Этикет поведения: прилично или неприлично
20.01.2017 1681
В современных условиях урбанизации и глобализации произошли изменения традиционного образа жизни казахского народа. Однако основные черты национальной культуры сохранились, пройдя испытание временем

Как правило, общими темами разговора являются интересующие всех различные новости. Существуют также стандартные темы для бесед и их поддержания. Они, в первую очередь, касаются вопросов и ответов о здоровье и благополучии собеседников, их родных, и эти вопросы повторяются в течение всего разговора, особенно при затянувшихся паузах.

Модным стало обсуждение внутриполитической жизни или обстановки в стране, новостей из стран ближнего и дальнего зарубежья, вопросы инфляции, безработицы и пр. Согласно общепринятому традиционному этикету, представители старшего поколения выражают свое мнение по любой проблеме раньше, чем люди среднего и молодого возраста, включая женщин. Причем, что бы ни говорилось, никто не должен их перебивать. При этом хозяин и гости стремятся избегать тем, которые могут оказаться неприятным для некоторых из присутствующих.

Помимо этого существует ряд этикетных предписаний, касающихся поведения не только в гостях, но и у себя дома. Например, есть приличия, позы которых считают запретными. К ним можно отнести следующее: зевать, чихать, сморкаться, открыто ковыряться в зубах после приема пищи, скрещивать руки на груди, показывать пальцами на кого-то из присутствующих, говорить со старшими, держа при этом руки в карманах или сидя в свободной позе, женщинам скрещивать ноги в присутствии старших. Неприличным считается опираться локтями на стол, громко говорить и производить шум в процессе трапезы.

Несоблюдение указанных предписаний кем-то из гостей воспринимается присутствующими верхом неприличия и в следующий раз они подумают, встречаться ли с таким бестактным человеком.

Длительность пребывания гостя в доме варьируется в зависимости от характера приглашения. Обычно кто-то из гостей, который хочет уйти раньше других, заранее предупреждает хозяев и, заручившись их согласием, встает, объявляя, что ему пора уходить, и объясняет причину своего ухода. Прощается со всеми, оставшиеся приподнимаются со своих мест или отвечают кивком головы. Перед тем как встать или выйти из-за стола, все приглашенные благодарят хозяев дома за столь щедрое гостеприимство, пожимают им руки и тепло прощаются, желая им всего наилучшего, произнеся такие общепринятые слова, как: «Отбасыларыңа құт-берекет тілейміз, дастархандарың əрқашанда кең болсын!» (Желаем вашей семье благодати, пусть ваш дастархан всегда будет обильным!).

В процессе расставания с гостями хозяева, как правило, выражают им, в свою очередь, признательность, благодаря их за уважение к дому или семье, произносят следующие общепринятые выражения: «Қош, бақытты- сау болыңыздар!» («До свидания, будьте счастливы и здоровы!»).

Прощание обычно сопровождается не только указанными выше выражениями, но и традиционным рукопожатием и объятиями. По традиции хозяин с супругой проводят гостей до двери квартиры или калитки дома.

Таким образом, гостеприимство, как универсальный способ социального общения между близкими и дальними родственниками, друзьями и товарищами, соседями и земляками, носит постоянный и позитивный характер. Оно способствует также не только тесному взаимодействию, сплочению и сотрудничеству, но и взаимопомощи в различных жизненных ситуациях – радостных и горестных.

Такое общение передается молодому и подрастающему поколению. Разумеется, приведенная нами ситуация, связанная с гостеприимством, в том числе особенности встречи гостей, приветствия, рассаживания, приема пищи, беседы, завершения, расставания и прощания и пр. в некоторой степени упрощена и имеет в различных регионах республики ряд своих особенностей и вариаций.

В связи с развитием нашего общества гостеприимство меняет свою форму и содержание. Если раньше оно было направлено на оказание помощи вошедшему в дом путнику, то теперь это – радушный прием и угощение для заранее приглашенных лиц, хотя до сих пор не исключается и первое.

Махаббат БОЛЬШИНА

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)