Архитектурные декорации мемориальных памятников Камысбая
14.03.2017 1643
Интернет-портал «National Digital History» продолжает фото-экскурсию по мемориальным памятникам некрополя Камысбай с известным архитектором Алмазом Ордабаевым

В 19 веке в архитектурной практике народных мастеров Мангыстау произошли существенные сдвиги, причем, в сторону значительного обогащения форм и улучшения качества их отделки. Появление длинных двуручных стальных пил позволило легко получать из местного камня крупные облицовочные плиты с идеально ровной поверхностью. Фасады и интерьеры купольных мавзолеев и сагана-тамов стали украшаться контурной резьбой и разнообразными полихромными росписями. Для росписей использовались как минеральные, так и органические красители. Некоторые из них покупались на базарах Хивы, Астрахани, Оренбурга, а другие - мастера приготавливали сами, используя цветные глины, которыми богаты горы Мангыстау, и различные растения.

Тип купольного мавзолея, сложившийся к концу 19 века.

Во время целого полевого сезона, который с коллегами мы провели на некрополе, кроме обмеров и других видов фиксации памятником, были тщательно исследованы и скопированы росписи нескольких мавзолеев. В интерьерах купольных мавзолеев росписи сохранились практически в первозданной свежести. На фасадах же мавзолеев и в интерьерах сагана-тамов краски под воздействием воды, ветра и солнца видоизменились. Некоторые цвета выгорели, оставив под собой более светлые, чем сам камень, области, некоторые окислились, превратившись в черные или бурые цвета. Это дало повод первому исследователю памятников Мангыстау М. Мендыкулову счесть их за траурные тона.

Рогатый там

Сопоставляя росписи в интерьерах и на фасадах, а также фиксируя остатки красочных слоев в затененных углублениях рельефа, мы сделали реконструкцию росписей на фасадах и в интерьерах сагана-тамов. Как видно, характер росписей был невероятно мажорный - никаких «траурных» цветов. В этом сообщении представлены работы Уста Калмуханбета – выдающегося мастера, создавшего в Мангыстау десятки крупных мавзолеев и сотни малых архитектурных форм. Кроме этого, он создал свою местную школу в лице нескольких мастеров, среди которых были и его сыновья.

Там Байжанака итьа

Калмуханбет был универсальным мастером. Он был архитектором, строителем и декоратором. Будучи грамотным человеком и неплохим каллиграфом, он сам делал надписи на своих произведениях. Фиксируя эпиграфику некрополя Камысбай, я безошибочно определял его почерк. Одна из его надписей на небольшом кулпытасе меня просто потрясла. Обычно типовая надпись на мангыстауском надгробии начинается мусульманской формулой «нет Бога, кроме Аллаха, Мухаммед – посланник его».

Там Байжанака. 1901 г. Арх. Калмуханбет.а

Далее идет информация о погребенном и завершается автографом мастера. Тут я вижу - «нет Бога – мастер Калмуханбет»!!! Я уже говорил о том, что мастера Мангыстау были подлинными профессионалами. Только осознающего себя творцом архитектора может так высоко занести. Мавзолей Бибиш – удивительно лиричный и светлый, отличающийся от других его купольных мавзолеев памятник - Калмуханбет построил для своей жены в 1907 году. Через несколько лет его самого похоронили в этом мавзолее.

Камысбай. Там №1 - Байжанака. 1901 г. Уста Калмухамбет.р

Камысбай. Там Байжанака. Уста Калмуханбет. 1901 г.

Там Байжанака цука

Там Байжанака. У-а Калмух.п

Маволей Бибиш 12ае

Мавз. Бибиш цукп

Мавзолей Бибиш. Мастер Калмуханбет. 1907 г.а

Мавз. Бибиш 376а

Мавз. Бибиш оап

Мавз.-Бибиш.-Тор

Мавз. Бибиш. Лев. ст.а

Мавз. Бибиш. Левая стена а

Мавз. Бибиш.  Правая стена а

Кулпытас нроап

Даулет ИЗТЕЛЕУ 

фото из личного архива Алмаза Ордабаева

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)