начальник Отдельного Сибирского корпуса генерал-лейтенант Глазенап на имя султана Прииртышья Шаншара Султанмамедулы: «Благодарю Вас покорнейше, почтеннейший султан, за усердие Ваше, причем нужным считаю вас не оставить своим приездом к 30 числу мая на озеро Джайылму для бытия при церемониале хана Букея, на котором я сам предполагаю присутствовать». Вот, исходя из таких красивых легенд можно рассказывать о древней истории Акколь-Жайылма. Наши уши привыкли верить лишь русско-китайским источникам или же ошибочной истории, однако, это – истинная летопись. Обобщая этнографические сведения, материалы археологических раскопок, казахских летописей, научные концепции мы можем сделать следующие выводы:

- Земля Акколь-Жайылма – одна из красивейших мест с богатой природой, достойный и святой край, расположенный на бескрайних казахских степях;

- Земля Акколь-Жайылма благодатна для жизни, животноводства, удобна для роста человеческого капитала;

- Акколь-Жайылма – исторический край. Найденные здесь исторические реликвии свидетельствуют о том, что это место является древне исторической местностью;

- Исторические памятники Акколь-Жайылма берут свое начало с каменного века. Доказательством тому служат микролитовые пластины эпохи неолита, найденные в Караоба;

- Земли Акколь-Жайылма имеют прямое отношение к древним кочевникам. Большая часть холмов, встречаемых на здешних кладбищах и степях относятся к эпохе огуз-кипчаков;

- исходя из сведений видно, что Акколь-Жайылма в эпоху Золотой Орды (ногайлы) была центром улуса Шайбани (Сыбан, Шибан). Можно сказать, что Акколь-Жайылма в эпоху ногайлы являлась центром развитой культуры и письменности;

- Из собранных нами материалов видно, что на земле Акколь-Жайылма были культовые сооружения, городища, центры производства руды и кирпича;

- В казахском кладбище, расположенном в ауле Каражар, есть памятники не только древности, но и ХVІІІ века (кладбище Колебе батыр, и т.д.). – Рядом с холмами наблюдаются системы ирригационных сооружений (арыки), есть рельефы земли, напоминающие земледельческие равнины;

- Рядом с Акколь-Жайылма сохранились следы крупных оборонительных систем. Это – ров, протяженностью в несколько километров (соединяющий Дуана и Жаманколь).

Приняв во внимание все данные, считаем необходимым продумать вопрос об объявлении озера Акколь и расположенный рядом Акжар-Сасай природным и этнографический историческим парком. Так как ранее в Павлодарском крае не были обнаружены такие художественные и сложные памятники, надеемся, что, руководители страны и интеллигенция обратят внимание на проблемы его сохранности и исследовании. Необходимо в скором времени защитить Акколь-Жайылма, решить проблемы проведения воды в Аулие Акколь. Также необходимо продумать вопросы сохранности территории Акколь-Жайылма от природно-экологических бедствий.

Жамбыл АРТЫКБАЕВ